Притяжение земли - самая большая сила нашего мира. Используем её во благо Отечества!
Земляки и все, кто ими себя ощущает, присоединяйтесь к сообществу «Браво, Воронеж! Виват, Россия!»
Большая Страна начинается с Малой Родины... (автор-исполнитель проекта Александр НИКОНОВ)

Воронежское адмиралтейство (глава 3): Первый «государев» корабль (1700)

В январе 1700 года царь всея Руси Петр I подписал ряд важных государственных указов и назначений, в числе которых был указ об учреждении Приказа адмиралтейских дел – одного из первых учреждений военно-морского управления, по сути, военно-морского министерства. Начальником же приказа в чине «адмиралтейца» Петр I назначил одного из ближайших своих соратников и близкого родственника Ф.М. Апраксина, который, начав службу стольником при дворе юного царя, был записан в потешный Семеновский полк, а потому участвовал во всех царских «играх», в том числе и в строительстве «потешной» флотилии на Переяславском озере. В 1696 году, приняв участие во Втором Азовском походе, Ф.М. Апраксин после взятия Азова был произведен в полковники, и в этом звании в 1699 году участвовал в Керченском походе.

Адмиралтеец Ф.М. Апраксин и Адмиралтейский двор в Воронеже в начале XVIII века

Канцелярия Адмиралтейского приказа как общегосударственного ведомства находилась одновременно в столичной Москве и в провинциальном Воронеже, являвшемся в то время центром всего русского судостроения. А потому «адмиралтеец» Ф.М. Апраскин сначала разобрался с «московскими» делами, а потом уже «поехал на Воронеж», догоняя царя, который в начале марта 1700 года приехал в свою воронежскую резиденцию  — «государев дворец», размещавшийся на Адмиралтейском острове. Сюда на следующие восемьдесят дней пребывания русского царя в Воронеже вновь, как то бывало и ранее, переместился политический центр страны. Здесь в те дни решались все важнейшие  государственные дела, связанные в первую очередь с начавшейся в Европе войной со Швецией.

Воронеж – судостроительный и политический центр Московского царства

Одновременно с решением вопросов государственной важности, царь Петр продолжал исполнять возложенные на себя обязанности «адмиралтейской верфи баса». В те дни на одном из эллингов Воронежского адмиралтейства заканчивались отделочные работы на «государевом корабле» — 58-пушечном паруснике «Божественное Предвидение», имевшем второе название «Гото Предестинация». 

Завершение строительства корабля «Гото Предестинация» на Воронежской адмиралтейской верфи (1700 год)

В отсутствие Петра I, по проекту которого создавался корабль, строительством руководили его помощники Федосей Скляев и Лукьян Верещагин. И царь приехал в Воронеж, чтобы самолично достроить, а затем спустить на воду корабль, «им самим построенный», что  в своих письмах подчеркивал Петр I, писавший генерал-адмиралу Ф. А. Головину: «Корабль, чаю при помощи Божией отделать и хочется спустить (если не помешает что) для того, что первый…». Однако, как сообщал царь, в те дни в Воронеже стояли сильные морозы, из-за которых работы по постройке корабля были приостановлены.

Воронежская судостроительная верфь XVIII века (макет)

Дожидаясь оттепели, Петр I произвел инспекцию судам «кумпанств», которые к весне 1700 года были достроены, но пока находились на эллингах Воронежского адмиралтейства. Качество корабельных работ огорчило царя: «кумпанские» корабли, имевшие по большей части деревянное крепление частей, а к тому же плохо проконопаченные и осмоленные, рассыхались. Окончательно убедившись в малой эффективности «кумпанского» метода судостроения, Петр I в конце апреля издал указ, согласно которому «кумпанства», как форма организации корабельного строительства, упразднялись с передачей их имущества в ведомство Адмиралтейского приказа, а для обеспечения дальнейшего строительства флота был введен государственный налог на починку кораблей, покупку корабельных припасов, а так же выплату жалования мастерам и матросам. С этого времени строительство боевых кораблей стало полностью делом государственным. А главный на тот момент представитель государства на территории Воронежского края и Приазовья, начальник Адмиралтейского приказа «адмиратеец» Ф.М. Апраксин вскоре стал осуществлять в Воронеже не только всю военную, но и гражданскую власть.

Вид на Воронеж XVIII века и начальник Адмиралтейского приказа Ф.М. Апраксин, правивший Воронежским краем с 1700 года

Одновременно с государственными задачами Петр I решал и местные проблемы.  Одной из них был старинный Успенский монастырь, который по случайности оказался в центре кораблестроительных работ, развернувшихся на правом берегу реки Воронеж. В короткий срок вблизи Успенского монастыря выросла Немецкая слобода, где жили иностранные корабелы, а так же были воздвигнуты дворцы известнейших вельмож из ближайшего окружения Петра I — Меншикова, Головина, Зотова и других царедворцев, включая Апраксина.

Немецкая слобода в Воронеже XVIII века

Но главной незадачей было то, что Успенский монастырь, по обе стороны которого протянулись верфи, стал мешать строителям кораблей. В конце концов,  в 1700 году Петр I упразднил обитель, переведя монахов из нее  в Алексеево-Акатов монастырь, расположенный выше по течению реки. После чего монастырская Успенская церковь окончательно стала главной «корабельной церковью» Воронежа – по сути, первым в истории России храмом военно-морских сил, который в статусе Адмиралтейской церкви долго еще продолжал служить основным местом торжественных церемоний, связанных со строительством регулярного русского военно-морского флота в Воронеже.

Успенская церковь в эпоху Петра I и в наши дни

Возле Успенской церкви 8 мая по современному времяисчислению или 27 апреля по старому юлианскому календарю и состоялась торжественная церемония спуска на воду первого «государева» корабля, на которой помимо самого царя, присутствовали его десятилетний сын — царевич Алексей, сестра Петра I — царевна Наталья Алексеевна, видные бояре с их женами, многочисленные царедворцы, иностранные послы и другие почетные гости. Под праздничный перезвон церковных колоколов и выстрелы пушек с других судов были обрублены последние державы, и в воды реки Воронеж плавно сошел огромный по меркам той эпохи 58-пушечный корабль, пророчески названный «Божественное Предвидение». И, по обыкновению петровской эпохи, название корабля на его корме было написано по-голландски, как «Гото Предестинация», чтобы смысл имени, имеющего глубоко символическое и политическое значение, был понятен не только русским людям, но и всем иностранцам.

Освящение корабля епископом Митрофаном

Образ первого «государева» корабля сохранился до наших дней благодаря гравюре голландского художника Шхонбека, принятого на русскую службу. Это первый из рисунков современников Петра I, на котором зафиксированы Андреевские кресты, расположенные в крыже нескольких флагов. И нет сомнения, что вымпелы эти, поднятые на мачтах первого в отечественной истории линейного корабля, который был создан русскими корабелами на воронежской верфи, были пошиты здесь же во флажной мастерской Воронежского адмиралтейства – первого адмиралтейства в истории военно-морского флота России.

. «Гото Предестинация» на рисунке П. Бергмана (1700 год)

Меж тем, спустив на воду реки Воронеж первый «государев» корабль, Петр I в том же самом 1700 году заложил на воронежской адмиралтейской верфи 80-пушечный линейный корабль «Старый орёл» («Олт адлер»), строительство которого велось по чертежам царя его помощником Федосеем Скляевым. Сам же Петр I осуществлял общее руководство постройкой второго «государева» корабля под псевдонимом Петра Михайлова — «адмиралтейской верфи баса».

Корабль «Гото Предестинация», построенный по проекту Петра I и при его личном участии в кораблестроительных работах

 





Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Все права защищены. Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2021
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75367 от 01 апреля 2019 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологи и массовых коммуникаций.
Учредители: А.И. Никонов и Е.М. Никонова
Главный редактор: А.И. Никонов (автор-исполнитель проекта)
тел.: +7 (473) 255-14-75
e-mail: bravo-voronezh@yandex.ru
12+
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх