Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже
Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»

Воронежское адмиралтейство (глава 7): Тавровская верфь и победное окончание Воронежской судостроительной эпопеи

А между тем сам Петр I никогда не забывал о Воронежском адмиралтействе, на верфях которого был рожден русский регулярный военный флот. О том свидетельствует название Азовской губернии, которое сохранилось и после сдачи крепости Азов туркам в 1711 году. Большинство исследователей, усматривая в том сугубо политические цели, высказывают мнение, что Петр I и после потери Азова не терял надежду вернуть России однажды завоеванные им земли Приазовья. Для русского царя, самолюбие которого было задето вынужденным подписанием  Прутского мира, это был не столько вопрос государственной важности, сколько дело чести.

Азовская губерния — символ надежд Петра I

Как бы то ни было, но резиденция вице-губернатора и канцелярия Азовской губернии, которая из Азова поначалу переместилась в Тамбов, в 1715 году была переведена Петром I в Воронеж, что можно объяснить лишь далеко идущими планами царя. И прежде всего тем, что Воронеж, несмотря на передислокацию центра российского кораблестроения в Санкт-Петербург,  продолжал оставаться основной базой кораблестроения на юге России. Ко всему прочему, исходя из переписки азовского вице-губернатора Степана Колычева со столичными царедворцами, Воронеж нравился лично царю.

Воронеж — административный центр Азовской губернии и центр судостроения на юге Российской империи

В последний раз Петр I побывал в Воронеже в 1722 году, будучи императором Всероссийским. Возвращаясь в декабре из Персидского похода, он уже понимал неизбежность новой войны с Османской империей, правящая верхушка которой с недовольством восприняла усиление позиций России на берегах Каспийского моря. Таким образом, на первый план российской внешней политики вышла задача по повторному овладению Азовом – турецкой крепости, исторически закрывающей проход к морю для русских кораблей. А потому российский император  по пути своего следования из Астрахани в  Москву сделал две кратковременные остановки на воронежской земле: сначала в городе Павловске – бывшей крепости и корабельной верфи Осеред, основанной по его повелению 13 лет тому назад, а потом в Воронеже, где в бытность свою Царем всея Руси, Петр I начинал строить первые корабли регулярного военного флота России.

Последний визит Петра I на верфи Воронежского адмиралтейства состоялся осенью 1722 года

После осмотра этих двух судостроительных верфей, где доживали свой век ветшающие корабли Азовского флота, российский император и принял решение о возобновлении военного судостроения на реках Дон и Воронеж. И уже в начале 1723 года по указу Петра I в Воронеж прибыла группа морских  офицеров во главе с героем Гангутского сражения, вице-адмиралом М. Х.  Змаевичем, в помощь которому Петр I назначил своего любимца — корабельного мастера Ф. М. Скляева, к тому времени возвышенного до звания капитана корабельной службы. Этим двум заслуженным ветеранам русского военно-морского флота император Петр Великий повелел создать на верфях возрождаемого Воронежского адмиралтейства новую  военную флотилию. В связи с этим Петра I писал тогдашнему губернатору Азовской губернии генерал-майору П. В. Измайлову, резиденция которого находилась в Воронеже: «Послан от нас на Воронеж и в Павловской вицеадмирал Змаевич для тамошних препорацей. И когда оной к вам приедет, и о чем будет предлагать, тогда по ево требованию все исполняйте, неописываясь к нам».

Новые руководители Воронежского адмиралтейства: вице-адмирал М. Х. Змаевич и капитан корабельной службы Ф. М. Скляев (1723 год)

Однако в Воронеже удобного места для кораблестроения не было обнаружено, а Павловск также отпал, как докладывали  императору Петру I «за многими резоны». И тогда вице-адмирал М.Х. Змаевич совместно с капитаном корабельной службы Ф.М. Скляевым предложили строить корабли на верфи в Таврово. И Петр I, согласившись с их доводами, повелел отправить в Таврово для строительства военных судов 13 тысяч «работных людей» из Санкт-Петербурга, Воронежа и других городов Воронежского края.

Возобновление строительства военных судов под Воронежем на Тавровской верфи в 1723 году

А в середине апреля 1723 года российским императором был подписан указ о строительстве в Таврове военных судов нового Азовского флота, предназначавшихся для боевых действий против турецких кораблей за выход в Чёрное море. Во исполнение этого указа на Тавровской верфи с 1722 по 1723 год было построено 89 судов различных типов, в том числе 23 бота,  6 больших шлюпов, 30 каек и 15 галер, а так же девять  44-пушечных и шесть 8-пушечных прамов, представлявших из себя плоскодонные парусно-гребные суда, которые применялись в основном при осаде крепостей в качестве плавучих батарей.

Корабль-прам эпохи Петра I

Причем, помимо тавровских судов и кораблей, на реках Донец, Усмань и Битюг, а так же на верфях в селах Доброе и Сокольск было построено большое количество будар – больших грузовых лодок, предназначенных для перевозки войск.

Строительство транспортных судов на территории Воронежской губернии в 1723 году

Продолжая активно заниматься вопросами кораблестроения на воронежской земле, в конце весны 1723 года вице-адмирал М.Х. Змаевич представил императору ведомость наличного и потребного числа корабельных пушек, предложив отливать их на местных заводах. Однако планы Петра I изменились, и М. Х.  Змаевич был вызван в Санкт-Петербург для консультаций. Одновременно с тем  император отозвал из Воронежа и корабельного мастера Ф. М. Скляева, который был призван в помощь Петру I для разработки чертежей и росписи первого в истории российского военного флота 100-пушечного линейного корабля 1-го ранга, названного в честь государя и его наследника «Петр Первый и Второй» и заложенного в том же 1723 году на Адмиральской верфи Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербург – новый центр кораблестроения Российской империи

Меж тем, противостояние двух империй  - Российской и Османской — закончилось подписанием в середине июня 1724 года мирного договора между двумя державами. После чего в октябре того же года вышел указ о прекращении работ по строительству судов на реке Воронеж. При этом все построенные суда – прамы и галеры, после окончательной доделки, были подвергнуты консервации: над ними возвели крыши, а так же сняли часть обшивки для лучшей вентиляции воздуха и предохранения от загнивания. Более мелкие суда были помещены в амбары, накрытые гонтами – деревянными пластинами, используемыми в те времена в качестве кровельного материала для покрытия крыш.

Завершение судостроительных работ Воронежским адмиралтейством в 1724 году

На этом большинство современных исследователей ставят последнюю точку в истории военного судостроения на воронежской земле. Так и не достроив свой последний и самый большой «государев» корабль, последний царь всея Руси и первый император Всероссийский Петр Великий умер в 1725 году в возрасте 52 лет — в ночь с 28 на 29 января по старому времяисчислению или 8 феврале по новому стилю…

Остатки доков Тавровской верфи, ныне покоящихся на дне Воронежского водохранилища, которое было заполнено водой в 1972 году

Однако в начале 1730 года на престол Российской империи взошла императрица Всероссийская из династии Романовых Анна Иоановна, при которой весной 1735 года началась вторая от начала XVIII века русско-турецкая война. И тогда для участия в боевых действиях на Азовском море все прамы и галеры, построенные при императоре Петре Великом и хранящиеся в Таврово, были расконсервированы, а недостроенные суда срочно достроены. Помимо этого, еще 20 галер были построены из лесоматериала, заготовленного на Тавровской верфи в 1725 году при жизни Петра I. Все эти военные суда, частично построенные в петровскую эпоху, а в некоторой части изготовленные при императрице Анне Иоановне, вошли в состав Донской флотилии, которая весной 1736 года приняла участие в походе русской армии на Азов.

Донская флотилия при осаде Азова в 1736 году

И после полуторамесячной осады города-крепости Азов, 11 июля 1736 года (по современному времяисчислению) турецкий гарнизон крепости капитулировал. С того момента, как по условиям Прутского договора в середине января 1712 года Азов был передан туркам,  прошло ровно 24 года 7 месяцев и 5 дней. А потому уместно историю Воронежского адмиралтейства закончить крылатой фразой императора Всероссийского Петра Великого, которую он произнес в начале Великой Северной войны, взяв штурмом Нотебург — древнюю русскую крепость Орешек, основанную в 1323 году новгородцами, но с 1612 по 1702 год принадлежавшую шведам: «Правда, что зело жесток сей орех был, однако, слава Богу, счастливо разгрызен!»

Капитуляция Азова. Азовский паша Мустафа Ага вручает ключи от города генерал-фельдмаршалу Ласси (гравюра 1740 года)





Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Все права защищены. Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2021
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75367 от 01 апреля 2019 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологи и массовых коммуникаций.
Учредители: А.И. Никонов и Е.М. Никонова
Главный редактор: А.И. Никонов (автор-исполнитель проекта)
тел.: +7 (473) 255-14-75
e-mail: bravo-voronezh@yandex.ru
12+
Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх