Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже
Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»

Воронежское адмиралтейство (глава 5): Санкт-Петербург и Таврово (1703 – 1709)

6 мая по современному времяисчислению Петр I со свитой прибыл под стены осажденной русскими войсками шведской крепости Ниеншанц, располагавшейся недалеко от устья реки Охта при ее впадении в Неву. И после того, как на шестой день осады гарнизон крепости капитулировал, ниже нее по течению реки 27 мая был заложен первый на отвоеванных у шведов землях Ингерманландии русский город-крепость, который изначально был наречен Санкт-Питербурхом.

Памятный знак «Крепость Ниеншанц» на Охтинском мысу в восточной части Санкт-Петербурга и карта дельты Невы до основания Санкт-Петербурга

В том же самом 1703 году из Воронежского адмиралтейства в новую Олонецкую верфь, основанную на берегу Ладожского озера в 200 километрах от нового города-крепости Санкт-Питербургх, была отправлена артель опытных корабельных плотников во главе с голландским мастером Выбе Геренсом. Приглашенный на русскую службу самим Петром I, который работал учеником мастера на строительстве фрегата «Святой Петр и Павел» на Ост-Индской верфи в Голландии, Выбе Геренс вместе со своим помощником и сыном Геренсом Питером Выбе успел построить в Воронеже два казенных корабля и две яхты.Вместе с корабельными плотниками на ладожские верфи из Воронежа отправлялись и другие специалисты. В их числе находился бывший «преображенец»-«шхипман» Иван Кочет. В 1697 году он, как и царь Петр, ходил в учениках у Выбе Геренса в Голландии, затем учился парусному делу в Венеции, а на воронежских верфях работал подмастерьем при голландских и венецианских парусных мастерах.

Олонецкая/Лодейнопольская верфь на карте и памятник на месте верфи в городе Лодейное поле

И, наконец, на строительство кораблей Балтийского флота в 1704 году был призван Федосей Скляев. «Лучший в своем мастерстве», как охарактеризовал его царь, Ф.М. Скляев был доверенным лицом Петра I и фактически главным кораблестроителем на воронежских верфях, в отсутствие государя решая все принципиальные вопросы, связанные с постройкой кораблей и прочих судов. Причем построенные Федосеем Скляевым «государевы» корабли не уступали по своим качествам линейным кораблям, созданным на верфях воронежского адмиралтейства иностранными корабельными мастерами, и вместе с ними составили первооснову Азовского флота.

Два первых в России корабельных мастера: царь Петр и Федосей Скляев

 Однако, и после того, как Петр I занялся обустройством северных земель и строительством судов нового Балтийского флота, приоритет в кораблестроении в первом десятилетии XVIII века царь отдавал верфям Воронежского адмиралтейства. В очередной раз Петр I приехал в Воронеж в начале весны 1705 года, когда главным делом русского царя была война со Швецией. И хотя шведский король Карл ХII с войсками в то время находился в Польше, он мог в любой момент повернуть на восток и нанести удар по территории русского государства. А потому основным содержанием писем царя, посланных в 1705 году из Воронежа в Москву, Санкт-Петербург и в действующую армию, были военные сюжеты.

Петр I в Воронеже (начало XVIII века)

Но вместе с тем Петра I очень беспокоило обмеление реки Воронеж в районе слободы Чижовки, которое препятствовало плаванию больших кораблей. Построенный здесь в 1704 году английским инженером Джоном Перри, шлюз не изменил кардинально ситуацию к лучшему. А потому в апреле 1705 года Пётр I распорядился перенести Адмиралтейство вместе с корабельной верфью на 7 верст южнее города Воронеж — ближе к выходу в Дон, где в реку Воронеж впадала речка Тавровка. Ее именем и были названы новая крепость Тавров и новая Тавровская верфь, проектировал которую корабельный мастер Федосей Скляев, до того как отправиться в Санкт-Петербург. А помогал ему и затем строил Тавровский судостроительный комплекс Анисим Моляров. Как и Скляев, пройдя рядом с царем весь путь «преображенца» — «шхипмана», он после возвращения Великого посольства в Москву был оставлен Петром I еще на год в Голландии для изучения «фейземакельского дела» — устройства водяных мельниц, водоподъёмных сооружений, насосов и других механизмов. За время своего пребывания за границей Анисим Моляров освоил теорию и практику кораблестроения, изучил доковое и шлюзовое дело, практику оборудования каналов, верфей, эллингов, постройку батопортов, освоил технику дноуглубительных работ и несколько других специальностей, сопутствующих «фейземакельскому делу».

План Тавровской верфи и крепости Тавров, и расположение бывшего судостроительного комплекса на современной карте

В течении лета и осени 1705 года жителями Воронежа и окрестных деревень были возведены бастионы земляной крепости, а так же первые строения Тавровской верфи. По свидетельству английского инженера Джона Перри, в том же 1705 году сюда был перенесен с Адмиралтейского острова деревянный дом Петра. Для этого сначала разобранный, он был заново собран на новом месте, как бы символизируя собой новый центр русского кораблестроения. В Таврово из Воронежа были так же переведены корабельные мастерские и адмиралтейская русская школа, основанная в 1703 году в Воронеже для подготовки младшего командного состава флота.

Тавровская верфь и Адмиралтейство в начале XVIII века (реконструкция В.А. Митина)

Позднее здесь построили адмиралтейский двор с девятью параллельными доками, а так же мастерские, склады, погреба и галерный двор для размещения судов. С того времени в доках на Тавровской верфи, достраивались и оснащались почти все корабли, включая те, что была переведены сюда с Воронежской адмиралтейской ферфи, а так же строились новые гребные и парусные суда всех классов.

Тавровский затон на месте доков Тавровской верфи

Осенью 1708 года над Воронежем и Воронежским адмиралтейством нависла угроза нападения войск Королевской Шведской армии, которая, в 1708 году двинувшись в поход на Москву, остановилась у Могилева, а затем развернулась и продолжила наступление в южном направлении. Этот стратегический маневр короля Карла XII так или иначе мог привести шведов на воронежскую землю — с целью уничтожения строящихся там и уже построенных кораблей русского военного флота.А потому в Воронеж из Санкт-Петербурга выехал сначала Ф.М. Апраксин, возведенный в ранг адмирала, а затем и сам царь Петр. Обеспокоенный угрозой, которая вдруг нависла над его любимым детищем — воронежскими кораблями, Петр I еще перед выездом давал письменные наставления своему любимцу: «Писал я Вам, что неприятель двинулся к Днепру… я чаю лутче то было чтоб и все корабли спустить и свесть в Таврово для лутчего бережения, того приказать слегка все выконопатить дабы могли только до Таврово сплыть, а там паки на блоки поставить…»

Корабли в устье реки Воронеж возле Тавровской верфи (начало XVIII века)

Приехав в Воронеж 23 февраля по новому стилю, царь Петр I первым делом вместе с адмиралом Ф.М. Апраксиным и вице-адмиралом К.И. Крюйсом осмотрел Тавровскую крепость, под защиту пушек и бастионов планировалось перевести недостроенные корабли с Воронежской Адмиралтейской верфи. Найдя крепость достаточно крепкой, Петр I распорядился о переводе Адмиралтейства из Воронежа в Тавров.

План Тавровского судостроительного комплекса XVIII века

Уже в первые дни своего пребывания на воронежской земле  Петр I отвел душу, работая топором на строительстве 16-пушечной яхты. А в апреле царь вместе с сыном царевичем Алексеем и сестрой царевной Натальей принял участие в торжественной церемонии спуска на воду сразу двух «государевых» линейных кораблей -  50-пушечной  «Ластки» и 80-пушечного «Старого орла».

Вид с высоты на Успенский Адмиралтейский храм, возле которого проходил спуск кораблей на воду

После церемонии спуска на воду «государевых» кораблей, которая, традиционно начавшись с архиерейского Богослужения в Успенской Адмиралтейской церкви, прошла под звон церковных колоколов и грохот пушечного салюта, Петр I вместе со всей своей свитой отправился к Азову, чтобы проинспектировать там состояние русских крепостей и флота. И уже оттуда царь Петр I выехал к армии под Полтаву, где, как известно, 8 июля по новому стилю произошло генеральное сражение Северной войны, в котором русские войска под командованием Петра I разгромили шведскую армию Карла XII, и тем самым положили конец господству Швеции в Европе. Однако, прежде чем уехать из Воронежа к армии, царь отдал распоряжение Ричарду Козенцу и Осипу Hаю — английским корабельным мастерам, с 1698 года работавшим по контракту на верфях Воронежского Адмиралтейства — заложить в Таврово новые корабли для Азовского флота в связи с грядущей войной с Османской империей.

Петр I и судостроительная верфь XVIII века

И той же весной 1709 года на тавровской верфи были заложены четыре 80-пушечных линейных корабля, затем в октябре — ещё два 50-пушечных, один 48-пушечный и один 24-пушечный корабль. И, наконец, три 48-пушечных линейных корабля были заложены в Таврово в октябре 1710 года.

Строящиеся корабли на верфи XVIII века

Несмотря на то, что значительная часть судостроительного комплекса из Воронежа была переведена в Тавров, Воронежская Адмиралтейская верфь продолжала играть важную роль в строительстве кораблей. В 1709 году вслед за «государевыми» кораблями «Ластка» и «Старый орел» с ее эллингов сошли четыре 60-пушечных линейных корабля III ранга — «Скорпион», «Сулица», «Цвет войны» и «Шпага», а так же 70-пушечный «Спящий лев». Тем не менее достраивались, оснащались и вооружались эти корабли уже в Таврове, где одновременно со строительством новых кораблей был сооружен плавучий док, в котором годные суда ремонтировались, а устаревшие разбирались.

Строительство и ремонт кораблей в доках XVIII века





Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Все права защищены. Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2021
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75367 от 01 апреля 2019 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологи и массовых коммуникаций.
Учредители: А.И. Никонов и Е.М. Никонова
Главный редактор: А.И. Никонов (автор-исполнитель проекта)
тел.: +7 (473) 255-14-75
e-mail: bravo-voronezh@yandex.ru
12+
Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх