Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже
Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»

Создатель авиационных и ракетных двигателей, первый главный конструктор КБХА (ОКБ-154) Семён Ариевич Косберг (1903—1965)

Выдающийся советский конструктор, создатель авиационных и ракетных двигателей, именем которого назван огромный кратер на обратной стороне Луны, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии  Шолом (Семён) Ариевич Косберг родился 14 октября (1 по ст.ст.) 1903 года в небольшом белорусском городке Слуцке и вырос в многодетной семье еврейского кузнеца.

С. А. Косберг

В 1924 году Семён (будем его называть именем, с которым он шёл по жизни) завершил среднее образование. Служил в Красной Армии, слесарил на ленинградской фабрике имени Халтурина.

Он долго искал своё призвание. Проучившись два года в Ленинградском политехническом институте, Семен Косберг осознал, что тягу к конструированию летательных аппаратов преодолеть не может, и перевёлся в Московский авиационный институт. По окончании института в 1930 году был направлен в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ), где прошел путь от инженера-конструктора до начальника научно-исследовательского отдела.

В октябре 1941 года Семён Ариевич Косберг  возглавил  конструкторское бюро по производству новых агрегатов самолётных двигателей, которое разместилось в городе Бердске Новосибирской области. С горсткой специалистов, эвакуированных на Восток, главный конструктор ОКБ-296 создавал систему впрыска топлива для поршневых авиадвигателей, которыми оснащали истребители Лавочкина и бомбардировщики Туполева. Война не оставила им ни дня на полигонные испытания. Командование Военно-воздушных сил ориентировалось только на уверенность генерального конструктора в надёжности конструкции в серийном производстве. Риск был велик и смертельно опасен, но серия пошла. В результате лётные характеристики советских самолётов достигли уровня «мессершмитов» и «фокке-вульфов» и даже превзошли немецкие аналоги. С 1942 по 1949 год серийными авиационными заводами страны было сдано в эксплуатацию более тридцати тысяч аппаратов «косбергского» типа

 

 

По окончании войны в 1946 году ОКБ было перебазировано в Воронеж и стало именоваться ОКБ-154, которое впоследствии было преобразована в легендарное предприятие «КБ «Химавтоматика» (КБХА).

Здание КБХА в Воронеже

Меж тем, в послевоенное время на смену поршневым двигателям пришли реактивные. И ОКБ С.А. Косберга, продолжая работы над агрегатами НВ, начало разработку агрегатов топливной аппаратуры для турбореактивных и турбовинтовых двигателей самолетов.

В связи с тем, что в стране бурными темпами начало развиваться ракетостроение, ОКБ-154 взялось осваивать новую тематику, приступив к разработке жидкостных реактивных двигателей ракет класса «земля—воздух» для противовоздушной обороны страны. А затем началось сотрудничество ОКБ С. А. Косберга с ОКБ-1 С. П. Королёва, которое к тому времени успешно вывело на орбиту три первых искусственных спутника Земли с помощью двухступенчатой ракеты-носителя. Однако дальнейшее изучение космического пространства было невозможно без третьей ступени, которая обеспечила бы разгон корабля до второй космической скорости.

Ракетный двигатель РД-0105

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1959—1960 годах воронежское ОКБ-154 совместно с ОКБ-1 за рекордно короткий срок — 9 месяцев – разработало кислородно-керосиновый ЖРД РД-0105 тягой 5,04 тонн для третьей ступени, применение которой с двигателем РД-0105 дало возможность увеличить массу искусственных спутников Земли с 1400 до 4500 кг и достичь второй космической скорости, что позволило осуществить полеты космических объектов в район Луны и на Луну, облет Луны и фотографирование её обратной стороны. За творческий вклад в эти полеты С. А. Косбергу была присуждена ученая степень доктора технических наук, и он был удостоен Ленинской премии.

 

С.А. Косберг (третий слева) на космодроме Байконур

 

 

Новой самостоятельной разработкой ОКБ-154 стал кислородно-керосиновый ЖРД РД-0109 тягой 5,56 тонн для третьей ступени более совершенной и надежной ракеты — носителя «Восток», с помощью были выполнены задачи всемирного значения, и прежде всего – запуск в космическое пространство первого космонавта Земли Ю. А. Гагарина.

«Поехали!» — это слово, сказанное Юрием Гагариным, известно теперь всему миру. Но вскоре вслед за ним, когда отработала третья ступень ракеты-носителя «Восток», первый космонавт произнес еще одну историческую фразу: «Косберг сработал!» И в тот момент эти слова означали одно – полет проходит в штатном режиме.

 

 

 

Коллективный подвиг первопроходцев советской науки и техники 12 апреля 1961 года навсегда вписал имя С. А. Косберга в историю космонавтики. За выдающиеся заслуги в обеспечении первого в мире полёта человека в космическое пространство, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года Косбергу Семёну Ариевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот».

Л. И. Брежнев вручает награды С. А. Косбергу

 

 

 

Очередными разработками ОКБ-154 стали более мощные кислородно-керосиновые ЖРД: РД-0107 для третьей ступени ракеты-носителя «Восход»; РД-0108 и на его базе существенно модернизированный двигатель РД-0110 для третьей ступени ракеты-носителя «Союз». По своим техническим и эксплуатационным характеристикам каждый из этих двигателей обеспечивал достижение качественно нового уровня развития отечественной ракетной техники.

С помощью ракеты-носителя «Восход» осуществлены первые запуски автоматических межпланетных станций «Луна», «Венера», «Марс», а с помощью РН «Союз» выполняются все задачи выведения на орбиту космических кораблей типа «Союз» с космонавтами на борту и грузовых кораблей типа «Союз Т» для обеспечения эксплуатации долговременных орбитальных станций «Салют» и «Мир».

Огненное испытание двигателя на Испытательном стенде КБХА

Большой заслугой С.А.Косберга было создание в ОКБ за короткий срок современной испытательной базы с хорошо оснащенными экспериментальными лабораториями. Стало возможным вести разработку более мощных ЖРД, работающих как на криогенном топливе, так и на топливе длительного хранения. Первыми из таких ЖРД, работающими по схеме с дожиганием на топливе из азотного тетроксида и несимметричного диметилгидразина, стали РД-0202 и РД-0205 соответственно для первой и второй ступеней ракеты-носителя «Протон» генерального конструктора В.Н.Челомея, с помощью которой были решены такие выдающиеся задачи, как вывод на околоземные орбиты тяжелых автоматических станций «Протон», запуск возвращаемых автоматических станций «Зонд» для облета Луны, доставка на Луну луноходов, запуск межпланетных космических аппаратов, взявших пробы лунного грунта, совершивших посадки на Марс и Венеру, вывод долговременных орбитальных станций «Салют», «Мир» в космос и спутников на стационарную орбиту.

РН «Протон» на старте

Памятник на могиле С.А. Косберга

Однако, отработка и сдача в эксплуатацию упомянутых двигателей закончена без С. А. Косберга. Перед новым 1965 годом, в самые последние дни декабря главный конструктор ОКБ-154 возвращался из Москвы. Погода была неблагоприятная, и самолёт приземлился на более надёжной взлётно-посадочной полосе Воронежского авиационного аэродрома. Семёна Ариевича встречал его личный водитель. Конструктор попросил уступить ему руль. При переезде по дамбе с Левобережья в центр Воронежа автомобиль из-за гололёда снесло с дамбы. Несколько оборотов по насыпи на первый взгляд двум пассажирам особого вреда не нанесли. Косберга, однако, поместили в областную больницу, где он прямо в палате, лёжа на кровати провёл совещание с руководителями своего КБ. Надеялся встретить Новый год в кругу семьи. Но его состояние ухудшалось с каждым часом. Из Москвы срочно вылетела спецрейсом бригада опытных врачей. Но было поздно. Первичная диагностика не определила нарушений внутренних органов.

С. А. Косберг скончался 3 января 1965 года. Ему был 61 год

Работавший в секретной отрасли ракетостроения, Герой Социалистического Труда и Лауреат Ленинской премии, Главный конструктор ОКБ-154, создатель авиационных и ракетных двигателеq? доктор технических наук С.А. Косберг даже в некрологе, опубликованном 5 января 1965 года в газете «Правда», был представлен только как главный конструктор авиационных двигателей. И те же скромные слова выбиты на его памятнике, установленном на Новодевичьем кладбище (участок 6) в Москве: «главный конструктор авиационных двигателей».

 





Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Все права защищены. Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2021
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75367 от 01 апреля 2019 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологи и массовых коммуникаций.
Учредители: А.И. Никонов и Е.М. Никонова
Главный редактор: А.И. Никонов (автор-исполнитель проекта)
тел.: +7 (473) 255-14-75
e-mail: bravo-voronezh@yandex.ru
12+
Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх