Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже
Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»

Генеральный конструктор КБ «Химавтоматика» Александр Дмитриевич Конопатов (1922–2004)

Почетный гражданин Воронежа Генеральный конструктор КБ «Химавтоматика», Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной и Ленинской премий, член-корреспондент академии наук СССР, доктор технических наук Александр Дмитриевич Конопатов родился 10 марта 1922 года в Краснодарском крае, в семье рабочего-нефтяника. Детство провел в Сибири – под Минусинском, куда Конопатовых занесла кочевая работа отца.

В 1939 году Конопатов поступил в Новосибирский инженерно-строительный институт, а осенью 1941-го перевелся в Московский авиационно-технологический институт, эвакуированный из столицы в Новосибирск. После окончания вуза молодого специалиста направили в опытно-конструкторское бюро №296, что дислоцировалось в сибирском городке Бердск и которым руководил Семен Ариевич Косберг, впоследствии вошедший в историю науки как один из пионеров космического ракетостроения.

Когда же в 1947-ом ОКБ Козберга перевели в Воронеж (позже его переименовали в КБ «Химавтоматика», а короче — КБХА), главный конструктор в числе лучших своих помощников забрал с собой и Конопатова. С этого момента судьба навсегда связала Александра Дмитриевича с нашим городом.

Главный конструктор ОКБ-154 С.А. Косберг и его заместитель А. Д. Конопатов

В те годы Конструкторское бюро Косберга (ОКБ-154) занималось разработкой агрегатов для авиационных двигателей. И Конопатов возглавил работу по созданию ЖРД для реактивных самолетов. Проявив себя на том поприще, в 1958 году Александр Дмитриевич стал руководителем конструкторского отдела, которому суждено было решать конструкторские задачи для двигателей ракеты, что должна была вывести советский спутник на орбиту Луны.

И спустя год ракета с тем спутником успешно стартовала в космос…

Потом был полет для фотографирования обратной стороны Луны, исторический «гагаринский прорыв» и запуски на орбиту других пилотируемых кораблей, взятие лунного грунта, «экспедиции» космических аппаратов к Марсу и Венере, вывод в космос долговременных орбитальных станций, старт мощной универсальной ракеты-носителя «Энергия»… Все эти исторические программы реализовывались при непосредственном участии Александра Дмитриевича Конопатова, который отвечал за работы по созданию двигателей для ракетно-космической техники сначала в качестве начальника отдела, а после гибели Косберга в автокатастрофе в 1965 году – в должности главного конструктора воронежского КБХА.

 

Испытательный стенд КБХА

Под его руководством создавались двигатели для космических ракет-носителей «Союз», «Протон», «Энергия» и «движки» для боевых ракетных комплексов «Стилет», «Сатана», РСМ-54. Что ни название, то отдельная глава в освоении космоса и развитии отечественной «оборонки»!

Взлет ракетоносителя на стартовой площадке космодрома Байконур

А.Д. Конопатов у стенда структуры КБХА

При Конопатове велись работы по созданию ракет-носителей, с помощью которых выполнялись такие выдающиеся задачи, как запуск возвращаемых автоматических станций «Зонд» для облета Луны, доставка на наш естественный спутник луноходов, запуск межпланетных космических аппаратов, взявших пробы лунного грунта, а также совершивших посадку на Марс и Венеру.

Успехи КБХА давались ценой огромных усилий. Трудиться приходилось в режиме жесткого цейтнота. Между тем массу вопросов воронежские специалисты решали впервые, ведь каждый проект был новаторским. К примеру, только в начале работ над двигателем для «Энергии» определилось более 100 проблемных задач, хотя к тому времени с момента полета Гагарина прошло уже 13 лет.

Однако еще труднее стало после распада СССР, когда в стране были свернуты многие космические программы. Но и в той ситуации неопределенности ракетостроители не опустили руки. Еще в 1960-е многие технологические достижения КБХА начали внедряться в производство товаров народного потребления и медицинской техники. По инициативе Конопатова даже был создан особый отдел, на счету которого теперь уже целый ряд изобретений для нужд здравоохранения. Этот опыт очень пригодился предприятию в «лихие» 90-е прошлого века.

А.Д. Конопатов и лётчик-космонавт СССР, доктор технических наук А.С. Елисеев

На пенсию Александр Дмитриевич вышел в 1993 году, но «заслуженного отдыха» у него, привыкшего к напряженной работе, не получилось. Вплоть до самой смерти в 2004 году Конопатов продолжал трудиться советником генерального конструктора КБХА — одного из основных и ведущих предприятий по созданию кислородно-водородных жидко-реактивных двигателей, знаменитого воронежского конструкторского бюро, в основание которого Александром Дмитриевичем были заложены самые первые и, как показало время, исключительно прочные камни фундамента.

Здание КБХА в Воронеже





Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Все права защищены. Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2021
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75367 от 01 апреля 2019 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологи и массовых коммуникаций.
Учредители: А.И. Никонов и Е.М. Никонова
Главный редактор: А.И. Никонов (автор-исполнитель проекта)
тел.: +7 (473) 255-14-75
e-mail: bravo-voronezh@yandex.ru
12+
Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх