Притяжение земли - самая большая сила нашего мира. Используем её во благо Отечества!
Земляки и все, кто ими себя ощущает, присоединяйтесь к сообществу «Браво, Воронеж! Виват, Россия!»
Большая Страна начинается с Малой Родины... (автор-исполнитель проекта Александр НИКОНОВ)

Композитор и дирижёр, политкаторжанин Михаил Иосифович Носырев (1924—1981)

Композитор и дирижёр Михаил Иосифович Носырев родился 28 мая 1924 года в городе Ленинграде. С восьми лет учился игре на скрипке и фортепиано. Окончив с отличием в 1940 году специальную музыкальную школу-десятилетку, был принят без экзаменов в Ленинградскую консерваторию в класс композиции и дирижирования.

Выпускник Ленинградской специальной музыкальной школы-десятилетки Миша Носырев (1940 год)

В послевоенное время награжденный медалью «За оборону Ленинграда», Михаил Носырев, оказавшись в блокадном Ленинграде,  делил тяготы жизни вместе со всеми блокадниками. Он рыл окопы, дежурил на улицах ночного города, голодал и продолжал деятельность музыканта, играя на скрипке в оркестрах, оставшихся в осаждённом городе, выступая с концертными бригадами перед бойцами Ленинградского фронта.

В послевоенное время награжденный медалью «За оборону Ленинграда», солист оркестра Ленинградского радиокомитета и дирижер-стажер Ленинградского театра Музыкальной комедии Михаил Носырев (1942 год)

30 сентября 1943 года солист оркестра Ленинградского радиокомитета и дирижер-стажер Ленинградского театра Музыкальной комедии Михаил Носырев вместе с матерью и отчимом, приехавшим на побывку с фронта, был арестован по доносу одной из преподавательниц консерватории органами НКВД, и приговорен к расстрелу по ст.58 УК РСФСР. Основным доказательством вины был дневник «антисоветского содержания», изъятый у девятнадцатилетнего юноши при обыске.

Приговоренный к расстрелу по статье 58 УК РСФСР, дирижер-стажер Ленинградского театра Музыкальной комедии Михаил Носырев (1943 год)

Десять мучительных дней просидел он в камере смертников. Однако произошло чудо – расстрел был заменен десятилетним заключением.
Десять лет в концентрационном лагере Воркуты – для многих тот приговор был равнозначен смертному. Но он выжил. И не последнюю роль в том сыграла музыка, которую Михаил Носырев начал сочинять в тюремных застенках. Основные темы всех его будущих произведений, как он рассказывал впоследствии, зазвучали в нем именно тогда.

М.И. Носырев — заключенный ВОРКУТЛАГа (Воркутинского лагеря НКВД)

В последние три года своего заключения Михаилу Иосифовичу посчастливилось попасть в Воркутинский музыкально-драматический театр, в котором он занял место концертмейстера и дирижера, при этом активно занимаясь оркестровыми аранжировками, а также сочинением инструментальных и вокальных фрагментов для театральных постановок. Так формировался этот удивительно тонкий, яркий, разносторонний музыкант. Воркута заменила ему и консерваторию, и аспирантуру, и композиторский факультет.

М.И. Носырев — дирижер-концертмейстер Воркутинского музыкально-драматического театра (1950 год)

После освобождения в 1953 году Михаил Иосифович, по обычной практике тех лет, остался в Сыктывкаре (на поселении) с поражением в гражданских правах на пять лет. Работал в Коми республиканском театре драмы, где дирижировал оркестром и продолжал сочинять музыку.
Эта музыка и связала его навсегда со своей женой — студенткой Сыктывкарского педагогического института Эммой, на стихи которой Михаилом Носыревым был написан «Марш Коми молодежи». Там же в Сыктывкаре родился у них и сын, названный в честь отца Михаилом.

Молодожены — Михаил и Эмма Носыревы (Сыктывкар, 1953 год)

В 1958 году семья Носыревых переехала в Воронеж, куда Михаила Иосифовича пригласили на работу дирижёром театра музыкальной комедии, позднее преобразованного в музыкальный театр, а затем — в театр оперы и балета. Став очередным дирижером театра, Носырев сразу включился в работу над премьерными постановками опер, балетов и оперетт.

Дирижёр Воронежского музыкального театра М.И. Носырев (1958 год)

За 23 года на этой сцене с его участием было поставлено 40 спектаклей, в том числе 4 оперы, 23 балета и 12 оперетт. М.И. Носырев владел выдающимся дирижерским даром. Уже сама внешняя сторона дирижерской манеры Михаила Иосифовича обладала магической притягательностью. Поразительной красоты и пластики руки, гибкость и в то же время величавость фигуры, выразительность жеста – уже одно это позволяет назвать его прирожденным дирижером.

Дирижёр Михаил Носырев (фрагменты портрета работы воронежского художника Бориса Каткова)

И до сих пор в театре о Михаиле Иосифовиче рассказывают легенды: ему, как безотказному специалисту, сбрасывали самую трудоемкую, неблагодарную и порой бессмысленную работу, ибо, зарабатывая на пропитание каторжным трудом дирижера “на подхвате”, он наизусть знал партитуры всех спектаклей и мог дирижировать оркестром, даже не заглядывая в ноты.

Дирижёр М.И. Носырев

Талант Михаила Иосифовича проявлялся в самых разных сферах музыкального творчества. Он был симфоническим и оперным дирижёром, скрипачом, пианистом. Но главным его наследием стало композиторское творчество. Особое место в нём занимают балеты. В историю культуры Воронежа вошел его балет «Песнь торжествующей любви» по одноименной повести Ивана Сергеевича Тургенева, который не сходил со сцены оперы и балета почти 20 лет.

Композитор и дирижёр М.И. Носырев с артистами балета и фрагмент балета «Песнь торжествующей любви»

Свою музыку Михаил Иосифович писал, в основном, летом во время отпуска — в сельском доме. Не прибегая к помощи фортепиано, писал сразу начисто симфоническую партитуру. Только профессионал может оценить всю сложность такой работы и потрясающий уровень мастерства, необходимый для этого.
В своем деле он был мастером с большой буквы. Таким Михаил Иосифович и запомнился людям, которые знали его, — уверенным в себе и своих силах, никогда неунывающим человеком. Однако, познав всю горечь лагерного заключения, он и после освобождения продолжал жить с тяжелой травмой в душе. Однажды поставленная в личном деле, печать «политкаторжанина» продолжала незримо ломать ему жизнь…

М.И. Носырев и воронежский композиторы

За время работы в воронежском Театре оперы и балета М.И. Носырев трижды представлялся к званию Заслуженного деятеля искусств РСФСР, но всякий раз документы не шли дальше обкома КПСС, где в те времена решались подобные «кадровые» вопросы. Дважды Михаил Иосифовичу отказывали и в приеме в члены Союза композиторов СССР, в конце концов, приняв лишь благодаря личному вмешательству Д.Д. Шостаковича, который в то время возглавлял Российскую композиторскую организацию.

Два композитора одной эпохи: М.И. Носырев и Д.Д. Шостакович

Творческий путь М.И. Носырева был своеобразным художническим подвигом. Разрабатывая идеи западных авангардных технологий с учетом отечественных традиций, композитор смело экспериментировал с музыкой. И надо помнить, по тем временам то были опасные эксперименты с точки зрения господствующей идеологии коммунизма. В четырёх симфониях и трёх инструментальных концертах был воплощен главный конфликт мироощущения композитора — противостояние творческой личности и бездуховной государственной машины. Эти монументальные сочинения Ммхаила Носырева стали не только высокими художественными достижениями, но и яркими историческими документами своей эпохи, сопоставимыми по эмоциональной силе и значимости с известными литературными памятниками «сидельцев сталинской эпохи» Варлама Шаламова, Александра Солженицына, Лидии Гинзбург и Василия Гроссмана.

Памятник жертвам политических репрессий в Воркуте

Жизнь композитора Михаила Носырева оборвалась 24 марта 1981 года… А семь лет и девять месяцев спустя — в 1988 году — Верховный суд СССР реабилитировал его полностью. Посмертно…

Впрочем, сам Михаил Иосифович полагал, что по-настоящему реабилитировать его может лишь созданная им музыка. Что и произошло – независимо от решения бывшего Верховного суда СССР – на развалинах несуществующего ныне Советского Союза. Сначала в России, а потом и за ее пределами заговорили о «симфонизме Носырева», как о явлении музыки XX века, а на переломе тысячелетий в начале XXI века в Лондоне на пяти компакт-дисках были изданы многотысячными тиражами все основные произведения композитора: четыре симфонии, три концерта (для скрипки, фортепиано и виолончели с оркестром) и балет «Песнь торжествующей любви».

Концерт памяти композитора М.И. Носырева. За дирижёрским пультом В.В. Вербицкий

Сегодня имя Михаила Носырева называют среди самых выдающихся композиторов XX столетия, и музыка его звучит в городах Европы, в Москве, на родине композитора в Санкт-Петербурге и, разумеется, в Воронеже, где имя Михаила Иосифовича, как бы изъятое у прошлого для будущего, присвоено детской школе искусств №11.

Выступление учащихся детской школы искусств №11 имени М.И. Носырева





Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Все права защищены. Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2021
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75367 от 01 апреля 2019 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологи и массовых коммуникаций.
Учредители: А.И. Никонов и Е.М. Никонова
Главный редактор: А.И. Никонов (автор-исполнитель проекта)
тел.: +7 (473) 255-14-75
e-mail: bravo-voronezh@yandex.ru
12+
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх