Притяжение земли - самая большая сила нашего мира. Используем её во благо Отечества!
Земляки и все, кто ими себя ощущает, присоединяйтесь к сообществу «Браво, Воронеж! Виват, Россия!»
Большая Страна начинается с Малой Родины... (автор-исполнитель проекта Александр НИКОНОВ)

Добренская верфь (Липецкая область)

Ныне являющееся административным центром одноименного района Липецкой области, село Доброе было основано на правом берегу реки Воронеж в конце XVI века и первоначально называлось Доброе Городище. Окруженное строевым лесом, являющимся хорошим материалом для судостроения, поселение еще во времена Ивана IV славилось своими дощаниками и «однодеревыми лодками», которые местные жители поставляли на воронежские и донские пристани для «донских отпусков» – ежегодной отправки по воде в низовья Дона хлеба, сукна, вина и боеприпасов, необходимых для жизнедеятельности донских казаков, которые обороняли южные границы русского государства.

Река Воронеж в селе Доброе

Особый размах судостроение приобрел при царе Алексее Михайловиче, когда строить суда для «донских отпусков» обязали всех жителей верховья реки Воронеж. Одной только осенью 1646 года из Доброго, Сокольска, Романова и Лебедяни было отправлено на Азов 100 стругов, часть из которых участвовала в военных действиях против крымских татар.

Судостроение на реке Воронеж (XVII век)

В 1647 году рядом с поселением Доброе Городище возвели деревянную крепость, которая вошла в состав Белгородской засечной черты как город Добрый. Отныне суда здесь строились под защитой крепостных стен, что обеспечивало безопасность судостроителей. Причем к работам по изготовлению судов отныне вместе с посадскими людьми привлекались и служилые городовой службы — стрельцы, казаки и пушкари.

Город Добрый – крепость Белгородской засечной черты

Это их руками во исполнение указа царя Петра I, готовившегося выступить в свой первый Азовскийпоход, на Добринской верфи зимой и весной 1695 года были построены десятки разных транспортных судов — стругов, морских лодок и плотов для доставки войск, боеприпасов, артиллерии и продовольствия водным путем к Азову.

Набережная села Доброе: памятный знак на месте Добренской верфи

Пришлось добренцам поработать и в период подготовки второго Азовского похода. В книге «Истории русского флота. Период Азовский», изданной в 1864 году в Санкт-Петербурге и написанной одним из самых первых и самых известнейшим историков военно-морского флота С.И. Елагиным, цитируются документы той поры: «В Добром. Стольник Сильвестр Огибалов да подьячий Иван Суровцев, добренцы, данковцы, епифанцы, ефремовцы, ельчане, тульчане. 3065 человек сделали 205 стругов мерою 13 и 12 сажен и в том числе 2 с чердаками и один ертаульный, да отписано 42 лодки». Это было время расцвета Добренской верфи, к которой в 1695 году было приписано 12 городов и 4743 человека из числа работных людей, трудившихся на постройке судов.

Судостроение на реке Воронеж (XVII век)

И, кстати, отсюда же от пристани Добренской крепости сплавлялся лес на воронежские верфи для строительства первых и самых известных кораблей Азовского флота, а в том числе «Апостол Пётр» и «Гото Предистинация» («Божие предвидение»). Обеспечивая лесосплав, добренцы в 1699 году массово отправлялись на рубку леса, выделку дубовых брусьев, заготовку дёгтя и смолы для корабельного дела.

 

Лесозаготовки в XVII – XVIII веках

Обращаясь с Указом к воеводе И.А. Карееву, царь Петр I строго приказывал: «добровцам всяких чинов работным людям сделать сорок будар больших для возки лесных припасов и к корабельному делу изготовить десять тысяч вёдер смолы жидкой, да двести брусков дубовых… Да теми же добровцы готовить лесные припасы на десять мореходных судов, которые велено делать Шипилову. Да из тех же добровцев 1200 человек для заготовления на корабли лесных припасов отдать Костентину Иванову…А в прибавок к тем бударам сделать ещё тридцать будар с кровли и подстилки и с байками и с лодками со всеми припасы… Да сделать же к 18 паускам 18 лодок, да к бударкам 30 лодок. При них сто водоливов».

Вид на современное село Доброе и реку Воронеж с высоты птичьего полета

Ныне о Добренской верфи напоминает лишь этот скромный мемориал в виде высокой мачты, увенчанной макетом парусного корабля петровской эпохи, который установлен жителями села Доброе на берегу реки Воронеж, где в стародавние времена строились лодки и откуда сплавлялся лес для строительства кораблей Азовского флота.

Памятный знак в честь Добренской верфи в селе Доброе (Липецкая область)





Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Все права защищены. Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2021
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75367 от 01 апреля 2019 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологи и массовых коммуникаций.
Учредители: А.И. Никонов и Е.М. Никонова
Главный редактор: А.И. Никонов (автор-исполнитель проекта)
тел.: +7 (473) 255-14-75
e-mail: bravo-voronezh@yandex.ru
12+
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх