Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже
Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»

Тавровская верфь и Тавровское адмиралтейство

Еще в начале воронежской кораблестроительной эпопеи возникла проблема обмеления реки Воронеж. Для повышения уровня воды и беспрепятственного пропуска судов в Дон Указом царя Петр I от 25 сентября 1699 года было предписано перегородить плотинами все речные протоки, начиная от города и до впадения реки Воронеж в Дон. Приглашенный руководить этими работами, английский инженер Джон Перри устроил первую плотину с судоходным шлюзом возле устья реки в 1703 году. Построенная в следующем 1704 году, вторая плотина со шлюзом располагалась непосредственно в черте города, напротив слободы Чижовка. Однако система шлюзования не изменила кардинально ситуацию к лучшему.

Сохранившиеся к началу XX века, «петровские» шлюзы на реке Воронеж (открытки 1910 года)

В конце концов, обеспокоенный обмеление реки Воронеж, которое препятствовало плаванию больших кораблей, строившихся на верфях Воронежского адмиралтейства, Петр I повелел перенести основной судостроительный комплекс на новое место — ближе к выходу в Дон. Таким образом, в 7 верстах южнее города Воронеж возле впадения в реку Воронеж маленькой речушки Тавровка была основана новая корабельная верфь, названная по имени речки Тавровской. Ее проект был выполнен самым известным русским корабельным мастером Федосеем Скляевым при участии «благорного и шурупного дела» мастера Анисима Молярова, возглавившего строительство Тавровской верфи и города-крепости Таврово при ней.

План Тавровской верфи и крепости Тавров, и расположение бывшего судостроительного комплекса на современной карте

По версии известнейшего воронежского краеведа, доктора исторических наук В.П. Загоровского, Тавровский судостроительный комплекс был заложен 1 июня 1705 года начальником Адмиралтейского приказа в чине адмиралтейца Ф. М. Апраксиным. После чего в течении лета и осени того же 1705 года привлеченными на стройку жителями Воронежа и окрестных деревень были сооружены земляные валы и бастионы крепости, а так же возведены первые строения Тавровской верфи — деревянные здания будущей Морской и Солдатской слобод, где поселились судостроители и солдаты местного гарнизона.

Строители Тавровской верфи и ее основатель адмиралтеец Ф. М. Апраксин

И в том же самом 1705 году, по свидетельству английского инженера Джона Перри, из Воронежа в Таврово были перенесены «царский дом, а равно и домы разных чиновников и вельмож, деревянные, как обыкновенно строят в Московии для легчайшей переноски… вместе с жилищами работников». Для этого сначала разобранные, все вышеперечисленные строения были заново собраны возле Тавровской крепости, как бы символизируя собой новообразованный центр русского кораблестроения. После чего, начиная с 1706 года, в Тавровской верфи достраивались и оснащались почти все корабли Воронежского адмиралтейства, а так же строились новые гребные и парусные суда всех классов.

Город Тавров на карте XVIII века и Тавровская верфь-крепость (реконструкция В.А. Митина)

Осенью 1708 года над Воронежским адмиралтейством нависла угроза нападения войск Королевской Шведской армии, которая, в 1708 году двинувшись в поход на Москву, остановилась у Могилева, а затем развернулась и продолжила наступление в южном направлении. С целью подготовить оборону судостроительных верфей, в Воронеж в конце февраля 1709 года приехал сам царь. Вместе с Ф.М. Апраксиным, удостоенным звания адмирала, и вице-адмиралом К.И. Крюйсом он осмотрел Тавровскую крепость, которая была построена как важный в военном отношении пункт, обеспеченный всем необходимым для ведения длительной борьбы с врагом в случае нападения и осады. Ее земляной вал высотой около двух с половиной метров и шириной около 5 метров представлял собой систему укрепленных полос и позиций с четырехгранными остроконечными в плане угловыми бастионами. Помимо этого снаружи вал с бастионами был окружен глубоким рвом шириной от 6 до 24 метров, соединенным с рекой. Найдя крепость достаточно надежной, Петр I повелел переместить под защиту ее пушек и бастионов, все недостроенные корабли с воронежской верфи, а заодно с ними перенести за крепостные стены и само Адмиралтейство, отныне получившее название Тавровское.

Тавровская верфь и Адмиралтейство в начале XVIII века (реконструкция В.А. Митина)

На территорию Тавровского адмиралтейства из Воронежа были так же переведены корабельные мастерские и адмиралтейская русская школа, основанная в 1703 году в Воронеже для подготовки младшего командного состава флота. Позднее здесь построили адмиралтейский двор-крепость с девятью параллельными доками, мастерскими, складами («магазейнами»), погребами, а также примыкавший к крепости с запада галерный двор для размещения судов и ветряная пильная мельница. Таким образом, Таврово со временем превратилось в город, который по значимости опережал Воронеж, являвшийся административным центром громадной губернии.

Вид на современный город Воронеж со стороны микрорайона Таврово

Пребывая в Таврово в феврале 1709 года, Петр I занимался своим любимым делом, работая топором на строительстве 16-пушечной яхты. Затем русский царь вместе с сыном царевичем Алексеем и сестрой царевной Натальей в апреле 1709 года принял участие в торжественной церемонии спуска на воду двух «государевых» линейных кораблей — 50-пушечной «Ластки» и 80-пушечного «Старого орла». И, наконец, отбыв из Воронежа, Петр I отправился к Азову, откуда путь царя лежал к Полтаве, где русской армии под его командованием суждено было одержать величайшую победу в Северной войне.

Петр I на воронежской верфи

При этом, покидая Воронеж, русский царь отдал распоряжение английским мастерам-кораблестроителям Ричарду Козенцу и Осипу Hаю строить новые корабли Азовского флота для вероятной войны с Турцией. И той же весной заложив на тавровской верфи четыре 80-пушечных корабля, они в октябре 1709 года приступили к строительству второй серии боевых судов из двух 50-пушечных, одного 48-пушечного и одного 24-пушечного корабля. И еще три 48-пушечных корабля Азовского флота были заложены английскими корабелами в Таврово в октябре 1710 года (оставшись недостроенными, они были разобраны в 1727 году).

Корабли в доках Тавровской верфи в начале XVIII века

Во славу Азовского флота хорошо потрудился в Таврово и будущий русский галерный мастер Иван Немцов. Работавший помощником Федосея Скляева на строительстве «государевых» линейных кораблей «Старый орел» и «Ластка» и после спуска на воду оставленный при них хранителем, Иван Немцов в 1706 году самостоятельно построил по чертежам Петра I две яхты, в 1707-ом — 12-пушечную тартану, в 1708-ом — три 4-пушечные бригантины. В 1710 году спустив на воду со стапелей Тавровской верфи две 14-пушечные шнявы «Дегас» и «Фалк», Иван Немцов в мае 1711 года заложил в Таврово пять 16-пушечных шняв, три из которых он строил сам, а две английский корабельный мастер Самуил Робертсон.

Судостроительная верфь в XVIII веке (старинная гравюра)

Не считая этих шняв, в 1711 году на Тавровской верфи были построено три шмаки, шесть бригантин и 24-пушечный фрегат. Еще два 36-пушечных фрегата (все без названия) были спущены на воду в следующем 1712 году. А вместе с ними в 1712 году состав Азовского флота были переданы несколько десятков малых судов: пять бригантин постройки Василия Шипилова, 12 палубных корабельных бота (строитель В. Геренс), один пакетбот (строитель капитан Роберт), две брандспреу (строитель Федор Екаленков), а также пять бомбардирских малых шлюпок и несколько казацких малых лодок, которые Василий Шипилов строил совместно с Юрием Русиновым.

Корабли в устье реки Воронеж возле Тавровской верфи (начало XVIII века)

Заключенный с Турцией в 1711 году, печально известный Прутский договор обязал русское царство вернуть ранее завоеванный город-крепость Азов вместе с побережьем Азовского моря, а так же положить конец Азовскому военному флоту. И хотя на верфях Воронежского адмиралтейства – на реке Воронеж в Таврово и на Дону в городе-крепости Осеред — корабли ещё продолжали строиться, это уже были единичные суда, а не массовое кораблестроение, как это происходило ранее.

Строительство кораблей после подписания Прутского мира в 1711 году

В связи с этим крупнейший в русском государстве воронежский судостроительный центр начал перемещаться на Балтику, где шло масштабное строительство военных судов и кораблей Балтийского флота. При этом с целью сохранности судов и кораблей, остававшихся на верфях Воронежа и Таврово, были предприняты все необходимые меры по их консервации. 20 июня 1712 года царь Петр издал указ о заготовке 19 тысяч 500 лубов (срезов верхнего лубяного слоя древесины, защищающего дерево от намокания и гниения) для внешнего покрытия судов.

Подготовка судов к консервации (начало XVIII века)

Исполнителями царского указа были назначены будущие галерные мастера Иван Немцов и Макей Черкасов, которые выполнили свою работу должным образом: законсервированные ими суда и корабли в течение многих лет стояли на воронежских верфях, готовые в любой момент пополнить состав боевого флота.

Навесы из лубов (гонтов) над кораблями для консервации судов

В последний раз Петр I побывал в Воронеже в 1722 году, будучи императором Всероссийским. Возвращаясь в декабре из Персидского похода, он уже понимал неизбежность новой войны с Османской империей, а потому император по пути своего следования из Астрахани в Москву сделал кратковременную остановку на воронежской земле.

Последний визит Петра I на верфи Воронежского адмиралтейства состоялся осенью 1722 года

После осмотра Тавровской судостроительной верфи, где доживали свой век ветшающие корабли Азовского флота, российский император принял решение о возобновлении военного судостроения на реках Дон и Воронеж. И уже в начале 1723 года по указу Петра I в Воронеж прибыла группа морских офицеров во главе с героем Гангутского сражения, вице-адмиралом М. Х. Змаевичем, в помощь которому Петр I назначил своего любимца — корабельного мастера Ф. М. Скляева, к тому времени возвышенного до звания капитана корабельной службы. Этим двум заслуженным ветеранам русского военно-морского флота император Петр Великий повелел создать на верфях возрождаемого Воронежского адмиралтейства новую военную флотилию.

Новые руководители Воронежского адмиралтейства: вице-адмирал М. Х. Змаевич и капитан корабельной службы Ф. М. Скляев (1723 год)

Однако, не обнаружив в Воронеже удобного места для кораблестроения, вице-адмирал М.Х. Змаевич совместно с капитаном корабельной службы Ф.М. Скляевым предложили строить корабли на верфи в Таврово. И Петр I, согласившись с их доводами, повелел отправить в Таврово для строительства военных судов 13 тысяч «работных людей» из Санкт-Петербурга, Воронежа и других городов Воронежского края.

Возобновление строительства военных судов под Воронежем на Тавровской верфи в 1723 году

А в середине апреля 1723 года российским императором был подписан указ о строительстве в Таврове военных судов нового Азовского флота, предназначавшихся для боевых действий против турецких кораблей за выход в Чёрное море. Во исполнение этого указа на Тавровской верфи с 1722 по 1723 год было построено 89 судов различных типов, в том числе 23 бота, 6 больших шлюпов, 30 каек и 15 галер, а так же девять 44-пушечных и шесть 8-пушечных прамов, представлявших из себя плоскодонные парусно-гребные суда, которые применялись в основном при осаде крепостей в качестве плавучих батарей.

Корабль-прам эпохи Петра I

Меж тем, противостояние двух империй — Российской и Османской — закончилось подписанием в середине июня 1724 года мирного договора между двумя державами. После чего в октябре того же года вышел указ о прекращении работ по строительству судов на реке Воронеж. При этом все построенные суда – прамы и галеры, после окончательной доделки, были подвергнуты консервации: над ними возвели крыши, а так же сняли часть обшивки для лучшей вентиляции воздуха и предохранения от загнивания. Более мелкие суда были помещены в амбары, накрытые гонтами – деревянными пластинами, используемыми в те времена в качестве кровельного материала для покрытия крыш.
Фото.

Завершение судостроительных работ Воронежским / Тавровским адмиралтейством в 1724 году

И только спустя 11 лет, когда весной 1735 года началась вторая от начала XVIII века русско-турецкая война, все эти прамы и галеры, хранящиеся в Таврово, были расконсервированы, а недостроенные суда срочно достроены. После чего, включенные в состав Донской флотилии, тавровские суда весной 1736 года приняли участие в походе русской армии на Азов и способствовали вторичному захвату крепости, возвращенной Турции по Прутскому договору 1711 года.

Донская флотилия при осаде Азова в 1736 году

В результате русско-турецкой войны 1735 — 1739 годов Россия прочно закрепилась на берегах Азовского моря, вследствие этого необходимость в строительстве морских судов на верфях Воронежского края отпала. И 15 января 1740 года из Петербурга было послано распоряжение воронежскому губернатору о прекращении кораблестроительных работ в Таврове. Все морские офицеры и матросы, находившиеся в Воронеже и Таврове, отзывались в Петербург. Некоторое время еще продолжавшее существовать, Тавровское адмиралтейство было официально упразднено осенью 1741 года.

План Тавровского судостроительного комплекса XVIII века и вид на Таврово из космоса

Последняя попытка вернуть Тавровскую верфь к жизни была предпринята во время русско-турецкой войны 1768—1769 годов, когда повелением императрицы Екатерины II на старых верфях Дона и его притоках началось строительство очередной Азовской военной флотилии, получившей название «Донскоя экспедиция». В сентябре 1769 года в Таврово было построено несколько парусно-гребных судов нового типа. Но трудность их проводки, связанная с большим мелководьем Дона в этом районе, привела к закрытию Тавровской верфи уже в декабре 1769 года.И в том же году Тавров потерял статус города и стал селом Таврово, которое в 1969 году было включено в состав городской территории Воронежа.

Вид на Таврово с противоположной стороны Воронежского водохранилища

К сожалению, ныне в Таврово практически не осталось следов одного из крупнейших центров русского кораблестроения XVIII века. И слабыми отголосками времен Петра Великого звучат современные названия улиц бывшего города, а ныне отдаленного микрорайона Воронежа: Доковая, Корабельная, Якорная и, разумеется, Петровская….

Улицы-напоминания на карте бывшего города, а ныне микрорайона Таврово городского округа город Воронеж

А ведь хорошо сохранившиеся остатки крепостных бастионов и девяти корабельных доков, которые наряду с Успенской Адмиралтейской церковью являлись уникальным памятником петровской эпохи, можно было видеть здесь вплоть до 1972 года. После чего их навсегда поглотили воды Воронежского водохранилища, в одночасье разлившегося на месте реки Воронеж.

Остатки доков Тавровской верфи, ныне покоящихся на дне Воронежского водохранилища, которое было заполнено водой в 1972 году

К нашим дням уцелели остатки лишь одного дока. Нареченные историками «Руинами Тавровской верфи», они находится в конце Петровской улицы и местными жителями именуются Тавровским затоном. Это единственный в Таврово памятник эпохи строительства первых кораблей военно-морского флота России, если не принимать во внимание песчаную насыпь, на которой когда-то располагался западный бастион галерного двора.

Руины Тавровской верфи





Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Все права защищены. Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2021
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75367 от 01 апреля 2019 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологи и массовых коммуникаций.
Учредители: А.И. Никонов и Е.М. Никонова
Главный редактор: А.И. Никонов (автор-исполнитель проекта)
тел.: +7 (473) 255-14-75
e-mail: bravo-voronezh@yandex.ru
12+
Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх