Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже
Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»

Воронежское адмиралтейство (глава 6): Прутский мир и перемещение центра русского военного судостроения в Санкт-Петербург

Бежавший после поражения под Полтавой в Турцию, шведский король Карл XII сумел склонить султана Османской империи к войне с русским царем, которая официально началась в конце осени 1710 года. И к тому времени Азовский флот был готов к боевым действиям. Несмотря на то, что перевод в Азов новых кораблей и военных судов из Воронежа и Таврово не состоялся, в составе флота с учетом проведенного ремонта в боеготовом состоянии находились, не считая мелких судов, 30 вымпелов, включая 7 кораблей и 2 фрегата. А в компанию 1712 года Азовский флот мог бы вступить, имея 132 вымпела против Турецкого флота. При этом для комплектования их экипажей планировалось набрать 20 тысяч человек. Однако ни этим судам, ни экипажам не суждено было участвовать в боевых действиях.

Воронеж: вид с высоты на Успенский Адмиралтейский храм, возле которого проходил спуск кораблей на воду

Летом 1711 года произошло основное событие во второй русско-турецкой войне Петра I: Прутский поход, в котором принял участие сам русский царь с невенчанной женой и будущей царицей Екатериной I, окончился катастрофой. На территории современной Молдавии 40-тысячное русское войско было прижато к правому берегу реки Прут 120-тысячной турецкой армией и 70-тысячной конницей крымских татар. И безнадёжное положение, в котором вместе с армией оказались царь и царица, заставило Петра I пойти на мирные переговоры и заключить с султаном Османской империи позорное для русского царства соглашение.  Согласно Прутскому мирному договору Турция возвращала себе, завоеванный русскими в 1696 году, Азов вместе с побережьем Азовского моря, а русское государство обязывалась срыть все построенные в Приазовье земляные крепости, а так же положить конец Азовскому военному флоту.

Возвращение турецкого гарнизона в крепость Азов (1712 год)

Разрушительный Прутский договор практически остановил судостроительные работы на воронежской земле. И хотя на верфях Воронежского адмиралтейства – на реке Воронеж в Таврово и на Дону в городе-крепости Осеред — корабли ещё продолжали строиться, это уже были единичные суда, а не массовое кораблестроение.В связи с этим крупнейший в русском государстве воронежский судостроительный центр начал перемещаться на Балтику, где шло масштабное строительство военных судов и кораблей Балтийского флота.

Строительство кораблей после подписания Прутского мира в 1711 году

В начале 1712 года Воронеж покинула часть иностранных мастеров и подмастерьев, а вместе с ними 418 плотников и 731 матрос,  которые по царскому указу были направлены в распоряжении Санкт-Петербургского адмиралтейства, куда в том же самом году было переведено все управление кораблестроением и флотом русского царства. При этом с целью сохранности судов и кораблей, остававшихся на верфях Воронежского адмиралтейства, были предприняты все необходимые меры по их консервации. 20 июня 1712 года царь Петр издал указ о заготовке 19 тысяч 500 лубов (срезов верхнего лубяного слоя древесины,  защищающего дерево от намокания и гниения) для внешнего покрытия судов.

Подготовка судов к консервации (начало XVIII века)

Исполнителями царского указа были назначены будущие галерные мастера Иван Немцов и Макей Черкасов, которые выполнили свою работу должным образом: законсервированные ими суда и корабли в течение многих лет стояли на воронежских верфях, готовые в любой момент пополнить состав боевого флота.

Навесы из лубов (гонтов) над кораблями для консервации судов

Одновременно с работами по консервации судов продолжалось перемещение воронежского судостроительного комплекса на север. Несколько лет обозы перевозили из Воронежа в Санкт-Петербург запасы и вооружение для судов Балтийского флота. Только для одной перевозки корабельных припасов и пушек в октябре 1712 года потребовалась 7915 повозок. А в следующем году для подобной операции было задействовано уже 9018 подвод.

Обоз из Воронежа в Санкт-Петербург (1712 год)

На тех повозках из Воронежа в Санкт-Петербург перевезли и знаменитую «модель-камору» (от нидерландского «model-kammer» — комната моделей) с чертежами и моделями «государевых» кораблей, которая была создана Федосеем Скляевым при Воронежском адмиралтействе по распоряжению царя. Перевезенная в 1712 году в Санкт-Петербург и размещенная в одном из зданий Санкт-Петербургского адмиралтейства, эта историческая «камора» послужила основой первого в отечественной истории Морского музея — ныне одного из крупнейших морских музеев мира, Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого.

Экспозиция модель-камеры в здании Главного Адмиралтейства (1865 год)

Символом перемещения центра русского военного кораблестроения с юга на север стал 54-пушечный «государев» корабль «Полтава», который стал первым линейным кораблем Балтийского флота, спущенным на воду со стапелей Санкт-Петербургского адмиралтейства в июне 1712 года. Созданный по проекту русского царя и построенный под руководством Федосея Скляева при личном участии Петра I, он как бы принял эстафету первого линейного корабля русского военного флота, одновременно являющегося первым «государевым кораблем» — «Божье Предвидение», который на реке Воронеж строили те же самые русские мастера-корабелы – Федосей Скляев и царь Петр под именем Петра Михайлова, первого на Руси «адмиралтейской верфи баса», впервые занявшего эту высокую должность при Воронежском адмиралтействе.

Два линейных «государевых корабля»: «Божье Предвидение»/«Гото Предестинация» (Воронежская адмиралтейская верфь, 1700 год) и «Полтава» (Санкт-Петербургская адмиралтейская верфь, 1712 год)

Так первая и самая известная часть воронежской судостроительной эпопеи подошла к своему финалу. По крайней мере, так утверждают некоторые историки, которые, однажды обратив свои взоры в сторону Санкт-Петербурга, куда в 1713 году была перенесена столица русского государства, как бы потеряли исторический интерес к южным провинциям России и Воронежу в частности.

Воронеж: вид с высоты птичьего полета на Успенский Адмиралтейский храм, возле которого проходила церемония спуска на воду кораблей Азовского флота в конце XVII и в начале XVIII веков





Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Все права защищены. Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2021
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75367 от 01 апреля 2019 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологи и массовых коммуникаций.
Учредители: А.И. Никонов и Е.М. Никонова
Главный редактор: А.И. Никонов (автор-исполнитель проекта)
тел.: +7 (473) 255-14-75
e-mail: bravo-voronezh@yandex.ru
12+
Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх