Притяжение земли - самая большая сила нашего мира. Используем её во благо Отечества!
Земляки и все, кто ими себя ощущает, присоединяйтесь к сообществу «Браво, Воронеж! Виват, Россия!»
Большая Страна начинается с Малой Родины... (автор-исполнитель проекта Александр НИКОНОВ)

Олонецкая верфь (г. Лодейное поле, Ленинградская область)

В 1702 году царь Петр I повелел учредить на впадающих в Ладогу реках несколько верфей с целью строительства судов и парусных кораблей для нарождающегося Балтийского флота. Самая известной из них стала Свирская верфь, основанная на восточном берегу Ладожского озера возле пристани Лодейной. Она вошла в историю еще под двумя наименованиями:  изначально окрещенная Олонецкой по названию уезда, позднее верфь и прилегающая к ней территория стали именоваться Лодейное поле.

Лодейное поле на карте

Дело строительства новой верфи Петр I поручил своему фавориту, будущему первому генерал-губернатору Санкт-Петербурга А.Д. Меншикову. А тот, в начале 1703 года лично осмотрев устье реки Свирь и предполагаемое место основания Олонецкой верфи, в донесении царю отметил, что в окрестностях есть отличные леса, годные для постройки даже больших кораблей.

Основатели Олонецкой верфи Петр I и А.Д. Меншиков

Вслед за этим на Лодейную пристань прибыл будущий комендант верфи И.Я. Яковлев, возглавивший работы по строительству судоверфи. За короткий срок на левом берегу Свири – там, где в наше время располагается центральная часть города Лодейное поле, были возведены кузницы, смольни, канатно-прядильный двор, чертёжные мастерские, провиантские амбары и другие строения, необходимые для обеспечения судостроения. И, конечно же, первым делом был устроен храм во имя апостола Петра и дворец для пребывания государя…

Стела на месте дома Петра I, установленная в 1832 году

В середине весны 1703 года по приказу А.Д. Меншикова на Олонецкой верфи были заложены первые 7 судов, которые строились голландскими и английскими мастерами, а так же русскими подмастерьями из числа волонтеров, обучавшихся мастерству кораблестроения за границей во время Великого Посольства. В основном, то были корабелы, зарекомендовавшие себя как талантливые кораблестроители работой на верфях Воронежского адмиралтейства. В их числе был и голландский мастер Выбе Геренс, под его руководством на Олонецкой верфи создавался первый ранговый корабль Балтийского флота, впоследствии названный «Штандартом».

Судостроительная верфь в начале XVIII века

Будучи одним из первых по-настоящему мореходных и боевых парусников Балтийского флота, он гордо именовался кораблем и вплоть до 1710 года во всех документах числился в качестве линейного корабля, хотя по своему вооружению (28 пушек) и размерам (водоизмещение 200 тонн), конечно же, относился к рангу фрегатов.

Фрегат «Штандарт»: общий вид и корпус судна в разрезе

В строительстве этого корабля лично участвовал Петр I, который с 21 июля находился на Олонецкой верфи, собственным примером побуждая работать весь световой день, который, как известно, летом на севере длится весьма долго. В конечном счете, неуемная энергия и настойчивость русского царя позволили сократить срок строительства первых судов до 5 месяцев.

Петр I на строительстве корабля

В конце августа спущенный на воду, фрегат после оснащения мачтами и парусами был освящен и наречен именем «Штандарт», что имело большое символическое значение. В морском обиходе означающий флаг корабля, личный штандарт царя Петр I с двуглавым орлом, ранее включавший карты трех морей – Белого, Азовского и Каспийского, был дополнен картой Балтийского моря, открытым для плавания русских судов после взятия крепости Ниеншанц.

Штандарт Петра I с картами четырех морей

8 сентября по старому времяисчислению или 19 сентября по новому стилю Петр I, принявший командование над фрегатом «Штандарт» в качестве его капитана под именем Петр Михайлов, поднял на корабле флаг «четырех морей», и в сопровождении семи прочих судов, имевших на борту груз пушек с Олонецких заводов, вышел в Онежское озеро, взяв курс на крепость Ниеншанц, рядом с которой уже строился город Санкт-Петербург.

Лодейное поле: мемориал, на месте спуска на воду фрегата «Штандарт»

Меж тем в октябре того же 1703 года на Олонецкой верфи заложили еще семь 28-пушечных фрегатов, галеру «Святой апостол Петр», 12 скампавей и бригантин. Еще семь 28-пушечных фрегатов были построены здесь в следующем году… А всего на стапелях Олонецкой верфи за годы Северной войны было построено свыше 100 различных судов и кораблей. И не было, пожалуй, ни одного морского похода, ни одной морской баталии, в которых они не участвовали бы. Поэтому Лодейнопольскую/Олонецкую верфь часто именуют колыбелью Балтийского флота и даже его родиной.

Лодейное поле: памятный знак и бюст императора Петра Великого на берегу реки Свирь

Лодейнопольская/Олонецкая верфь была закрыта после окончания Северной войны в 1829 году. Но в память о ее славном прошлом Указом Екатерины Великой от 16 мая 1785 года местность, где была расположена верфь, и прилегающие к ней селения были преобразованы в город: «…За нужное находим на левом берегу Свири при Олонецкой казённой верфи, именуемой Лодейным полем, устроить город, к которому и округу приписать по способности, в нём установить те места, кои должны быть на основании учреждений наших, по свойству жителей…»

Лодейное поле: памятник в честь 300-летия города и его основатель – император Петр Великий

А спустя три года (4 октября 1788 года) императрица Екатерина II утвердила герб города Лодейное поле, описание нижней части которого относится к прошлому города, основанному последним царем Всяя Руси и первым императором Всероссийским Петром I: «в голубом поле оснащенный корабль и на средней мачте императорский штандарт, в знак того, что на находящейся в том городе верфи построенные олончанами корабли вышли в Балтийское море под императорским флагом».

Утвержденный императрицей Екатериной II, герб города Лодейное Поле (1788)





Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Все права защищены. Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2021
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75367 от 01 апреля 2019 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологи и массовых коммуникаций.
Учредители: А.И. Никонов и Е.М. Никонова
Главный редактор: А.И. Никонов (автор-исполнитель проекта)
тел.: +7 (473) 255-14-75
e-mail: bravo-voronezh@yandex.ru
12+
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх