Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже
Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»

Новоладожская верфь (Ленинградская область)

Возникновение и развитие города-крепости Новая Ладога и Новоладожской верфи, в названии своем повторившей имя города, неразрывно связано с деятельностью Петра I по созданию Балтийского флота. В 1702 году, направляясь на новые верфи, только что учрежденные на реках Сясь и Свирь, русский царь посетил устье реки Волхов при ее впадении в Ладожское озеро. Осмотрев, находящийся здесь, старинный Николо-Медведский монастырь, Петр I повелел превратить его в крепость, обнеся территорию монастыря земляным валом и рвом с водой.

Сохранившиеся постройки Николо-Медведского монастыря: храм Иоанна Богослова с приделом Рождества Богородицы и колокольней середины XVIII века

В 1704 году на месте упраздненного Николо-Медведского монастыря, монахов которого переселили в Староладожскую крепость, по указу Петра I была основан город-крепость Новая Ладога и при ней судостроительная верфь. Причем для их обустройства и дальнейших работ по строительству судов царь повелел мобилизовать крестьян из поселений, расположенных выше по течению Волхова. В Поденной записке от 1704 года он писал: «Жителей Старой Ладоги и Тихвина переселить в град Новая Ладога. Сюда же сволочить ссыльных и беглых крестьян».

Строительство оборонительных укреплений и построек будущей верфи (начало XVIII века)

Выполняя повеление царя, к Новой Ладоге было направлено около 2 тысяч человек, которые строили мастерские, приказные избы, провиантские амбары, а затем, углубив устье Волхова, приступили к строительству стапелей.

Расположение верфей в начале XVIII века и вид на реку Волхов от сохранившихся строений бывшего Николо-Медведского монастыря

В конце июля 1708 года Петр I распорядился приступить к постройке первых двух кораблей на Новоладожской верфи, а руководить строительством царь назначил английского корабельного мастера Ричарда Брауна, начавший свою службу в России на верфях Воронежского адмиралтейства. Причем в помощь ему был откомандирован опытный русский корабел Гаврила Меншиков, бывший в Воронеже учеником англичанина.

Строительство кораблей на верфи начала XVIII века

Им, первостроителям русского регулярного военного флота, выпала честь заложить и построить первые крупные боевые суда на Балтике — 50-пушечные линейные корабли 4 ранга «Рига» и «Выборг». При этом Меньшиков параллельно основной работе самостоятельно строил на Олонецкой верфи однотипный новоладожским 50-пушечный корабль «Пернов», который был спущен одновременно с «Ригой» и «Выборгом» летом 1710 года.

Линейные корабли «Выборг» и «Рига» (1710)

Сразу же после этого на освободившихся стапелях Новоладожской верфи Гаврила Меншиков совместно с корабельным мастером Фёдором Салтыковым заложил две 18-пушечные шнявы «Диана» и «Наталья». Причем при спуске судов на воду присутствовал Петр I, который сам прошел на шняве «Наталья», дал высокую оценку ее ходовым качествам.

Шнява «Наталья» и царь Петр I

С именем Петра I связано так же строительство Ладожского канала – самого крупного на тот момент гидротехнического сооружения Европы, связавшего меж собой Шлиссельбург и Новую Ладогу в обход Ладожского озера, судоходство на котором было крайне опасно из-за постоянных штормов и невозможности идти вдоль самого берега по причине мелководья. За один только 1718 год воды Ладоги поглотили около тысячи судов.

Петр I за штурвалом фрегата «Штандарт», идущего в шторм через Ладожское озеро

Это обстоятельство и побудило Петра I приступить к сооружению на южном побережья озера обводного канала, первый набросок проекта которого был сделан рукой царя, и он же, по преданию, вывез первую тачку с землей в день начала его строительства – в конце весны 1719 года.

Строительство Ладожского канала

Строительство Ладожского канала завершилось после смерти последнего царя Всея Руси и первого императора Всероссийского Петра Великого: в мае 1731 года при императрице Анны Иоанновны была торжественно открыта навигация.

Карта Староладожского канала, начинающегося на территории современного города Новая Ладога

К тому времени деятельность Новоладожской верфи, на стапелях которой, начиная с 1712 года, в основном ремонтировались и строились малые суда, стала затихать. Спущеннае на воду в 1741 году, галиот «Олонец» и два шмака «Шлиссельбург» и «Ладога», стали последними судами, построенные на верфи в Новой Ладоге.

Город Новая Ладога с высоты птичьего полета

И ныне о славном прошлом города напоминает лишь памятник императору Петру Великому, который был открыт в Новой Ладоге 28 августа 2004 года в честь празднования 300-летия города, основанного Петром I.

Памятник императору Петру Великому в городе Новая Ладога





Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Все права защищены. Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2021
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75367 от 01 апреля 2019 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологи и массовых коммуникаций.
Учредители: А.И. Никонов и Е.М. Никонова
Главный редактор: А.И. Никонов (автор-исполнитель проекта)
тел.: +7 (473) 255-14-75
e-mail: bravo-voronezh@yandex.ru
12+
Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх