Притяжение земли - самая большая сила нашего мира. Используем её во благо нашего края! Земляки и все, кто ими себя ощущает, присоединяйтесь к нашим сообществам "Браво, Воронеж!" в социальных сетях

Воронежский край в эпоху Петра I: от образования Воронежской епархии до создания Азовского флота (1682 -1700 гг.)

В одном из исторических документов конца XVII века писалось: «Воронеж – город окраинный, от Руси далече, из иных городов на Воронеж хлебного привоза нет, а хлеб на Воронеже дорог». В тот период отечественной истории Воронеж оставался «медвежьим углом» Русского государства, где можно было часто услышать фразу «ехать из Воронежа на Русь». Жители русских южных окраин в то время «Русью» называли центр страны – земли вокруг Москвы, Тулы и Рязани. И, соответственно, из центра на окраинные земли русские люди ехали лишь по крайней необходимости или по очень важным делам.

Воронеж — окраинный город Русского царства (конец XVII века)

5 июля (или 25 июня по старому стилю) 1682 года в Москве в Успенском соборе Кремля впервые в русской истории короновались сразу два царя — сыновья Алексея Михайловича Тишайшего от разных жен, 15-летний Ивана Алексеевич и 10-летний Петр Алексеевич. Причем царскую державу и венец будущего императора Петра I на церемонии его венчания на царство держал в руках будущий святитель Митрофан, которого в апреле того же года патриарх Иоаким торжественно посвятил в епископы новообразованной Воронежской епархии.

Венчание на царство братьев Ивана и Петра Алексеевича

Материальным свидетельством тех лет является старинная колокольня Алексеево-Акатова монастыря. Возведенная в 1674 году, она считается самым старым каменным зданием города из числа дошедших до наших дней в первозданном виде и одновременно с тем является единственным в Воронеже архитектурным сооружением, построенном в стиле старого московского, допетровского зодчества. Глядя на каменную звонницу Алексеево-Акатова монастыря можно представить, какими были деревянные храмы в Воронеже в XVII веке, ибо, перейдя к строительству из камня, русские зодчие стали повторять в нем не только излюбленные объемы и формы, но и выработанные в дереве архитектурные детали.

Старая колокольня Алексеево-Акатова монастыря (постройка 1774 года)

В конце августа 1682 года новопосвященный епископ Митрофан, первый архиерей на вновь учреждённой Воронежской кафедре, прибыл на земли Воронежской митрополии, которые в те годы были самой дальней окраиной Русского царства. Поэтому возникшие здесь города и села назывались «украинскими» (в смысле крайними, пограничными) или «польными», то есть сопредельными к обширным малозаселенным территориям южных степей, именуемых собирательным словом «Поле». Эти города, основанные «в поле», как крепости Белгородской засечной черты, были переданы в состав новообразованной Воронежской митрополии из ближайших к ней епархий: Воронеж, Елец, Костёнск, Орлов — из Рязанской, а Урыв, Коротояк и Землянск — из Белгородской.

Первый воронежский епископ, святитель Митрофан

В то время за жителями «польных» городов, помимо военной и пограничной службы, была закреплена обязанность доставки жалования донским казакам – так называемый, донской отпуск, а так же перевозки войск, посольств в Турцию, Крым и обратно. В связи с этим еще в начале XVII века на берегах Дона и его притоках было налажено строительство государственных судов — стругов, дощаников и бударов , причем судостроением занимались, в основном, служилые люди городовой службы, иногда – посадские люди, реже – крестьяне.

Cудостроители Придонья

Вначале суда строили только в Воронежском уезде, но второй половине XVII века к судостроению были привлечены жители Добринского, Козловскоого и Лебедянскоого уездов. Однако, наибольшее количество судов по-прежнему строили работные люди Воронежа. В истории даже сохранились имена самых известных воронежских мастеров-судостроителей: Никифор Кулешов, Мина Прибытков, Поликарп Завесин.

Строительство донских стругов

И, естественно, именно на Воронеж обратил свой взор молодой царь Петр I, когда, поднаторев и возмужав в сражениях «потешного» войска и «потешного» флота, принял решение продолжить войну с Османской империей и Крымом, которая была начата его отцом – царем Алексеем Михайловичем. Однако, вместо походов на Крым, предпринимавшихся в годы правления его старшей сестры и регентши царевны Софьи, Петр I решил нанести удар по турецкой крепости Азов, расположенной при впадении реки Дон в Азовское море.

Царь Петр держит совет с мастерами судостроительных дел

Подготовка к первому походу на Азов началась со строительства судов, необходимых для переброски войск к месту боевых действия, которое развернулось в конце 1694 года сразу в нескольких местах. Но центром этого судостроения стал Воронеж, где была заложена верфь, на которой строились, а так же собирались суда, построенные на других верфях и поступающие сюда в разобранном виде – из подмосковного села Преображенское, из Брянска и других мест.

Сборка и подготовка стругов к походу

Всего в первом Азовском походе для перевозки войск и грузов было задействовано около 1900 стругов и морских лодок, из общего числа которых в Воронеже и его окрестностях было подготовлено к спуску 522 струга, 42 мореходных лодки и 134 плота. По сути, это была целая флотилия, которая весной 1695 года благополучно ушла вниз по течению Дона.

«Воинский караван» XVII века: речная флотилия военных и транспортных судов

Однако четырехмесячная осада турецкой крепости не принесли ожидаемой победы русскому войску. Две попытки взять Азов одними лишь сухопутными войсками закончились неудачей. Не имея противодействия на воде, турецкие военные корабли подплывали к осажденной крепости со стороны моря, поставляя продукты, вооружение и обновляя военные команды. И Петр I, в конце концов, поняв, что без флота русским войскам Азова не взять, снял осаду крепости.

Первый Азовский поход Петра I (1695 год)

Менее года отвел царь себе, ближайшему своему окружению, а, в целом, всей стране на подготовку следующего похода на Азов, основой которого должна были стать корабли первой русской военной флотилии. Их строительство так же, как и при подготовке Первого Азовского похода, велось одновременно в разных местах, но сборка и постройка основных кораблей производилась на Воронежской верфи под присмотром самого царя.

Петр I на воронежской верфи

Петр I прибыл в Воронеж 13 марта (29 февраля по старому стилю) 1696 года. В документах его приезд описывается следующим образом: «Сей мудрый и деятельный государь, — усмотрев, что река Воронеж по причине близкого своего втечения в Дон, впадающей в Азовское море, способна к судоходству, и что много притом около Воронежа годных для кораблестроения лесов… принял решение завести в Воронеже корабельную верфь для Азовского моря».

Строительство кораблей Азовской флотилии

Для проживания царя был избран домик подъячего (то есть чиновника канцелярии воеводы) Игната Моторина, который стоял неподалеку от реки Воронеж, на пересечении современных улиц Большой Стрелецкой и Софьи Перовской. Здесь и развернули походную канцелярию царя — так называемый «государев шатер», который со времен Ивана Грозного считался основной резиденцией государя. И по обычаю тех лет, там, где шатер находился в данный момент, была неформальная столица государства. Так Воронеж на 65 дней, которые Петр I пробыл в городе, стал политическим центром Русского государства.

Дом Петра I в Воронеже (реконструкция)

Зимой 1695 — 1696 годов на воронежских верфях были сосредоточены усилия всей страны. По приказу царя здесь для строительства судов Азовской флотилии было собрано около двадцати семи тысяч работных людей, основную часть которых составляли крестьяне и служилые люди из городов Белгородского разряда. Среди них было много умелых плотников-кораблестроителей, имевших большой опыт в постройке речных судов. В числе плотников, строивших суда в Воронеже, работал с топором в руках и царь Петр.

Петр I на судостроительных работах

В это трудно поверить, но Азовская флотилия была создана всего за четыре месяца: состоявшая из 22 галер, 4 брандеров и 36-пушечного галеаса «Святой апостол Петр», она была готова выйти в поход к апрелю 1696 года. А вместе с боевыми кораблями к походу были готовы еще 1300 стругов, 300 морских лодок и 100 плотов, построенных солдатами Белогородского полка и предназначенных для перевозки войск и грузов.

«Спуск галеры «Принципиум» на воронежской верфи 3 апреля 1696 г.» (Художник Ю.А. Кушевский)

12 апреля (или 2 апреля по старому стилю) 1996 года в Воронеже был произведен первый в России воинский салют, которым был торжественно отмечен спуск на воду первых галер азовской -двух однотипных судов«Святой Марк» и «Святой Матвей», а так же, предназначенной для царя, двухмачтовой флагманской галеры «Принципиум». Именно на ее борту, в мае 1696 года отправившись по Дону в длительный поход к Азову, Петром I был составлен и подписан «Устав по галерам», который можно рассматривать как первый военно-морской устав России.

Второй Азовский поход Петра I (1696 год)

Первое соединение русского военного флота прекрасно выполнило свои задачи по доставке войска к стенам крепости и блокированию окруженного Азова с воды. И после полуторамесячной осады в конце июля 1696 года гарнизон крепости сдался на милость победителя. Взятие Азова явилось первой крупной победой царя Петра I и создаваемого им регулярного русского военного флота России.

Памятник Петру I в городе Азове и гравюра А. Шхонебека «Русский флот под Азовом» (1696)

Интересно, что в 1696 году одержав победу над турками под Азовом, Петр I повелел Воронежскому епископу Митрофану впредь именоваться епископом «Воронежским и Азовским» — как бы в награду за участие архипастыря в этой победе и в связи с включением под его омофор вновь завоёванных земель вокруг Азова. Однако, уже в 1700 году этот титул архиерея был изменён на «Воронежский и Елецкий» в связи с образованием самостоятельной Азовской епархии.

Царь Петр I и первый воронежский епископ, святитель Митрофан

Отдельной страницей в историю Азовских походов вписано участие в них хопёрских казаков. В 1695 году отряд хопёрцев в составе русской армии под командованием генерала П. Гордона впервые принял участие в осаде Азова — древней казачьей твердыни, долгое время пребывавшей под властью турок. Но в тот раз турецкая крепость не была взята. И только на следующий год хопёрские казаки вместе с донцами в составе войска боярина А. С. Шеина одержали победу. Проявив необычайную удаль и отвагу, они внезапным ударом 2-тысячного отряда захватили два турецких бастиона с пушками и удерживали стратегически важные пункты в обороне крепости.

Взятие Азова в 1996 году

Захват казаками главных бастионов решил судьбу крепости: Азов был взят. И позднее, в XIX веке, День взятия Азова 29 июля (19 июля по ст. ст.) 1696 года был официально признан датой рождения Хопёрского полка Кубанского казачьего войска.

Возвращение войск из Азовского похода

20 октября (по старому стилю) 1696 года, собранная после взятия Азова в царской резиденции в селе Преображенское, боярская Дума выслушала историческое предложение Петра I «воевать морем, понеже зело близко и удобно многократ паче, нежели сухим путем» и в тот же день вынесла «приговор»: «Морским судам быть!» — тем государственным актом думцы положили официальное начало русскому военно-морскому флоту, день рождения которого ныне ежегодно отмечается З0 октября по новому стилю.

20 (30) октября 1696 года Боряская дума вынесла приговор «Морским судам быть!»

Утвердив обширную программу судостроения в количестве 52 (позднее 77) судов, Дума по настоянию царя следующим Указом от 4 ноября 1696 года «приговорила» строить флот не за счет государственной казны, а всем миром, так называемыми, «кумпанствами» — объединениями духовенства, дворян, помещиков, купцов и городских обывателей, на которых были возложены издержки по сооружению большей части всех этих судов.
Центром грандиозной по замыслу кампании по строительству военного флота снова было суждено стать Воронежу, а так же Воронежскому краю, где на Дону и его притоках одна за другой были основаны 17 судостроительных верфей, из которых наиболее крупными были судостроительные комплексы на реке Воронеж (Воронежская, Чижовская, Тавровская, Рамонская и Ступинская верфи), на реке Ворона (Павловская верфь – город Борисоглебск), на реке Хопёр (Пристанская верфь — город Новохопёрск) и на реке Осередь при ее впадении в Дон (Осередская верфь — город Павловск).

Судостроительные верфи в эпоху Петра I

К сожалению, на воронежской земле от верфей Петровской эпохи не сохранились ничего, кроме Успенского храма в Воронеже. После того как, оказавшийся в центре кораблестроения, Успенский мужской монастырь по распоряжению царя был упразднен и перемещен в Акатов монастырь, монастырская Успенская церковь была преобразована в Адмиралтейскую – центральный храм Воронежского адмиралтейства. И в этом статусе Успенская церковь стала основным местом торжественных церемоний, связанных со строительством военно-морского флота в Воронеже.

Панорама Воронеже XVIII века: Адмиралтейская Успенская церковь

Здесь, по православной традиции той эпохи, были освящены и наречены именами большинство крупных кораблей Азовского флота. И, несомненно, здесь же, в Адмиралтейской Успенской церкви, по сути, являющейся главным храмом нарождающегося военно-морского флота России, был освящен адмиральский флаг Ф.Я. Лефорта с Андреевским синим крестом в крыже (части полотнища). Впервые поднятый на корабле адмирала Ф.Я. Лефорта осенью 1698 года, он был утвержден Петром I в качестве официального флага Российского военного флота 11 декабря (1 декабря по старому стилю) 1699 года – в день, отмечаемый ныне в России, как День Андреевского флага, являющегося боевым знаменем Военно-морских сил Российской Федерации.

Воронеж XXI века: Успенская церковь и Адмиралтейская набережная с высоты птичьего полета





Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Copyright © Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2018. Все права защищены. bravovoronezh@gmail.com
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх