Притяжение земли - самая большая сила нашего мира. Используем её во благо Отечества!
Земляки и все, кто ими себя ощущает, присоединяйтесь к сообществу «Браво, Воронеж! Виват, Россия!»
Большая Страна начинается с Малой Родины... (автор-исполнитель проекта Александр НИКОНОВ)

Адмиралтейские верфи Санкт-Петербурга в эпоху Петра I

К началу Северной войны со Швецией в 1700 году Россия не имела прямого выхода к Балтийскому морю и все военные силы русской армии в районе Балтики были преимущественно сухопутными. А шведы, напротив, обладали здесь мощным флотом, который, будучи четвертым по количеству линейных кораблей и числу корабельных орудий флотом в мире, уступал по силе лишь флотам Англии, Франции и Голландии.

Корабли Шведского Королевского флота на рейде в Стокгольме (XVIII век)

А потому, потерпев сокрушительное поражение в первом же сражении у стен шведской крепости Нарва, русский царь в начале 1701 года — 22 января по старому летоисчислению или 2 февраля по новому стилю — подписал указ о постройке первых боевых судов будущего флота, повелев одному из участников Нарвского похода, стольнику И.Ю. Татищеву: «В оборону и на отпор против неприятельских свейских войск на Ладожском озере сделать военных 6 кораблей по 18 пушек». Так было положено начало Балтийскому флоту, первой корабельной верфью которого стала Сясьcкая, расположенная в устье реки Сясь при ее впадении в Ладожское озеро.

Вид на бывшей село Сяськие Рядки и место расположения Сяськой верфи в XVIII веке

На следующий год по указу Петра I началось строительство второй верфи Балтийского флота. Основанная на восточном берегу Ладожского озера на реке Свирь, она вошла в историю под тремя названиями – как Свирская, Олонецкая и Лодейнопольская. Здесь были заложены и спущены на воду первые ранговые корабли Балтийского флота11 фрегатов и 12 шняв, а в их числе легендарный 28-пушечный фрегат «Штандарт», который в сентябре 1703 года под командованием Петра I в звании капитана возглавил переход первой эскадры Балтийского флота с Олонецкой верфи в Санкт-Петербург.

Петр I за штурвалом фрегата «Штандарт», идущего в шторм через Ладожское озеро

Это нелегкое и опасное плавание через штормовую Ладогу, в конечном счете, привело Петра I к идее создания судостроительной верфи в пределах строящегося города-крепости Санкт-Петербург. По преданию, царь сам выбрал для нее место на берегу Большой Невы напротив строящейся Петропавловской крепости. В одном из самых любопытных архивных документов петровской эпохи, озаглавленном «Журнал государя Петра I с 1695 по 1709 год, сочиненный бароном Гизеном» этот исторический эпизод описан коротко и емко: «1704, ноября. В 5-й день заложили Адмиралтейский дом и были в остерии и веселились...».

Место закладки Петром I «Адмиралтейского дома» на карте 1698 года

Первая судостроительная верфь в Санкт-Петербурге строилась по плану, собственноручно исполненному русским царем и ныне хранящемуся в Центральном военно-морском архиве. По замыслу Петра I «Адмиралтейский дом» представлял собою группу различных зданий, из которых главные объединялись в одно гигантское П-образное сооружение. На самой площадке располагались сараи, кузницы, а у Невы – эллинги и стапели для постройки гребных и парусных деревянных судов различного назначения и ранга.

План Санкт-Петербургской крепости-верфи, основанной Петром I (начало XVIII века)

Общее руководство строительством, как и всем, что тогда строилось в Санкт-Петербурге, царь возложил на своего фаворита А. Д. Меншикова, назначенного первым Санкт-Петербургским губернатором, а в помощь ему были приданы петербургский обер-комендант Яков Брюс и олонецкий комендант Иван Яковлев, которые развернули бурную деятельность на берегах Большой Невы. При этом ход строительства контролировал сам Петр I, который зачастую брал в руки топор, чтобы на личном примере показать, как надо строить.

«Петр I на строительстве Санкт-Петербурга» (художник Г.А. Песис)

Спустя пять месяцев после основания «Адмиралтейского дома» на стройке трудилось более 1000 человек и 226 лошадей с подводами. И таким образом, основные работы по сооружению Санкт-Петербургской корабельной верфи завершились уже к осени 1705 года. И как знак окончания стройки 1 октября над башней с въездными воротами установили шпиль — второй в Санкт-Петербурге после шпиля Петропавловского собора, уже ставшего символом нового города.

Шпиль «Адмиралтейского дома»: в эпоху Петра I и в наши дни

К тому времени Адмиралтейская верфь была превращена в цитадель, способную отразить нападение противника. Все ее 10 эллингов и вспомогательные здания были обнесены высоким земляным валом с пятью бастионами, обороноспособность которых была увеличена за счет глубоких рвов. И в конце 1705 года Адмиралтейская крепость приняла на первую зимовку флотилию боевых судов. Причем с них сняли 100 пушек, установив орудия на валу вокруг крепости, а моряки этих кораблей составили первый гарнизон крепости.

Адмиралтейская верфь-крепость в Санкт-Петербурге (начало XVIII века)

Для судостроительных работ на новой Санкт-Петербургской верфи царь призвал из Воронежа несколько артелей плотников во главе с голландским мастером Выбе Геренсом и двумя русскими опытными корабелами Федосеем Скляевым и Гаврилой Меншиковым, которые успели хорошо зарекомендовать себя на строительстве кораблей Азовского флота.

Царь Петр I на судостроительной верфи

Первый кораблем, спущенным на воду Невы в мае 1706 года, стал 18-пушечный прам или, проще говоря, парусно-гребная плавучая батарея. Судно, построенное под руководством Выбе Геренса, получило символическое имя «Arcanne», что в переводе с французского означает «красный мел» — обычный для того времени инструмент корабельных мастеров, которым они размечали бревна и доски при постройке кораблей. По канонам военно-морской науки того времени, корабли такого типа были незаменимы при обороне побережья от вражеских десантов, а потому прам сразу отправили к острову Котлину для огневой поддержки крепости Кроншлот (с 1721 года Кронштадт), запиравшей шведам вход в устье Невы.

Плавучая батарея XVIII века: макет и рисунок «прама»

Спустя несколько дней со стапелей Санкт-Петербургской верфи сошло второе судно — яхта «Святая Екатерина», за постройкой которой следил сам Петр. Построенная в Англии, она была приведена морем в Архангельск, там разобрана и перевезена в Санкт-Петербург, где ее собрали, вероятнее всего, под руководством Федосея Скляева или Гаврилы Меншикова, которые уже в начале июля заложили на стапелях Адмиралтейской верфи яхту «Надежда» типа шнявы.

Адмиралтейская верфь в начале XVIII века (музей-макет «Петровская Акватория», Санкт-Петербург)

Строившаяся по проекту Ф. Скляева и не имевшаяся артиллерийского вооружения, она стала вторым судном, полностью построенным в Санкт-Петербурге. При этом, спущенная на воду в конце октября 1706 года, яхта «Надежда» показала себя самой быстроходной яхтой Балтийского флота, отобрав пальму первенства у скоростной шнявы «Мункер».

Русские шнявы: легкие парусные корабли XVIII века

В следующем году на Адмиралтейской верфи Санкт-Петербурга Федосеем Скляевым была построена 16-пушечная шнява «Лизет». Петр I настолько был доволен новым кораблем, что произвел Скляева в чин морского поручика Преображенского полка. Кроме этого, новоиспеченному поручику был выдан «пас мастерский», то есть свидетельство о его производстве в мастера корабельно-строительных дел. И таким образом, Федосей Скляев стал первым в России корабельным мастером. Разумеется, после царя Петра I, официально занявшего должность «адмиралтейской верфи баса» (то есть мастера) еще в Воронеже в 1698 году.

Фото. Два первых в России корабельных мастера: царь Петр и Федосей Скляев

В мае 1710 года на территории Адмиралтейских верфей был построен и освящен храм во имя преподобного Исаакия Далматского – святого, особо почитаемого Петром I, который родился в день памяти святителя 30 мая по юлианскому календарю. Ныне известное, как величественный Исаакиевский собор, первоначальное здание адмиралтейского храма было деревянным и одноэтажным. Здесь в 1712 году (19 февраля по старому юлианскому календарю или 1 марта по современному времяисчислению) венчались будущий император Всероссийский Петр I и будущая императрица Екатерина I . В походном журнале есть запись за этот день: «Венчание его величества совершено утром в Исаакиевском соборе. В 10 часов утра высокобрачные при залпах с бастионов Петропавловской и Адмиралтейской крепости вступили в свой зимний дом».

Первый храм во имя преподобного Исаакия Далматского и собор преподобного Исаакия Далматского (Исаакиевский собор) в наши дни

И в том же самом 1712 году — 26 июня по новому стилю — орудия Петропавловской и Адмиралтейской крепости салютовали первому линейному кораблю «Полтава», созданному на стапелях Санкт-Петербургской верфи и получившему свое имя в честь победной Полтавской битвы. Заложенный в 1709 году, он был построен корабельным мастером Федосеем Скляевым по совместному проекту с Петром I, в дальнейшем принимавшим личное участие в строительства судна, которое, несмотря на свой невысокий IV корабельный ранг, вписано в историю в самом высоком статусе «государева» корабля.

«Государев» корабль «Полтава» — первый линейный корабль, созданный в Санкт-Петербурге на стапелях Адмиралтейской верфи (корабельные мастера Петр Михайлов (Петр I) и Федосей Скляев, 1712)

Торжественно спущенный со стапелей на воду Невы в присутствии царя Петра I, «царевны Екатерины Алексеевны и Натальи Алексеевны и всей царской фамилии», корабль «Полтава» прослужил в составе Балтийского флота более двух десятилетий. А спустя три столетия, воссозданный петербуржскими корабелами как исторический корабль-реплика, «Полтава» в 2018 году обрел новую жизнь в качестве корабля-символа Санкт-Петербурга.

«Полтава»: корабль-реплика и корабль-памятник – символы Санкт-Петербурга новейшего времени

Впрочем, кораблем-символом Санкт-Петербурга «Полтава» была и в эпоху Петра I, символизируя своим рождением на Адмиралтейской верфи перемещения центра кораблестроения с юга на северо-запад страны. Разрушительный Прутский договор приостановил кораблестроительные работы на воронежской земле. И хотя на верфях Воронежского Адмиралтейства — в Таврово и на реке Осеред — корабли ещё продолжали строиться, это уже было не массовое кораблестроение конца XVII и начала XVIII веков.

Петр I и Федосей Скляев на строительстве корабля

Вслед за Федосеем Скляевым в начале 1712 года верфи Воронежского адмиралтейства покинула часть иностранных мастеров и подмастерьев, а вместе с ними 418 плотников и 731 матрос,  которые по царскому указу были направлены в распоряжении Санкт-Петербургского адмиралтейства, куда в том же самом году из Воронежа было переведено все управление кораблестроением и флотом России.

Адмиралтейская верфь в Санкт-Петербурге в начале XVIII века (реконструкция)

Благодаря притоку опытных судостроителей в Санкт-Петербург орудия Петропавловской и Адмиралтейской крепости в 1713 и в 1714 году салютовали уже 60-пушечным линейным кораблям III ранга – «Святая Екатерина» и «Шлиссельбург», которые были построены на Адмиралтейской верфи Санкт-Петербурга под руководством английского мастера Ричарда Броуна, начинавшего, как и все остальные корабелы, свою русскую службу в качестве корабельного мастера Воронежского адмиралтейства.

Адмиралтейская верфь в начале XVIII века (музей-макет «Петровская Акватория», Санкт-Петербург)

В 1715 году, когда в Санкт-Петербурге работало уже более 10 тысяч кораблестроителей, со стапелей Адмиралтейской верфи в воду Невы был спущен 64-пушечный линейный корабль III ранга «Ингерманланд», нареченный так в честь земель, известных под названием Ингерманландия и отвоеванных у шведов в начале Северной войны. Построенный по проекту Петра I, а затем периодически ходивший под его царским штандартом, то был один из самых удачных кораблей английского мастера Ричарда Козенца, который с 1700 по 1709 года работал на верфях Воронежского адмиралтейства, в общей сложности создав там восемь 80- , 70- , 48- и 24-пушечных кораблей Азовского флота. Однако по-настоящему талант этого одаренного кораблестроителя расцвел в Санкт-Петербурге, где Ричард Козенц, прослужив более двадцати лет на Адмиралтейских верфях, построил для Балтийского флота 17 кораблей и других судов боевого назначения.

Линейный корабль III ранга «Ингерманланд» (корабельный мастер Ричард Козенц 1715)

В 1718 году на Адмиралтейской верфи закончилось строительство первого русского 90-пушечного линейного корабля I ранга «Лесное». Получивший свое имя в честь победного сражения русской армии при Лесной, то был очередной «государев» корабль, заложенный царем совместно со Федосеем Скляевым, но построенный при участии Гаврилы Меньшикова.

«Государев» линейный корабль I ранга «Лесное» (корабельные мастера Петр Михайлов (Петр I) и Федосей Скляев, 1718)

Заслужив этой работой одобрение Петра I, Гаврила Меньшиков получил от царя приказ построить на Адмиралтейской верфи вместо погибшего корабля «Нарва» новый 64-пушечный корабль под таким же названием. Так было положено начало доброй традиции, действующей по сей день и предусматривающей передачу имени выбывшего из строя корабля другому, новому.

Первый парад кораблей Балтийского флота (1723)

В 1719 году на башне Адмиралтейской верфи появился металлический шпиль и знаменитый кораблик-флюгер, созданный голландским мастером Харманом ван Болосом. Доподлинно неизвестно, какое судно послужило его прообразом, так как ни один из кораблей, построенных на Санкт-Петербургской верфи до 1719 года, не похож по силуэту на кораблик. Тем не менее он является одним из самых узнаваемых образов-символов Санкт-Петербурга.

Корабль-флюгер на шпиле Адмиралтейства – образ-символ эпохи Петра I и современного города Санкт-Петербург

С 1720 по 1725 год Адмиралтейская верфь стала местом опытного строительства первой русской подводной лодки – так называемого, «потаенного судна», проект которого был разработан изобретателем-самоучкой Ефимом Никоновым. По указанию Петра I построив сперва модель, а затем и полноразмерное подводное судно, изобретатель осенью 1724 года испытал его в присутствии Петра I. Однако, все закончились аварией: при ударе о грунт дно корабля оказалось проломлено. Ефим Никонов и четыре гребца только чудом избежали неминуемой смерти.

Император Петр I на испытаниях «потаенного судная» Ефима Никонова (1724)

И в то же самое время на верфи Санкт-Петербургского Адмиралтейства строился первый в истории российского флота 100-пушечный линейный корабль I ранга «Петр Первый и Второй». Его конструкция была спроектирована лично Петром I, которому в разработке чертежей и росписи корабля помогал Федосей Скляев.

Корабельный мастер Федосей Скляев и «адмиралтейской верфи бас» Петр Михайлов (последний царь всея Руси и первый император Всероссийский Петр Великий)

Ему то и пришлось достраивать «государев» корабль после смерти императора Петра Великого в 1725 году. Причем по этому поводу у первого русского мастера разгорелся конфликт с чиновниками из Адмиралтейств-коллегии, которые первоначально поручили достраивать корабль Петром I англичанину Ричарду Броуну. Это вызвало протест всех русских кораблестроителей, уверенных в том, что достраивать корабль императора Всероссийского должны исключительно российские мастера. Как главный конструктор и хранитель царских чертежей Скляев отказался выдать их Броуну и, в конце концов, добившись решения Екатерины I о достройке корабля русскими мастерами, завершил дело, начатое первым «корабельным басом» России.

линейный корабль I ранга «Петр Первый и Второй»

В эпоху Петра I на верфях Санкт-Петербургского Адмиралтейства было построено 23 корабля и более двухсот галер. А всего со дня основания «Адмиралтейского дома» до наших дней на одном из самых известных российских судостроительных предприятий — заводе «Адмиралтейские верфи», являющемся правопреемником верфей Санкт-Петербургского Адмиралтейства, построено более 2600 кораблей и судов: первые русские пароходы, линкоры и крейсеры, первый в мире атомный ледокол, уникальные исследовательские и глубоководные аппараты, танкеры, в том числе усиленного ледового класса, и более 300 подводных лодок различных проектов, включая первое «потаенное судно», созданное изобретателем-самоучкой Ефимом Никоновым.

Адмиралтейские верфи эпохи императора Петра Великого и завод «Адмиралтейские верфи» нашего времени





Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Все права защищены. Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2021
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75367 от 01 апреля 2019 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологи и массовых коммуникаций.
Учредители: А.И. Никонов и Е.М. Никонова
Главный редактор: А.И. Никонов (автор-исполнитель проекта)
тел.: +7 (473) 255-14-75
e-mail: bravo-voronezh@yandex.ru
12+
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх