Притяжение земли - самая большая сила нашего мира. Используем её во благо нашего края! Земляки и все, кто ими себя ощущает, присоединяйтесь к нашим сообществам "Браво, Воронеж!" в социальных сетях

Воронеж и Воронежский край в эпоху Екатерины II: от немецких колонистов до первого генерального плана Воронежа

В июле 1762 года в результате дворцового переворота, свергнувшего с престола императора Петра III, на российский трон взошла его тридцатитрехлетняя жена — урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, которая, оставшись в истории под именем Екатерины II Алексеевны Великой, правила Российской империей следующие 34 года.

Коронация Екатерины II

Одним из первых деяний новой императрицы стал Манифест Екатерины II от 1762 года «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах».

Манифест Екатерины II

Согласно этому указу заселению иностранными гражданами подлежали плохо обжитые регионы России, в том числе и южные земли Воронежской губернии. Так, можно сказать, по официальному приглашению императрицы на территории современного Воронежского края появились первые переселенцы из Германии. Переселившись в Россию, двести с лишним немцев в 1766 году основали в 7 километрах от Острогожска поселение, названное ими Рибенсдорфом.

Немецкая колония Рибенсдорф в окрестностях Острогожска

Как и во многих немецких селах, возникших в то время на территории Российской империи, наименование воронежского села было «компромиссным». Часть названия — видоизмененное русское слово «рыба», второе «дорф» — немецкое, что в переводе означает «деревня, сельская местность». Однако в 1914 году Рибенсдорф в связи с началом войны с Германией был переименован в Рыбное. А позднее в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, немецких колонистов из воронежского Рыбного и вовсе депортировали в Сибирь. И в наши дни в этом тихом уголке острогожской земли о том далеком времени напоминает лишь полуразрушенное здание кирхи.

Остатки рибенсдорфской кирхи в селе Рыбное

Начало своего правления Екатерина II так же ознаменовала административно-территориальной реформой Российской империи. В 1765 году уезды в России были разделены на волости, а юго-западные земли Белгородской и Воронежской губерний вошли в состав новообразованной Слободско-Украинской губернии с центром в Харькове. Эта территория с 1650-х годов именовалась «Слобожанщиной», ибо здесь размещались пять слободских казацких полков (Ахтырский, Изюмский, Острогожский, Сумской и Харьковский), которые в мирное время выполняли функцию защиты центра государства от набегов крымских татар с юга. Теперь же казацкие полки переименовывались в гусарские с сохранением их прежних их названий, а полковые города становились административными центрами провинций.

Слободско-Украинская губерния

Таким образом, город Острогожск вместе с землями одноименной провинции, охватывающей практически весь юго-восток современной Воронежской области, был передан Слободско-Украинской губернии, а в составе Воронежской губернии остались 4 провинции – Воронежская, Елецкая, Тамбовская и Шацкая.

Воронежская губерния во второй половине XVIII века

Воцарившись на русском троне, Екатерина II не скрывала своих намерений сделать Россию одной из ведущих держав и, основываясь на деяниях Петра I, решить ее основные внешнеполитические задачи и главную из них — утвердить Россию на берегах Балтики и Черного моря. А потому после объявления Турцией войны России в 1768 году Екатерина II замыслила вернуть, завоеванное Петром I и им же утерянное, Приазовское побережье. Что невозможно было сделать без создания на Азовском и Черном морях военно-морской силы.

Русско-турецкая война 1768 — 1774 годов

С этой целью на воронежской земле было возобновлено кораблестроение, руководить которым по Указу Екатерины II был назначен опытный мореплаватель контр-адмирал А.Н. Сенявин, который ко всему прочему приходился сыном Н.А. Сенявину — знаменитому петровскому адмиралу, стоявшему у истоков Балтийского флота. Таким образом, императрица, стремившаяся во всем быть последовательницей Петра I, как бы подчеркнула преемственность в создании нового флота на южных морях, вручив контр-адмиралу А.Н. Сенявину-младшему всю полноту власти вновь создаваемой Азовской флотилии.

Контр-адмирал А.Н. Сенявин

И ту же преемственность с петровской эпохой продемонстрировал выбор мест для строительства кораблей Азовской флотилии, которые начали строиться на восстановленных в 1769 году воронежских верфях, заложенных еще при Петре I. Их было три, и все они располагались на притоках Дона: Икорецкая на реке Икорец, Новохоперская на реке Хопер и Новопавловская в устье реки Осередь при впадении ее в Дон.

Судостроительные верфи на территории Воронежской губернии в эпоху Екатерины II

Строительство кораблей Азовской флотилии началось с достройки на Икорецкой верфи пяти прамов — заложенных в мае 1739 года, крупных плоскодонных судов четырехугольной формы, которые, по сути, представляли собой плавучие батареи. С этой целью сюда было откомандировано 2534 человека, в том числе – 1779 флотских и 775 адмиралтейских мастеровых, руководить которыми было поручено корабельному мастеру Ивану Афанасьеву.

Памятник на месте Икорецкой верфи

В числе командированных мастеровых к работам на Икорецкой верфи приступил и будущий знаменитый флотоводец, а тогда еще мичман Фёдор Ушаков, который, имея хорошие навыки плотника, участвовал в достройке прама «Троил» под номером 5, а затем летом того же года, удостоенный за хорошую службу звания лейтенант, совершил на нем плавание по Дону до Новопавловска в составе каравана из пяти прамов.

Адмирал Ф.Ф. Ушаков

17 мая 1771 года, символизируя возрождения русского военно-морского флота на Азовском море, контр-адмирал А. Н. Сенявин поднял свой флагманский флаг на корабле «Хотин», построенном в Новопавловске и получившем свое имя в честь победы русских войск над турецкой крепостью Хотин в 1769 году. Под командой А. Н. Сенявина к тому времени находилась флотилия в составе 21 корабля, общее вооружение которых составляло 450 орудий, мортир и гаубиц, а численность экипажей доходила до 3300 человек.

Построенные на Новопавловской верфи, «новоизобретённые»корабли Азовского флота: двухмачтовый «Азов» и трехмачтовый корвет «Хотин»

Всего же в 1769–1774 годах без шлюпок и баркасов для Азовской флотилии на воронежских верфях было построено 110 судов (6 фрегатов, 12 «новоизобретенных» кораблей, 5 прамов, 12 палубных ботов, дубель-шлюпка, 4 галиота, 5 транспортов, 4 флашхоута, 58 военных лодок, дноуглубительная машина и 2 камели). И, главное, что созданная на воронежской земле судостроительная база позволила продолжить развитие русской морской силы на Черном море и после войны, что впоследствии сыграло важную роль при фактическом перерастании флотилии в Черноморский флот.

Контр-адмирал А.Н. Сенявин: «главнокомандующий на Азовском и Черном морях флотом»

Отдельной страницей в историю Воронежского края вписан большой пожар, вспыхнувший в Воронеже 10 августа 1773 года. Выстроенный после предыдущего пожара 1748 года хаотично и будучи преимущественно деревянным, Воронеж выгорел на четверть. В один день огнем были уничтожены 249 «обывательских домов», 158 торговых лавок, 12 казенных соляных амбаров, 2 «питейных дома».

План города Воронежа, с показанием погоревшей части в 1773 году

Отправив первое донесение о случившемся бедствии в Петербург 24 августа, воронежский губернатор Н. Л. Шетнев 12 ноября направил в столицу еще одно донесение о пожаре, присовокупив к нему план новой застройки Воронежа, составленный, вероятнее всего, первым городским архитектором Николаем Никитовичем Невским. Проект предусматривал сохранение центра города на прежнем месте (в районе современной Университетской площади). При этом от центра города, подобно «Невскому трезубцу», который стал основой градостроительной схемы Санкт-Петербурга после пожара 1730-х годов, тремя лучами — в общем направлении на северо-запад и запад — должны были отойти три прямые и широкие улицы.

Проект плана застройки Воронежа 1774 года

Однако Сенат, не утвердив представленный воронежским губернатором план, переслал его в Комиссию о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. И там уже воронежский план был исправлен «по примеру прочих регулярных городов» под руководством главного архитектора Комиссии Ивана Егоровича Старова — одного из основоположников русского классицизма в архитектуре, авторству которого принадлежит проект Таврического дворца в Санкт-Петербурге и еще нескольких сооружений, являющихся памятниками архитектуры федерального значения.

Архитектор И.Е. Старов и, возведенный по его проекту, Таврический дворец в Санкт-Петербурге

По сути, являющийся первым генеральным планом Воронежа, проект Иевского-Старова своей основой имел трехлучевую композицию. Созданный по образцу столичного, «воронежский трезубец», представлял из себя «три луча» прямых широких улиц, которые веером расходились от Благовещенского собора и архиерейского подворья — бывшей территории крепости. Не теряя своего изначального градостроительного значения, эти улицы продолжают оставаться центром архитектурного ядра города: устремленный на северо-запад, первый луч — в прошлом именуемая Большой Девицкой, ныне разделенная на две части, улица Платонова, которая продолжается улицей 9 Января; ведущий на север в сторону Москвы, второй луч – бывшая Большая, или Новая Московская улица (современная Плехановская); и третий луч — бывшая Мещанская, а теперь улица Володарского, которая продолжается так же в московском направлении современной улицей Карла Маркса, называвшейся в прежние времена Старо-Московской.

План Воронежа 1774 года и современная карта правобережной части города

Первый генеральный план Воронежа был утверждён императрицей Екатериной II, которая весной 1774 года собственноручно написала на документе: «Быть посему и лавки по дворам иметь разрешаю». С этого дня начался меняться облик Воронежа, который согласно новому плану должен был подняться с приречных склонов на водораздел. Причем принцип городской застройки сводился к возведению вдоль главных улиц каменных домов, а на окраине города – деревянных. При этом новые дома в городе разрешалось строить только вдоль вновь проложенных улиц, а те, которые оказались на проезжей части, предписывалось снести. Естественно, воронежцы делали это крайне неохотно, а потому новые улицы в городе прокладывались в течение следующих двух десятилетий.

Панорама Воронежа XVIII века





Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Все права защищены. Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2019
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75367 от 01 апреля 2019 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологи и массовых коммуникаций.
bravovoronezh@gmail.com
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх