Притяжение земли - самая большая сила нашего мира. Используем её во благо Воронежского края!
Земляки и все, кто ими себя ощущает, присоединяйтесь к сообществу «Браво, Воронеж! Виват, Россия!»
С Малой Родины начинается Большая страна...

Выдающийся русский живописец и рисовальщик Николай Николаевич Ге (1831 — 1894)

Выдающийся русский живописец и рисовальщик, мастер портретов, исторических и религиозных полотен Николай Николаевич Ге родился 28 февраля (15 по ст. ст.) 1831 года в Воронеже на улице Введенской (ныне – Освобождения труда) в доме сохранившемся до наших дней и был крещён в близлежащей Введенской церкви.

Дом, в котором родился Н. Н. Ге, и храм, где его крестили

Его дед, Иосиф Ге, был французским дворянином, переехавшим в Россию, тем самым спасшись от революционного террора во Франции. По-французски его фамилия писалась Gay.

Улица Введенская/Освобождение труда, на которой жила семья Николая Ге

В 1831 году, когда родился Николай, в центральных губерниях Российской империи свирепствовала холера. Мать будущего художника скончалась от холеры спустя три месяца после рождения сына. По настоянию отца заботы о воспитании новорожденного взяла на себя няня, крепостная женщина.

Алексеево-Акатов монастырь, возле которого жила семья Ге

Раннее детство Николая прошло в деревне, а в 1841 году его привезли в Киев, где он в десятилетнем возрасте поступил в Первую киевскую гимназию. И там преподавателями, обратившие внимание на способности юноши к рисунку и живописи, была предсказана будущность художника.

Первая киевская гимназия

Однако по окончании гимназии Николай по совету отца поступил на физико-математический факультет Киевского университета, а позже – продолжил обучение в Петербургском университете на аналогичном факультете. Но он не окончил ни одного из этих курсов, тяга Николая Ге к живописи была сильней интереса к математике. Еще обучаясь в университете, Николай Ге упорно учился рисованию в стенах Эрмитажа.
Императорская Академия художеств.
В 1850 году Н.Н. Ге бросил университет и поступил в Академию художеств, где занимался под руководством академика, профессора живописи, известного петербургского художника Петра Басина. Ещё в юном возрасте, пораженный творчеством Карла Брюллова, Н.Н. Ге тщательно изучал и копировал стиль и живописные приемы любимого художника, что наложило определённый отпечаток на его собственную живописную манеру.

Забела Анна Петровна — жена художника Н.Н. Ге

В 1856 году женившись на киевлянке Анне Забеле, за семь лет обучения в Академии художник выполнил три официальные программы. В 1853 году за живопись с натуры он был удостоен Малой серебряной медали; в 1856 году за «Ахиллеса, оплакивающего Патрокла» — Малой золотой медали, а в 1857 году за программу «Саул у аэндорской волшебницы» Большой золотой медали, вместе с которой Николай получил право на пенсионерскую поездку в Европу.

Н.Н. Ге «Саул у аэндорской волшебницы»

Что интересно, в то самом 1857 году, когда из стен академии с большой золотой медалью вышел блестящий живописец, урожденный в Воронеже Николай Ге, студентом Императорской Академии художеств стал еще один наш прославленный земляк Иван Крамской, с которым Н. Н. Ге в дальнейшем не раз сходился на перекрестках жизни.

Два великих воронежца: Николай Крамской и Николай Ге

В 1857 году, обосновавшись в Риме, Н. Н. Ге старательно изучал предметы древнего искусства, историю Древнего Рима. Там же в Риме он познакомился с художником Александром Ивановым и его знаменитой картиной «Явление Христа народу», что, в конечном случае, положило начало всему дальнейшему творчеству Н.Н. Ге.

Картина «Явление Христа народу» в экспозиции Третьяковской галереи

30 сентября 1857 года у художника рождается сын Николай, 21 августа 1859 года — Петр. Разросшаяся семья и, в связи с этим увеличившиеся материальные трудности заставили Ге покинуть Рим.

Портрет жены художника Анны Петровны с сыновьями Николаем и Петром

В 1860 году живописец переезжает во Флоренцию. Здесь Николай обращается к религии, усердно читает Евангелие, пытается интерпретировать его в живописи. В 1861 году художник начинает работу над полотном «Тайная вечеря», предварительно вылепив из глины всех персонажей и найдя нужный угол обзора. Техника исполнения полотна была несколько необычной и весьма трудоемкой.

Эскиз к картине «Тайная вечеря»

Первоначально художником были выполнены живописные этюды. Так голову апостола Иоанна он написал со своей жены, апостола Петра — с самого себя. А прообразом Христа стала творческая переработка портретов А. И. Герцена и русского певца Г. П. Кондратьева. Картина была почти закончена в 1863 году, но неожиданно ночью художник вошел в мастерскую, и ища какой-то предмет, поставил перед глиняной моделью лампу-лючерну. Н.Н. Ге был настолько поражен неожиданным эффектом освещения, что тотчас переписал картину заново.

Н.Н. Ге «Тайная вечеря»

В 1863 году Н.Н. Ге привёз Тайную вечерю» в Петербург и выставил на осенней выставке в Академии Художеств. Картина произвела на публику сильное впечатление. Официальная пресса усмотрела в картине «торжество материализма и нигилизма», а цензура запретила воспроизводить эту картину в копиях. Тем не менее, «Тайная вечеря» кисти Н.Н. Ге была приобретена цесаревичем Николаем Александровичем в личную коллекцию. Таким образом, творчество Ге получило общественное признание и несомненный успех у искушенной столичной публики. За «Тайную вечерю» Академия присвоила Н. Н. Ге звание профессора. И, минуя звание академика, он был избран также и Действительным членом Императорской Академии художеств.

Портрет Н.Н. Ге кисти И.Е. Репина

После недолгого пребывания в России, в начале 1864 года Н. Н. Ге вернулся во Флоренцию, где начал писать новую большую картину «Вестники Воскресения». Одновременно с тем он реализовал себя как выдающийся художник-портретист. В своих портретах Н.Н. Ге раскрываал характер, настроение, темперамент человека. Среди его работ того периода были портреты живописцев Г.Г. Мясоедова и А.А.Иванова, скульптора М.А. Чижова, архитектора Л.В. Даля, артиста В.В. Самойлова, публициста Е.И. Утина и декабриста А.И. Герцена. При этом решение «писать Герцена» было чрезвычайно рискованным: тот был «государственным преступником» и политическим эмигрантом — непримиримым противником крепостничества и русского самодержавия. Полотно было закончено очень быстро — за пять сеансов. По мнению критиков, портрет А. И. Герцена — лучший в творческом наследии Н. Н. Ге.

Портрет А.И. Герцена

Живя во Флоренции, Н.Н. Ге также написал так же немало пейзажей. Именно в этом жанре творчество художника наиболее соответствует академическим канонам. Примером тому служат произведения «Закат солнца на море», «Залив в Вико близ Неаполя», «Вико», «Вид на Везувий в Вико».

Н.Н. Ге «Вид на Везувий в Вико»

В 1858—1859 годах, побывав в городке Фраскати, живописец создает полотна «Фраскати. Дубы и платаны» , «Фраскати. Горные дали», «Облака. Фраскати» . После посещения Сан-Теренцо в 1862 году Николай Николаевич пишет пейзажи «Ночь в Сан-Теренцо», «Залив Специя в Сан-Теренцо».

Н.Н. Ге «Залив Специя в Сан-Теренцо»

В 1868 году художник переезжает в Каррару. Наиболее известное произведение этого периода картина «Перевозка мрамора в Карраре».

Н.Н. Ге «Перевозка мрамора в Карраре»

В 1867 году Н. Н. Ге окончил свою картину «Вестники Воскресения» и выслал её на выставку Академии Художеств, но его картину там не приняли(критики посмеивались над его Марией Магдалиной, которая несла известие о Воскресении Христа, называя ее ласточкой или сорокой.

Н.Н. Ге «Вестники Воскресения»

Друзья художника выставили её в художественном клубе, но картина никакого успеха у публики не имела. Та же участь постигала и новое его произведение — «Христос в Гефсиманском саду».

Н.Н. Ге «Христос в Гефсиманском саду»: картина и эскиз

Эти неудачи заставили Н. Н. Ге на время отказаться от библейской темы и обратиться к русским историческим сюжетам , на этот раз русским, ему родным и близким.

В 1869 году вернувшись в Россию и с семьей поселившись в Петербурге на Васильевском острове, Н.Н. Ге принял горячее и деятельное участие в организации «Товарищества передвижных художественных выставок».

Художники «Товарищества передвижных художественных выставок»

Вместе с Мясоедовым и И.Н. Крамским, став одним из его создателей, он участвует в комиссии по пересмотру устава Академии художеств. Н.Н. Ге был введен в состав академического совета и награжден орденом Святой Анны III степени.

Экспозиция зала Н.Н. Ге в Третьяковской галерее. 1902

Самое известная картина . Н.Н. Ге этого периода — «Петр Первый и царевич Алексей», написанная им специально для Первой выставки передвижников. «Я питал симпатии к Петру, – писал художник, – но затем, изучив многие документы, увидел, что симпатии не может быть. Я взвинчивал в себе симпатии к Петру, говорил, что у него общественные интересы были выше чувства отца, и это оправдывало жестокость его, но убивало идеал».

Н.Н. Ге «Петр Первый и царевич Алексей»

Картина произвела сильное впечатление на современников. П. Н. Третьяков, увидев еще незаконченное полотно в мастерской художника, изъявил желание приобрести его для своей коллекции. Однако на выставке картина приглянулась Александру II, который попросил оставить ее за собой. Никто из свиты не решился сказать императору, что картина уже продана. По этому поводу состоялся негласный спор между Александру II и П. Н. Третьяковым, для кого из них картина должна быть повторена Н. Н. Ге, а кому достанется оригинал.
Живя и работая в Петербурге, в 1870-е годы художник написал хрестоматийно известные портреты многих представителей русской культуры того, среди которых были прозаики Михаил Салтыкова-Щедрин и Иван Тургенев, поэт Николай Некрасов, скульптор Михаил Антокольский, историк Николай Костомаров и другие.

Портреты кисти Н. Ге: М. Салтыков-Щедрин, И. Тургенев и Н. Некрасов

В «петербургский период» творчества Н. Н. Ге были также написаны картины на исторические темы: «Екатерина II у гроба Елизаветы» (1874) и «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском» (1875), которые однако уступают по мастерству исполнения «Допросу Петра Первого».

Н.Н. Ге «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском»

В 1875 году, раздосадованный равнодушием зрителей и критики, Н. Н. Ге покинул столицу Российской империи и надолго переселился в Черниговскую губернию, где купил небольшой хутор неподалеку от железнодорожной станции Плиски. До 1879 года он почти не работал, отказавшись от заманчивых предложений профессорства в Академии Художеств и даже от заказа росписи храма Христа Спасителя в Москве.

Николай Николаевич Ге: фотография и портрет кисти Н. А. Ярошенко

В душе художника совершился серьёзный переворот: он на время отказался от искусства и занялся вопросами религии и морали. В своих записках того времени Н. Н. Ге писал, что надо жить сельским трудом, что искусство не может служить средством к жизни, что им нельзя торговать. Участвуя в работе земских учреждений, в своем хуторе он разводил пчёл, занимался садом, клал печи, а писал только портреты близких и соседей.

Н.Н. Ге у себя на хуторе

Крайняя нужда, однако, заставила художника ради получения средств к существованию и выплаты накопившихся долгов писать много «заказных» портретов местных богачей, за которые он брался крайне неохотно. Так, Н. Н. Ге выполнены парные портреты крупного сахарозаводчика Терещенко и его супруги, портрет соседа по имению крепостного помещика И. Я. Петрункевича (1878) и другие.

Дом и мастерская Н.Н. Ге на хуторе Ивановский

Свидетельством духовного кризиса, по-видимому, можно считать и картину «Милосердие» (1880), где Н. Н. Ге нарушил все тогдашние каноны в изображении Иисуса Христа: его герой изображен в виде оборванного нищего. Работа подверглась уничтожающей критике и не была принята «в обществе». В порыве душевного волнения художник уничтожил это полотно. Впоследствии специалисты Третьяковской галереи с помощью рентгенограммы обнаружили картину «Милосердие»: поверх неё и была написана маслом картина «Что есть истина?».

картина «Милосердие» (1880), поверх которой была написана маслом картина «Что есть истина?» (1890)

Кризис художника продолжалось до 1882 года, когда он прочёл статью Л. Н. Толстого. Увидев в писателе родственную душу, Н. Н. Ге поехал в Хамовники, где они сдружились со Львом Николаевичем. В 1884-м художник пишет его портрет, который экспонировался на Двенадцатой передвижной выставке.

Портрет Л.Н. Толстого кисти Н.Н. Ге в экспозиции Третьяковской галереи

В то же время он пишет портреты Лихачёвой, Костычева и других, делает рисунки к повести Л. Н. Толстого «Чем люди живы» и лепит бюст писателя.

Н.Н. Ге. Рисунки к повести Л. Н. Толстого «Чем люди живы»

В начале 1886 года художник расходится со своей женой Анной Петровной. Имея обязательства перед семьей, Николай Николаевич отказывается от своего имущества в пользу жены и сыновей.

Н.Н. Ге и родственники

Начиная с 1888 года, Н.Н. Ге работает над картинами евангельского цикла. Художник создает полотна «Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад» (1889), «Что есть истина?» (1890), «Иуда» («Совесть») (1891), «Голгофа» (1892), «Суд Синедриона» (1892), «Распятие» в нескольких вариантах.

Н.Н. Ге в мастерской (коло 1892 года)

Трудился Н.Н. Ге мучительно: создавал вариант за вариантом, редко доводил их до конца, никогда не был доволен сделанным. И сама судьба его картин складывалась драматично. В российских газетах того времени разгорелась полемика по поводу последних произведений художника. По мнению большинства критиков его картины не соответствовали смыслу евангельского рассказа, что было главным критерием оценки произведения. Одна из актрис, входящих в высшее общество, спросила у Н.Н. Ге: «Почему это Христос такой некрасивый?» На что художник ответил: «Сударыня, да Христос — это не лошадь и не корова, чтобы быть ему красивым, я до сих пор не знаю ничего лучше человеческого лица, да и, притом, человек, которого били целую ночь, не мог походить на розу».

Н.Н. Ге «Что есть истина?»

Отношение к картинам Н. Н. Ге, высказанное в большинстве газет и журналов было резко отрицательным. Критика приобрела характер травли, что подготовило общественное мнение к официальному запрещению картины «Что есть истина?». 6 марта 1890 года К. П. Победоносцев в донесении Александру III охарактеризовал картину как «кощунственную, глубоко оскорбляющую религиозное чувство, и при том несомненно тенденциозную» и предположил, что её публичный показ может привести к возникновению в народе «нареканий на правительство».
Картину «Что есть истина?» сняли с выставки. Один из поклонников Н. Н. Ге повёз её по Европе и в Америку, но там особого впечатления она не произвела. Та же участь постигла «Суд Синедриона» (1892), которую на академическую выставку не допустил президент Академии художеств.

Н.Н. Ге «Суд Синедриона»

Первый вариант «Распятия» (1892) Н. Н. Ге уничтожил. Еще один вариант «Распятия» в начале 1894 года был запрещен к демонстрации императором Александром III, и художник показывал его только у себя на квартире. А незаконченную картину «Голгофа» (1892) публика увидела лишь после смерти Н. Н. Ге.

Н.Н. Ге: «Распятие» и «Голгофа»

За год до своей кончины художник написал свой знаменитый «Автопортрет» (1893, Холст, масло. Киевский национальный музей русского искусства). С полотна предстал облик немолодого человека, который не утратил пристального взгляда на жизнь и творчество. «Автопортрет» признано считается одной из лучших работ Н. Н. Ге.

Николай Николаевич Ге «Автопортрет»

Николай Николаевич Ге ушел из жизни 13 июня (1 по ст. ст.) 1894 года. Его похоронили на хуторе рядом с бывшей женой, скончавшейся в 1891 году. Кроме родных, на его похороны никто не приехал. Однако на 23-й выставке Товарищества передвижников в 1895 году была организована посмертная выставка художник Н.Н. Ге.

Памятник на могиле Н.Н. Ге





Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Все права защищены. Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2020
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75367 от 01 апреля 2019 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологи и массовых коммуникаций.
Учредители: А.И. Никонов и Е.М. Никонова
Главный редактор: А.И. Никонов
тел.: +7 (473) 255-14-75
e-mail: bravovoronezh@gmail.com
12+
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх