Притяжение земли - самая большая сила нашего мира. Используем её во благо нашего края! Земляки и все, кто ими себя ощущает, присоединяйтесь к нашим сообществам "Браво, Воронеж!" в социальных сетях

Воронежский край в эпоху Петра I: от спуска на воду корабля «Гото Предестинация» до прекращения судостроения на воронежских верфях(1700 — 1725 гг.)

8 мая (27 апреля по старому стилю) 1700 года в Воронеже произошло событие общероссийского значения, ради которого в город вслед за царем приехали царевич Алексей Петрович (сын Петра I), царевна Наталья Алексеевна (сестра Петра I), а так же иностранные послы, видные бояре и многочисленные царедворцы. В этот день со стапелей воронежской верфи в воды реки Воронеж был торжественно спущен корабль «Гото Предестинация» («Божье предвиденье») — первый в отечественной истории линейный корабль и первый корабль IV ранга по британской ранговой классификации 1706 года, впервые по проекту Петра I и при его личном участии в кораблестроительных работах.

«Гото Предестинация» на гравюрах Адриана Шхонебека (1700 г.)

В то историческое время всеми корабельными делами в России руководил Адмиралтейский приказ, образованный в Воронеже Указом Его Царского Величества от 17 декабря 1696 года и поначалу возглавляемый думным дворянином, окольничем А. П. Протасьевым, которому, как главному распорядителю по постройке флота России, было дано совершенно новое для России звание адмиралтейца. Однако в ноябре 1700 года он был уличен во взяточничестве и отстранен царем от должности с лишением звания. После чего Петр I определил новым адмиралтейцем своего родственника и в будущем первого губернатора Азовской губернии Федора Матвеевича Апраксина, который свыше десяти лет руководил Адмиралтейским приказом в Воронеже, занимаясь строительством Азовского флота и одновременно с тем командуя российским кораблестроением в целом.

Адмиралтеец Ф. М. Апраксин и Воронежское адмиралтейство

К тому времени окончательно утратив значение военной крепости на Белгородской засечной черте, Воронеж постепенно превращался в европейский город. 1700 год был ознаменован еще одним историческим событием местного значения: в Воронеже были установлены большие железные часы с пятью боевыми колоколами, что было большой редкостью в тогдашней России. Их появление в городе означало повышение его статуса. Значение Воронежа подчеркивалось и его административным положением. В 1701 город стал центром Адмиралтейского округа, в который изначально было включено «для корабельных работ» 10 городов.

Воронеж 1703 года (гравюра К. де Бруина)

К началу XVIII века Воронеж изменился внешне. Центр города с правого высокого берега переместился к реке, где действовала судостроительная верфь. На острове, образованном двумя протоками Воронежа, было построено адмиралтейство. В него входили цитадель (крепость) и цейхгауз (здание для хранения военного имущества). Недалеко от адмиралтейства находился деревянный дворец, выстроенный специально для Петра, а чуть далее расположился парусный двор, на котором изготовляли парусное полотно для судов.

Воронежское адмиралтейство (начало XVIII века)

Как центр российского кораблестроения, Воронеж сделался известным не только во всех концах России, но и во многих странах мира. По приглашению Петра I сюда стали приезжать иностранные мастера-кораблестроители из Англии, Голландии, Германии, Италии, Франции. Все они селились в одном месте – почти напротив острова на берегу реки. Так в конце XVII века в Воронеже возникла Немецкая слобода, где среди домов иностранных специалистов возникли также дома видных царских сановников.

Немецкая слобода в Воронеже XVIII века

Петр I с завидным постоянством наведывался в Воронеж. В 1701 году царь прожил в городе всю весну — 78 дней. В тот раз, осматривая окрестности города, он распорядился об устройстве в устье реки Воронеж небольшой крепости и переводе туда готовых многопушечных кораблей.

Памятник Петру I в Воронеже

В 1703 году Петр I приезжал в Воронеж дважды: вначале в в сопровождении иностранных дипломатов, купцов и предпринимателей, чтобы продемонстрировать европейцам строящиеся и уже построенные военные корабли. Таким образом, царь пытался передать через иностранцев сведения турецкому султану о возросшей боевой мощи русского флота и тем самым предупредить возможные военные действия со стороны Турции.
Петр I на воронежской верфи

А в декабре того же года Петр I присутствовал в Воронеже при погребении скончавшегося епископа Митрофана. Тогда после заупокойного богослужения, обращаясь к своей свите, царь произнес свою знаменитую фразу: «Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем нашей благодарности благодетельному сему пастырю отданием ему последней почести. Итак вынесем его тело сами». Царь лично нёс гроб владыки, а после похорон, обратившись к приближённым, сказал: «Не осталось у меня такого святого старца».

Петр I при погребении епископа Митрофана

Во время своего очередного приезда в 1705 году царь занимался вопросами обмеления реки Воронеж, что затруднило плавание многопушечных кораблей в непосредственной близости к городу. Построенный в 1704 году шлюз не разрешил проблему, и потому Петр I распорядился устроить ниже по течению, ближе к устью реки, новую верфь. Так была заложен город Тавров и Тавровская верфь, куда впоследствии переместилось Адмиралтейство.

План Тавровской верфи

Меж тем, Россия уже несколько лет воевала на Севере со Швецией за господство на Балтийском море. Начатая в 1700 году, Северная война вызвала усиление повинностей на русских крестьян, которые ответили на это массовым бегством на Дон — в казачьи земли. И 6 июля 1707 года царь Пётр I издал указ о сыске беглых в донских городках, вслед за которым отряд правительственных войск начал рейд по казачьим поселениям Верхнего Дона (Бузулук, Медведица, Хопёр), насильно вернув около 2 тысяч беглых крестьян и дезертиров.

Насильное возвращение беглых крепостных крестьян и дезертиров из Придонья

В ответ на жесткие репрессии началось казацкое восстание, названное «булавинским» по имени предводителя восставших, войскового бахмутского сотника Кондратия Булавина, впоследствии выбранного походным атаманом донских казаков.

Памятник Кондратию Булавину на его родине (поселок Трёхизбенка Луганской области Украины)

В марте 1708 года центр восстания, охватившего территории Приднепровья, Поволжья и Область Войска Донского, переместился на воронежские земли в Пристанский городок на реке Хопра. Прибывший сюда, Булавин объявил поход на Москву через Воронеж и о собирании ратей с Терека и Астрахани. И вскоре на Хопре под началом предводителя восстания собралось до 20 тысяч повстанцев, отряды которых успешно действовали на юге Воронежского уезда на берегах реки Битюг, примерно в 100 километрах от Воронежа.

Булавинское восстание 1707 — 1708 годов

Однако воронежцы в большинстве своем восставших казаков не поддержали. Более того, именно из Воронежа на подавление восстания вышли правительственные войска под командованием князя В. В. Долгорукова, наделенного Петром I огромными полномочиями. Все военные и гражданские начальники края обязаны были подчиняться его распоряжениям.

Сражение правительственных войск с «булавинцами»

В конце концов, восстание было подавлено царскими войсками: казачья армия «булавинцев» была разбита, сам Булавин предательски убит казачьими старшинами, а более 7 тысяч мятежных казаков казнено. Причем Петр I самолично «чинил розыск» на Дону. И по приказу разгневанного царя карательные отряды князя В. Долгорукого сожгли дотла все 27 казачьих городков, что находились тогда на Хопре — в том числе и Пристанский.

Горящий казачий городок

По мнению историков, восстание Кондратия Булавина и еще несколько мятежей тех лет на территории России, показав неспособность старого воеводского управления предупредить волнения на местах, побудили Петра I начать реформы государственного управления. Царским Указом от 18 декабря (29 декабря по новому стилю) 1708 года страна была разделена на 8 крупных губерний, во главе которых были поставлены наделённые всей полнотой судебной и административной власти губернаторы, назначенные из особо доверенных лиц, входящих в окружение Петра I.

Разделение России Указаон Петра I от 18 декабря (29 декабря по ст. ст.) 1708 года на 8 крупных губерний

В число тех первых российских административно-территориальных образований входила Азовская губерния. Простиравшаяся от Азовa на юге до Нижнего Новгорода на севере, и от Саратовa на востоке до Харькова на западе, это была огромная территория (площадью 346 тысяч квадратных вёрст), в которую был включен город Воронеж вместе с землями современного Воронежского края. Изначально центром губернии был определен город Азов, где первое время находился губернатор адмирал Ф.М. Апраксиным, который одновременно с тем, возглавляя Адмиралтейский приказ в Воронеже, продолжал руководить строительством Азовского флота и командовать российским кораблестроением в целом.

Первый Губернатор Азовской губернии, президент адмиралтейств, генерал-адмирал, тайный советник, граф Ф. М. Апраксин

Кораблестроению обязано возвращением к жизни Прихопёрье, где по воле Петра I продолжилось строительство судов для Азовской флотилии. В 1710 году на пепелище Пристанского городка на высоком береговом холме была основана земляная крепость с верфью при ней. Впоследствии названная Новой Хоперской, крепость в 1719 году была приписана к Воронежской провинции Азовской губернии, а слободы, возникавшие около крепости, положили начало формированию будущего города Новохопёрск. Примечательно, что Хопёрская крепость строилась по чертежу, составленному лично Петром I и посланному царем Азовскому губернатору адмиралу графу Ф.М. Апраксину, который поручил сооружение крепости Воронежскому вице-губернатору С. А. Колычеву.

Ново-Хопёрская крепость (макет)

В конце 1711 года главная канцелярия Азовской губернии и резиденции высших губернских должностных лиц были вынуждены переместиться из Азова в Тамбов. Произошло это в ходе Русско-турецкой войны 1710—1713 годов, когда 39-тысячное русское войско, выступившее во главе с Петром I в поход против Османской империи, летом 1711 года попало в окружение, оказавшись прижатым к правому берегу реки Прут (территория современной Молдовы) 120-тысячной полевой турецкой армией и 70-тысячной армией крымских татар. Безнадёжное положение русских войск и угроза пленения вместе с супругой, заставили Петра I пойти на переговоры с турками и заключить унизительное мирное соглашение, именуемое в истории Прутским миром. По условиям этого договора Россия ликвидировала Азовский флот, а Турции возвращались все завоевания азовского похода 1696 года — побережье Азовского моря с городами Азовом и Таганрогом. Причем все русские крепости, построенные в этом местности на берегу Миусского лимана, надобно было ликвидировать.

План Троицкой крепости (Таганрог, 1698) и сохранившиеся укрепления Павловской крепости (наши дни)

В сентябре 1711 года Петр I писал руководителю обороны Приазовья адмиралу Ф.М.Апраксину: «Как не своею рукою пишу: нужно турок удовлетворить... Таганрог разорить как можно шире, однако же, не портя фундамента, ибо, может быть, Бог иначе совершит». Таким образом, все, что создавали в течение многих лет непосильным трудом русских людей, они же сами должны были разрушить. Осень 1711 были срыты земляные крепости Черепахинская, Семеновская и святого апостола Павла (Павловская), а в феврале 1712 года разрушен и Таганрог. Дома, лавки, сараи сожжены, в том числе огню был предан весь русский флот, построенный на воронежских верфях, за исключением четырех кораблей, купленных Турции. В их числе был и корабль «Гото Предестинация», которому после вступления в состав турецкого флота было присвоено новое название — «Московский капудание» (тур. Kapudâne-i Mosko).

Самоуничтожение Азовского флота (1711 год)

И в то же самое время вслед за канцелярией и чиновниками Азовской губернии, частично переместившимися в Тамбов, началось переселение из Приазовья на воронежские земли гарнизонов и жителей разрушенных крепостей. Основная часть «азовцев» вместе с со всем штатом Азовского собора и церковным имением была направлена Петром I на жительство в новую крепость Осеред, построенной по решению царя, принятому в 1708 году в связи с восстанием булавинских казаков. При этом Осередская крепость царским Указом была переименована в Новопавловскую в память разрушенной таганрогской крепости Святого Павла, а затем в том же 1711 году получила статус города и стала называться Павловском.

Новопавловская крепость (город Павловск Воронежской области)

В связи с переселением «азовцев» в 1711 году стал городом и Бобров, бывший до этого дворцовым селом. И по сей день один из его городских районов зовется Азовкой. Именно здесь на правом берегу реки Битюг переселенцами была основана Азовская слобода. И старейшее здание современного Боброва, возведенный «азовцами», православный храм Покрова Пресвятой Богородицы является самым известным материальным памятником той эпохе.

Покровская церковь — приходский храм бывшей слободы Азовской (г. Бобров Воронежской области)

К сожалению, как и многие монастыри, был упразднен в годы советской власти и почти разрушен в двадцатые годы XX столетии Донецкий Предтечев монастырь, от которого остались остатки кирпичной ограды, три угловые башни и церковь перестроенная под сельский клуб современного посёлка Дубрава (Богучарского района Воронежской области).

Остатки Донецкого Предтечева монастыря — угловая башня и церковь, перестроенная под сельский клуб (п. Дубрава Богучарского района Воронежской области)

А ведь сюда в пустующий юрт на место Донской пустоши (Успенской Пронинской пустыни) со всем имуществом и братией переселился Азовский Иоанно-Предтеченский монастырь. Основанный Петром I в 1696 году во взятой у турок крепости Азов, он стал именоваться Донецкой Успенской Предтеченской обителью лишь в 1712 году после того, как завершилось переселение азовских монахов на воронежские земли.

Донецкий Успенский Предтеченский монастырь (реконструкция)

Судьбу русских людей, поневоле вернувшихся из Приазовья обратно на территорию Русского государства, в 1711 году разделили вынужденные переселенце из Молдавии. Принявшие участие в походе Петра I, они вместе со всей русской армии попали в окружение и после подписания Прутского мира, опасаясь мести со стороны турок, покинули родину.

Молдавский исход в Россию в 1711 году

Тысяча бояр и еще несколько тысяч молдаван более простого звания ушли под защиту России во главе с бывшим господарем Молдавского княжества Дмитрием Кантемиром, который был одарен царем Петром I титулом князя и обширными имения вокруг Богучара. На этих землях впоследствии его сын Константин Дмитриевич Кантемир и основал слободу Кантемировку (ныне – административный центр Кантемировского района), переселив сюда украинских крестьян.

Земли вокруг Богучара, Дарованные царем Петром I бывшему господарю Молдавского княжества Дмитрию Кантемиру

С печалью говоря о бесславном окончании Азовской эпопеи Петра I, необходимо отметить, что в результате военных побед России в Приазовье практически прекратились татарские набеги на русские земли, а вследствие этого потеряла свое стратегическое значение и Белгородская черта. Уже в первой четверти XVIII века ранее пограничный Воронежский край приобрел характер глубинной российской территории. И сразу же в придонские степи «Поля», на места прежних «ухожьев», устремились вольные переселенцы – русские и жители Правобережной Украины, казаки, издавна именуемые на Руси черкасами.

Казаки-черкасы на южных землях Воронежского края

Последняя волна массового переселения черкас прокатилась по воронежским землям  с 1711 по 1715 годы. В основном то были казаки Острогожского полка, которые, селясь на южных воронежских землях слободами, несли с собой традиции казацкого самоуправления. А потому русское правительство, найдя эту систему военно-административного устройства удобной, оказывало всяческое содействие казакам-черкасам в расселении на малообжитых степных землях. В связи с этим в некоторых южных воронежских поселениях даже произошла замена изначальных жителей на переселенцев-черкасов. Так, например, изначальных русских жителей Белогорья, живших там уже около двух десятков лет, в 1711 году волевым решением переселили в Коротояк и село Татарино Бирюченского уезда. А вместо них туда перевели казаков-черкасов из Землянского уезда.

Черкасские слободы на южных землях Воронежского края

Но самое странное, что по сей день смущает историков, это название Азовской губернии, которое сохранилось и после сдачи крепости Азов туркам в 1711 году. Большинство исследователей, усматривая в том сугубо политические цели, высказывают мнение, что Петр I и после потери Азова не терял надежду вернуть России завоеванные в 1596 году территории Приазовья...

Как бы то ни было, но в 1715 году резиденция вице-губернатора и канцелярия Азовской губернии были переведены из Тамбова в Воронеж. И надо отметить, что эта передислокация тоже относится к категории труднообъяснимых исторических событий, ибо переезд был воспринят без удовольствия высшим губернским начальством, неохотно переехавшим в город с малопривлекательным климатом, который был напрямую связан с заболоченностью реки Воронеж. И перемещение губернского центра можно объяснить лишь далеко идущими планами Петра I. И прежде всего тем, что Воронеж продолжал оставаться базовым городом российского кораблестроения на юге России. Здесь же, что немаловажно, размещалась кафедра Воронежской митрополии. И, наконец, исходя из переписки вице-губернатора с царедворцами, Воронеж нравился лично царю.

Воронеж — административный центр Азовской губернии (с 1715 года)

Немыми свидетелями той эпохи в Воронеже, помимо Успенского Адмиралтейского храма, церкви, являются еще несколько памятников истории и архитектуры. И прежде всего, Свято-Никольская церковь, которая строилась с 1712 по 1720 годы мастерами из Ярославской губернии.

Свято-Никольская церковь (постройка 1820 года)

К петровской эпохе по времени постройки относится и так называемый Гарденинский историко-архитектурный комплекс. В его состав входят несколько строений, возведенных крупным воронежским фабрикантом, купцом первой гильдии П.Н. Гардениным: построенные в стиле барокко, два самых старых в Воронеже жилых дома в Фабричном переулке (дома № 10 и 12) и два цеха суконной мануфактуры, один из которых известен под названием «Ноева ковчега» (ул. 20-летия ВЛКСМ, 37), а другой еще в дореволюционное время был назван «Арсеналом» (ул. Степана Разина, 43).

Гарденинский историко-архитектурный комплекс: «Арсенал»

Начиная с конца XVI века по первую четверть XVIII века, историческая судьба Воронежа и Воронежского края теснейшим образом сплелась с судьбой будущего первого императора России. В марте 1696 года молодой русский царь впервые приехал в Воронеж. А затем с 1696 года по 1722 год Петр I посещал город 17 раз, проведя здесь более 500 дней. То есть почти полтора года своей жизни русский царь провел на воронежской земле. И потому, совершенно естественно, стал одним из самых известных символов Воронежа, воплощенным в образе памятника, который был торжественно открыт 30 августа 1860 года. И то был четвертый российский монумент в честь императора, установленный  в Петровском сквере Воронежа после Медного всадника и конной скульптуры перед Михайловским замком в Санкт-Петербурге и фигурой в полный рост в Кронштадте.

Первый в провинциальной России памятник Петру I в Воронеже

С Воронежским краем в значительной мере связано начало самостоятельной деятельности Петра I как государственного деятеля, дипломата, военного полководца и кораблестроителя. И каждый раз во время пребывания царя в городе Воронеж становился главным политическим, административным и культурным центром Русского государства. Сюда для переговоров приезжали послы из Пруссии и Дании. Отсюда в Турцию уезжал царский посол Емельян Украинцев для заключения перемирия с Османской империей, и в Воронеже царь составил для посла специальные инструкции.

Петр I в Воронеже

С пребыванием Петра I в Воронеже связана первая русская археологическая экспедиция под руководством солдата Преображенского полка Филимона Катасонова, который в апреле 1696 года был направлен царем в город Костёнск (ныне село Костёнки Хохольского района) для обследования найденных там костей мамонта. И эту дату условно можно считать началом археологических исследований в России.

Наследие царя Петра I: археологический музей в селе Костенки (Хохольского района Воронежской области)

Но главным делом царя, разумеется, был регулярный русский военный флот, рожденный по его воле на берегах воронежских рек. С 1696 по 1711 год на верфях Воронежского адмиралтейства было построено около 215 военных парусных и гребных судов, в числе которых находились сорок четыре 58-пушечных корабля. И можно понять, с какой болью в сердце Петр I, соглашался на ликвидацию своего любимого детища — Азовского флота, кораблям которого предстояло быть уничтоженным по условиям вынужденного Прутского мира.

Петр I в Воронеже

Впрочем, основные государственные устремления царя к тому времени уже переместились на северные земли России, где началась его двадцатилетняя борьба за выход в Балтийское море, названная историками Великой Северной войной. И одержать в ней победу Петру I помог бесценный опыт, полученный при строительстве воронежских кораблей. И в этом смысле Азовский флот стал предтечей Балтийского флота, построенного уже на верфях Санкт-Петербурга, Архангельска, Новгорода, Углича и Твери.

Петр I на месте будущего Санкт-Петербурга

Как бы то ни было, воронежская кораблестроительная эпопея на том для царя не закончилась. Приняв в 1721 году титул императора, Петр I начал готовиться к новой войне с Турцией и первым делом возобновил кораблестроение в Воронежском крае. Последний раз, именующийся уже официально императором, Петр Великий вместе с женой императрицей Екатериной I Алексеевной заехал в Воронеж по возвращении из Персидского похода, в декабре 1722 года. На этот раз, пробыв в городе лишь сутки, Петр I отдал распоряжение о возобновлении на берегах воронежских рек корабельного строительства.

Петр I в Воронеже

В 1723 году на верфях в Воронеже и в Таврове были заложены 15 прамов — крупных плоскодонных судов четырехугольной формы, которые, по сути, представляли собой плавучие батареи, а так же 15 галер и несколько других судов. Одновременно на Донце, Усмани, Битюге, в Добром и Сокольске началось строительство казачьих лодок-бударок, предназначенных для перевозки войск.

Воронежская верфь (макет) и плавучая батарея «прам»

Но после смерти императора Петр I в 1725 году и последовавшей затем кончины его царственной жены, императрицы Екатерины I, все судостроительные работы на воронежской земле прекратились. И возобновились лишь десятилетии спустя – в эпоху царствования российской императрицы Анны Иоановны.

Воронеж — центр российского кораблестроения XVIII века





Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Copyright © Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2018. Все права защищены. bravovoronezh@gmail.com
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх