Притяжение земли - самая большая сила нашего мира. Используем её во благо Отечества!
Земляки и все, кто ими себя ощущает, присоединяйтесь к сообществу «Браво, Воронеж! Виват, Россия!»
Большая Страна начинается с Малой Родины... (автор-исполнитель проекта Александр НИКОНОВ)

Воронежское адмиралтейство (глава 1): Азовские походы (1695 – 1696)

Официально вступивший на престол в 1682 году, но по-настоящему воцарившийся лишь после смерти матери в 1694-ом, Петр I уже в следующем 1695 году начал, а, точнее, продолжил ранее начатую войну с Османской империей, как тогда именовалась Турция. Предприняв свой первый военный поход на турецкую крепость Азов и не сумев взять цитадель осадой с суши, молодой русский царь повелел создать к предстоящему Второму Азовскому походу военную флотилию, корабли которой осуществят блокаду турецкой крепости с моря. В связи с этим старинный русский город Воронеж, возникший в конце XVI века, как форпост на южных рубежах русского государства, а затем утративший стратегическое значение пограничной крепости, вновь выдвинулся на передний план исторических событий.

Царь Петр I и город-крепость Воронеж в конце XVII века

Еще до Азовских походов Петра I на берегах Дона и его крупнейших притоков, рек Воронеж и Хопер, протекающих по территории Воронежского края, было налажено строительство парусно-гребных судов — стругов, дощаников и будар, которые использовались для доставки жалования донским казакам, так называемых «донских отпусков»,  а так же для перевозки посольств и войск в Турцию, Крым и обратно. Судостроением на воронежской земле, в основном, занимались служилые люди городовой службы, но по надобности им на помощь приходили посадские люди и даже крестьяне.

Донские отпуски из Воронежа в XVII веке

Что и произошло при подготовке Первого Азовского похода, для обеспечения которого силами Белгородского полка было изготовлено около двух тысяч транспортных судов, в том числе 1317 стругов и 204 морских лодок-однодеревок. Причем по большей части суда были построены на верфях, расположенных на реке Воронеж, начиная с ее верхнего течения (Добренской, Сокольской, Тербеевской (Козловской) и Воронежской), а так же на донских берегах Костенска, Урыва, Коротояка и города-крепости Острогожск, стоящего на реке Тихая Сосна, неподалеку от впадении в Дон.По сути, то была целая военная флотилия, которая весной 1995 года благополучно ушла из Воронежа вниз по течению Дона, оставив в истории имена лишь нескольких самых известных воронежских мастеров судостроения — Поликарпа Завесина, Никифора Кулешова и Мины Прибыткова.

Расположение верфей на реках Воронеж и Дон в XVII веке

Готовя Второй Азовский поход, царь Петр I повел своим указом создать военную флотилию, для которой намечалось построить 2 корабля, 4 небольших судна, именуемых брандерами и предназначенных для поджога неприятельских кораблей, а так же не менее двух десятков галер, 1300 стругов, 500 лодок и 100 плотов.

Корабельное строение» на реке Воронеж (конец XVII века)

Вторым царским указом на «корабельное строение» были привлечены более 27 тысяч работных людей.О начале строительства флота в первом морском уставе России записано: «…усмотрено место к строению корабельному угодное на р. Воронеже под городом того же имени. Призваны из Англии и Голландии искусные мастера и году 1696 началось новое для России дело: строенье великим иждевением кораблей, галер, яхт и протчих судов водных».

Петр I на воронежской верфи

Лично возглавив это «новое дело», Петр I в помощники себе определил Франца Тиммермана – бывшего своего учителя по геометрии и фортификации и первого инструктора, который в свое время обучал кораблестроению юного царя и приближенных к нему солдат Преображенского и Семеновских полков, служивших под началом царевича Петра в рядах его «потешного войска». В 1692 году, окрещенные Тиммерманом «шхипманами» (корабельными плотниками), они строили на берегах Плещеева озера суда царской «потешной флотилии», а теперь  Петр І привлек «преображенцев» и «семеновцев» к строительству настоящего военного флота.

Франц Тиммерман и строительство судов «шхипманами» — солдатами Преображенского и Семеновского полков

Используя навыки, приобретенные на Плещеевом озере, петровские «шхипманы», в числе которых были будущие корабельные мастера Лукьян Верещагин, Гаврила Меньшиков и Федосей Скляев, первыми начали строить боевые суда будущей Азовской флотилии в подмосковном селе Преображенское, превращенном для этого в крупную судостроительную верфь. Вместе с несколькими артелями плотников, прибывшими из Вологды, Нижнего Новгорода и других русских городов, солдаты взялись за изготовление 22 судов по образцу голландской 32-весельной галеры, доставленной в Преображенское в разобранном виде. И так же – подетально – изготовленные здесь галеры отправлялись для дальнейшей сборки в Воронеж. Причем для их перевозки было привлечено около 10 тысяч специальных дровней.

Голландская галера, по образцу которой были изготовлены галеры для Азовской флотилии

Но самые масштабные судостроительные работы развернулись, как и во время первого Азовского похода, в Воронеже на правом берегу одноименной реки — по обе стороны от Успенского монастыря, разделяющего Воронежскую верфь на северную и южную части. Начатое в декабре 1695 года, строительство судов военной флотилии не прекращалось в течение всей зимы, отличавшейся в тот год необычайною суровостью. Круглые сутки на правобережье Воронежа горели костры, а несколько тысяч «работных людей», основную часть которых составляли стрельцы и казаки из городов Белгородского разряда, строили струги и собирали суда из заготовок, которые санным путем свозились в Воронеж из нескольких судостроительных верфей.

Строительство кораблей Азовской флотилии

В 1696 году — 29 февраля по старому юлианскому календарю или 10 марта по современному времяисчислению из Москвы в Воронеж приехал сам Петр I, который поселился в избе подъячего Игната Моторина, стоявшей за пределами крепости в границах северной части верфи, на нынешнем пересечении улиц Большой Стрелецкой и Софьи Перовской. Тут и развернулся «государев разрядный шатер» – так со времен Ивана Грозного называли походную канцелярию царя, откуда, как правило, исходили все его распоряжения по управлению страной. И таким образом политический центр переместился из Москвы в Воронеж, которому в течение 65 дней пребывания в городе царя суждено было исполнять роль неофициальной столицы  Русского государства.

Дом Петра I и судостроительная верфь в Воронеже (реконструкция)

Приезд царя в Воронеж дал мощный толчок к ускорению судостроительных работ. Во второй половине марта 1696 года при его непосредственном участии на Воронежской верфи были заложены два, довольно сложных в техническом исполнении 36-пушечных трехмачтовых галеаса «Апостол Павел» и «Апостол Петр», которые вписаны в историю первыми кораблями регулярного военного флота России.

Построенные на Воронежской верфи, галеасы «Апостол Павел» и «Апостол Петр» — первые корабли регулярного военного флота России

С весны 1696 года в Воронеже под руководством Франца Тиммермана, а также выписанных из Голландии корабельных мастеров Питера Класа и Яна Янсена, началась форсированная постройка галер для предстоящего похода русской армии к Азову. Причем особое внимание было уделено достройке самой красивой из них, которая еще в процессе строительства величалась «Его Величество» или «Кумандера», ибо ей было предназначено плыть под командованием Петра Алексеева, как повелел именовать себя царь Петр I, принимая пост капитана флагманского судна.Примечательно, что корабельными плотниками на достройке «государевой» галеры вместе с царем работали три «преображенца» — Лукьян Верещагин, Гаврила Меньшиков и Федосей Скляев, которые впоследствии, будучи зачислены в команду флагманского судна матросами, убедили Петра I, что его «шхипманы» не только хорошо владеют топорами, но к тому же способны и к матросскому делу.

Строящиеся галеры Азовской флотилии на стапелях Воронежской верфи (макет в экспозиции корабля-музея «Гото Предестинация»)

Как ни странно, но 12 апреля официально не отмечается в России как памятный день истории русского военно-морского флота, но таковым, безусловно, является. В 1696 году этот день (2 апреля по юлианскому календарю) был ознаменован спуском на воду трех первых галер будущего Азовского флота, который изначально именовался в документах «Воронежским». В числе тех судов воронежской сборки находилась и «государева» галера, именуемая некоторыми историками прошлых лет, «матерью русского флота».

«Спуск галеры «Принципиум» на воронежской верфи 3 апреля 1696 г.» (Художник Ю.А. Кушевский)

В наши дни о том знаменательной событии в истории военно-морского флота России напоминает Успенский храм, который в несколько измененном каменном виде стоит на месте прежней деревянной церкви. Рядом с этим храмом на берегу реки Воронеж и произошло таинство крещения флагманской галеры Воронежского флота, нареченной именем «Принципиум». При этом обряд совершил первый воронежский епископ и будущий святитель Митрофан, а имя «государевой» галеры, в переводе с латыни на русский язык означающее «Начало», было выбрано самим  русским царем.

Успенский Адмиралтейский храм в наши дни и образ первого Воронежского епископа, святителя Митрофана на старинной иконе

Месяц спустя, 13 мая по современному времяисчислению отсюда же, от стен Успенского храма, после торжественного архиерейского Богослужения, под звон церковных колоколов и грохот пушечного салюта  из Воронежа на Азов отплыла первое соединение Воронежского флота, состоящее из 8-ми галер. Отряд возглавил сам Петр I, поднявший свой флаг на галере «Принципиум» и набравший экипаж флагмана из 27 солдат-преображенцев, которым  в будущем суждено было стать первыми русскими мастерами-кораблестроителями, а так же капитанами, штурманами и боцманами русского регулярного военного флота.

Галеры Азовской флотилии на реке Воронеж (1696 год)

Гордясь своей ролью командира отряда и назначением, полученным от первого русского адмирала Лефорта, молодой царь в день отплытия из Воронежа отправил письмо одному из своих сподвижников, думному дьяку А.А. Виниусу: «Сего дня с осмью галерами в путь свой пошли, где я от господина адмирала учинен есмь командором».

Корабли Азовской флотилии в походе (1696 год)

Выйдя в поход на Азов, Петр I не смог остаться без дела в пути. За пять дней плавания по Дону, происходившего в основном под парусами, царь составил свод правил из 15 статей для русских военных судов. Озаглавленный как «Устав по галерам», то был первый в истории военно-морского флота России официальный документ, который исследователи рассматривают в качестве прообраза российского военно-морского устава, в свою очередь являющегося одним из самых существенных признаков регулярного флота. 18 мая 1696 года, когда петровская эскадра сделала остановку на территории современной Воронежской области неподалеку от города Богучар — на месте впадения реки Богучарка в Дон, статьи царского указа были объявлены на галерах. А одна из них и по сей день не теряет былой актуальности, глася: «Понеже пока в корабле доски плотно стоят меж себя, тогда всю вселенную могут объехать и никакого шторма не бояться».

Место стоянки галер Петра I при впадения реки Богучарка в Дон, где был зачитан «Устав по галерам»

Корабли Азовской флотилии выполнили свое предназначение: осуществляя блокаду Азова с моря и не позволяя турецким судам прийти на помощь осажденной крепости, они вынудили отчаявшийся гарнизон цитадели  29 июля по современному времяисчислению (или 19 июля по старому юлианскому календарю) сдаться на милость победителя. После чего корабли Азовской флотилии, занимавший стратегическую позицию у крепости Азов, снялись с якоря и возвратились на базы.

Корабль «Апостол Петр» и галеры Азовской флотилии у стен Азовской крепости (фрагмент гравюры Адриана Шхонебека)





Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Все права защищены. Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2021
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75367 от 01 апреля 2019 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологи и массовых коммуникаций.
Учредители: А.И. Никонов и Е.М. Никонова
Главный редактор: А.И. Никонов (автор-исполнитель проекта)
тел.: +7 (473) 255-14-75
e-mail: bravo-voronezh@yandex.ru
12+
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх