Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже
Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»

Воронежский край — колыбель Черноморского флота

В наше время эта памятная дата отмечается как День основания Российского военно-морского флот: З0 октября (20 октября по старому стилю) 1696 года боярская Дума, выслушав предложение молодого царя Петра I «воевать морем», вынесла исторический «приговор»: «Морским судам быть!»

Тем государственным актом было официально дано начало регулярному русскому военно-морскому флоту, основной базой для строительства которого был избран Воронеж и Воронежский край. Здесь на Дону и притоках это великой реки одна за другой были основаны 17 судостроительных верфей, относящихся к Воронежскому адмиралтейству. При этом самыми значительными из них были судостроительные комплексы на реке Воронеж (Воронежская, Чижовская, Тавровская, Рамонская и Ступинская верфи), а так же на реке Ворона (Павловская верфь – город Борисоглебск), на реке Хопёр (Пристанская верфь — город Новохопёрск) и в устье реки Осередь при ее впадении в Дон (Осередская верфь — город Павловск).

Судостроительные верфи в эпоху Петра I

С 1696 по 1711 год на верфях Воронежского адмиралтейства было построено около 215 военных парусных и гребных судов, в числе которых находились сорок четыре 58-пушечных корабля, и среди них легендарный «Гото Предестинация» — первый в истории Российского военно-морского флота линейный корабль, созданный без участия иностранных специалистов. Знаменательно, что на рисунке корабля, сделанном художником-современником, впервые был зафиксирован синий Андреевский крест в крыже (части) флагов, поднятых на мачтах линкора «Гото Предестинация». Впоследствии ставшие самым главным атрибутом и символом русского военного флота, первые Андреевские флаги были пошиты и освящены в Воронеже.

«Гото Предестинация» на рисунке Питера Бергмана (1700 г.)

И потому можно с полным основанием говорить о Воронеже и Воронежском крае, как о родине и колыбели регулярного русского военного флота – Азовской флотилии Петра I, как первом в России крупном объединении военных кораблей, которое было построено на воронежских верфях и обладало необходимыми атрибутами регулярной военной силы. В том числе главным из них — Андреевским флагом, ныне являющимся боевым знаменем военно-морского флота России.

Андреевские флаги над кораблем-музеем «Гото Предестинация»

Выполнив свое историческое предназначение в эпоху Петра I, Воронеж и Воронежский край сошли с подмостков исторической сцены вслед за Азовским флотом, который Россия была вынуждена ликвидировать в 1711 году по условиям Прутского мирного договора с Турцией. Произошло это в ходе Русско-турецкой войны 1710—1713 годов, когда 40-тысячное русское войско, выступившее во главе с Петром I в поход против Османской империи, летом 1711 года попало в окружение, оказавшись прижатым к правому берегу реки Прут (территория современной Молдовы) 120-тысячной турецкой армией, которую поддерживала 70-тысячная конница крымских татар. Безнадёжное положение русской армии заставило Петра I пойти на переговоры с турками и заключить унизительное мирное соглашение, согласно которому Россия ликвидировала Азовский флот, а Турции возвращались все завоевания азовского похода 1696 года — побережье Азовского моря с городами Азовом и Таганрогом.

Петр I на реке Прут

Однако, уже через 12 лет, готовясь к новой войне с Турцией, Петр I в 1723 году возобновил судостроение на верфях в Воронеже и в Таврове, где были заложены 15 прамов - крупных плоскодонных судов четырехугольной формы, которые, по сути, представляли собой плавучие батареи, а так же 15 галер и несколько других судов. Одновременно на Донце, Усмани, Битюге, в Добром и Сокольске началось строительство казачьих лодок-бударок, предназначенных для перевозки войск

Корабль-прам эпохи Петра I

Но после смерти императора в 1725 году и последовавшей затем кончины его царственной жены, императрицы Екатерины I, все судостроительные работы на воронежской земле прекратились и не возобновлялись в течение почти 10 лет.

На месте бывшей донской верфи

К жизни воронежские верфи вернула Русско-турецкая война 1735–1739 годов, которая началась во время царствования Анны Иоановны и главной стратегической целью русского верховного командования имела возвращение Азова и присоединения Крыма в России. Еще в преддверии войны в 1733 году на Дону и его притоках было восстановлено строительство судов. Планом создания новой Азовской флотилии была предусмотрена достройка судов, заложенных еще при Петре I, строительство еще 20 галер, лесоматериалы для которых были ранее заготовлены, а так же изготовление на Тавровской и Икорецкой верфях 500 больших лодок, имевших на вооружении по две 3-фунтовые пушки и вмещавших по 50 человек с продовольствием каждая.

Донская флотилия при осаде Азова в 1736 году

К середине июня 1736 года под Азовом была сосредоточена флотилия под командованием вице-адмирала П.П. Бредаля, в первоначальный состав которой вошли 15 прамов, 39 галер и 29 малых судов, построенных на воронежских верфях. Именуемая в истории Донской, она оказала решающую помощь сухопутной армии графа Ласси и способствовала взятию Азова. В какой-то степени помогли сухопутным войскам и 500 «воронежских» лодок, которые прибыли к месту сражений в следующем году. Однако половина их была уничтожена сильнейшим штормом, а остальную часть пришлось сжечь, чтобы не отдать их турецкому флоту, который отрезал русских моряков от Азова.

Вице-адмирал П.П. Бредаль и действия Донской флотилии под его командованием

Как и предыдущая, русского-турецкая война 1735—1739 годов закончилась подписание позорного Белградского мирного договора, согласно которому России запрещалось иметь на Азовском и Черном морях флот, строить на них гавани и верфи, вести на своих кораблях торговлю. В соответствии с договором Донская военная флотилия, которая к этому времени уничтожила большую часть судов, была расформирована.

На этом некоторые летописцы почему то ставят жирную точку в истории Азовского флота или не менее жирное отточие, зачастую заканчивая свой сказ о создании военно-морского флота на территории Воронежского края временем Петра Великого. Однако дело первого российского императора-флотоводца было продолжено на воронежской земле в эпоху царствования императрицы Екатерины II, так же именуемой Великой. Придя к власти в результате государственного переворота 28 июня 1762 года, Екатерина II не скрывала своих намерений сделать Россию одной из ведущих держав и, основываясь на деяниях Петра I, решить ее основные внешнеполитические задачи и главную из них — утвердить Россию на берегах Балтики и Черного моря. 

Эпоха правления Екатерины II (1762 — 1796 гг.)

К началу Русско-турецкой войны 1768 – 1774 годов у России на Азовском и Черном морях не было ни кораблей, ни баз, ни верфей, ни даже выхода на подходящие участки побережья. А потому после объявления Турцией войны России в 1768 году Екатерина II замыслила утвердиться на берегах Азовского и Черного морей. Начинать было решено с завоевания крепостей Азова, Таганрога и части Азовского побережья, что невозможно было сделать без создания на Азовском и Черном морях военно-морской силы.

Российская империя в эпоху Екатерины II

С этой целью по Указу Екатерины II в ноябре 1768 года была учреждена так называемая «Донская экспедиция», начальником которой императрица назначила опытного мореплавателя контр-адмирала Алексея Наумовича Сенявина, который ко всему прочему приходился сыном Н.А. Сенявину — знаменитому петровскому адмиралу, стоявшему у истоков Балтийского флота. Таким образом, императрица, стремившаяся во всем быть последовательницей Петра I, как бы подчеркнула преемственность в создании нового флота на южных морях, вручив контр-адмиралу А.Н. Сенявину-младшему всю полноту власти в Азовской флотилии — так стала именоваться «Донская экспедиция» по месту первоначальной своей деятельности.

Контр-адмирал А.Н. Сенявин

И ту же преемственность с петровской эпохой продемонстрировал выбор мест для строительства кораблей Азовской флотилии, которые начали строиться на восстановленных в 1769 году воронежских верфях, заложенных еще при Петре I. Их было три, и все они располагались на притоках Дона: Икорецкая на реке Икорец, Новохоперская на реке Хопер и Новопавловская в устье реки Осередь при впадении ее в Дон.

Судостроительные верфи на территории Воронежской губернии в эпоху Екатерины II

Планировалось строительство кораблей и на четвертой – в прошлом самой крупной — Тавровской верфи, которая находилась вблизи города Воронеж на месте впадения реки Тавровки в реку Воронеж. Ее восстановили вместе с другими воронежскими верфями в 1769 году, но в конце того же года закрыли, ибо выяснилась сложность проводки отсюда даже не загруженных вооруженных лодок.

Тавровская верфь

Проводка судов от воронежских верфей, расположенных на расстоянии более тысячи верст до Азовского моря, была едва ли не самой главной проблемой строительства Азовской флотилии. Сложные гидрографические условия Дона с его многочисленными перекатами и отмелями, из-за которых даже суда с небольшим водоизмещением могли пройти по реке только во время весеннего половодья, считались в те годы противоречащими самой возможности строительства на Среднем Дону сколько-нибудь крупных судов. А потому выполнение такой сложнейшей судостроительной программы, как создание кораблей Азовской флотилии, является заслугой контр-адмирала А.Н. Синявина, его ближайших соратников и всех моряков, участвовавших в строительстве и дальнейшей проводки судов к Азовскому морю.

Обзорная карта реки Дон

Основой Азовской флотилии стали плоскодонные суда четырех родов: 1-го и 2-го — для морского боя с противником, 3-го – созданные, как бомбардирские суда, и, наконец, корабли 4-го рода, которые выполняли функции вспомогательных судов при проводке остальных кораблей через донские перекаты и отмели, а затем использовались как транспорты. По своим тактико-техническим данным напоминавшие небольшие фрегаты и канонерские лодки, все они получили наименование «новоизобретенных», ибо по своей конструкции и размерам не подходили ни к одному из существовавших тогда классов боевых кораблей.

«Новоизобретенные» корабли 2-го и 3-го родов

Работы по восстановлению Икорецкой, Новохоперской и Новопавловской верфей начались в январе 1769 года с ремонта эллингов, а так же строительства мастерских, кузниц и других производственных помещений. Одновременно с тем в воронежских лесах заготовители приступили к рубке деревьев и доставке древесины на корабельные верфи.

Памятный знак на месте верфи XVIII века в Павловске

Строительство кораблей Азовской флотилии началось с достройки на Икорецкой верфи пяти прамов — заложенных в мае 1739 года,  С этой целью сюда было откомандировано 2534 человека, в том числе – 1779 флотских и 775 адмиралтейских мастеровых, руководить которыми было поручено корабельному мастеру Ивану Афанасьеву.

Памятник на месте Икорецкой верфи

В числе командированных мастеровых к работам на Икорецкой верфи приступил и будущий знаменитый флотоводец, а тогда еще мичман Фёдор Ушаков, который, имея хорошие навыки плотника, участвовал в достройке прама «Троил» под номером 5, а затем летом того же года, удостоенный за хорошую службу звания лейтенант, совершил на нем плавание по Дону до Новопавловска в составе каравана из пяти прамов.

Адмирал Ф.Ф. Ушаков

Помимо прамов, под руководством корабельного мастера И. Афанасьева в первой половине 1969 года на воронежских верфях было построено около 60 военных лодок, а так же дубель-шлюпка и палубный бот. А в сентябре на стапелях Икорецкой и Новопавловской верфей приступили к строительству первых 12 «новоизобретенных» кораблей, которые поочередно были спущены на воду в течение весны 1770 года.

На судостроительной верфи

Таким образом, за два года на воронежских верфях была решена первая и главная задача, поставленная перед А. Н. Сенявиным, как начальником «Донской экспедиции»: у России на Азовском море появилась практически готовая боеспособная эскадра, то есть военная сила, способная вести боевые действия на морском просторе.

«Новоизобретенный» корабль 2-го рода

17 мая 1771 года, символизируя возрождения русского военно-морского флота на Азовском море, контр-адмирал А. Н. Сенявин поднял свой флагманский флаг на корабле «Хотин», построенном в Новопавловске и получившем свое имя в честь победы русских войск над турецкой крепостью Хотин в 1769 году. Под командой А. Н. Сенявина к тому времени находилась флотилия в составе 21 корабля, общее вооружение которых составляло 450 орудий, мортир и гаубиц, а численность экипажей доходила до 3300 человек.

Подняв на «Хотине» свой флаг, контр-адмирал А. Н. Сенявин отдал приказ о начале первой боевой кампании русских военных кораблей против турецкого флота, дабы «закрыть Азовское море совершенно». Что было успешно проделано русскими моряками, которые, заявив о себе как о военно-морской силе, обеспечили важнейшую операцию Русско-турецкой войны 1768 — 1774 годов — занятие Крыма.

Первое морское сражение Азовской флотилии

После занятия русской армией Крыма Азовская флотилия из Таганрога перебазировалась в Керчь и получила задачу — охранять южное побережье полуострова с целью недопущения высадки турецких десантов… И в августе-сентябре 1771 года состоялся первый в истории поход русской эскадры по Черному морю, которая вышла в открытое море в составе четырех кораблей флотилии, построенных на воронежских верфях, «Хотина», «Морей», «Азова» и «Новопавловска».

Построенные на Новопавловской верфи, «новоизобретённые»корабли Азовского флота: двухмачтовый «Азов» и трехмачтовый корвет «Хотин»

Вскоре по составу и по роду деятельности Азовская флотилия стала все более приобретать статус флота. С 1772 года в ряде документов Адмиралтейств-коллегии А.Н. Сенявин стал именоваться «главнокомандующим на Азовском и Черном морях флотом», что, в принципе, соответствовало действительности. Положив начало Черноморскому флоту, Азовская флотилия одновременно с тем открыла и первый период его истории.

Контр-адмирал А.Н. Сенявин: «главнокомандующий на Азовском и Черном морях флотом»

Под флагом Азовской флотилии в Черное море вышли первые линейные корабли, по определению являющиеся основой флота открытого моря, два 32-пушечных фрегата, которые соответственно именовались «Первым» и «Вторым» и были построены на Новохоперской верфи. И здесь же по царскому указу в мае 1772 года были заложены еще два парусных линкора. Получившие названия «Третий» и «Четвертый», они отличались от предыдущих фрегатов фрегатов меньшей осадкой и большей вооруженностью, имея на борту по 58 пушек каждый.

Первые линейные корабли Азовского флота

Между тем, война продолжалась. Что привело к высочайшему решению от 9 октября 1773 года о дополнительном усилении Азовской флотилии еще тремя фрегатами. Получившие названия «Пятый», «Шестой» и «Седьмой», они были заложены в январе 1774 года на стапелях Новохоперской верфи.

Новохоперская верфь

Таким образом, можно смело утверждать, что на территории Воронежского края было положено начало крупному судостроению на юге России. К 1777 году под флагом Азовской флотилии плавали семь фрегатов – построенных на Новохоперской верфи, линейных кораблей, представлявших самую грозную силу русского военного флота, который к концу Русско-турецкой войны 1769 – 1774 годов стал сильнейшим на Черном море.

Азовский флот в Русско-турецкой войне 1768 – 1774 годов

Всего же в 1769–1774 годах без шлюпок и баркасов для Азовской флотилии на воронежских верфях было построено ,более 100 судов (7 фрегатов, 12 «новоизобретенных» кораблей, 5 прамов, 12 палубных ботов, дубель-шлюпка, 4 галиота, 5 транспортов, 4 флашхоута, 58 военных лодок, дноуглубительная машина и 2 камели). И, главное, что созданная на воронежской земле судостроительная база позволила продолжить развитие русской морской силы на Черном море и после войны, что впоследствии сыграло важную роль при фактическом перерастании флотилии в Черноморский флот.

И точку в истории Азовской флотилии, как первооснове Черноморского флота, ставит день 13 мая, ныне официально отмечаемый в России как День Черноморского флота РФ. 13 мая (2 мая по старому стилю) 1783 года в Ахтиарскую (ныне — Севастопольскую) бухту для постоянного базирования вошла эскадра из 11 военных кораблей, под флагом вице-адмирала Ф. А. Клокачева, который 11 января 1783 года, будучи начальником Херсонской верфи, был назначен командующим «флотом, заводимом на Черном и Азовском морях».

День рождения Черноморского флота: Эскадра вице-адмирала Ф.А. Клокачёва входит в Ахтиарскую бухту (13 мая (2 мая по ст. ст.) 1783 года)

В тот исторический день в Ахтиарской бухте, которой суждено было стать гаванью Севастополя, бросили якоря и два легендарных корабля-ветерана — «Азов» и «Хотин». Построенные на воронежских верфях в 1770 году, два флагмана Азовского флота продолжали нести боевую службу на Черном море в составе новорожденного Черноморского флота, являясь его историческим ядром и первоосновой.

Ахтиярская бухта Севастополя — главная база Черноморского флота России (гравюра конца XVIII века)





Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Все права защищены. Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2021
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75367 от 01 апреля 2019 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологи и массовых коммуникаций.
Учредители: А.И. Никонов и Е.М. Никонова
Главный редактор: А.И. Никонов (автор-исполнитель проекта)
тел.: +7 (473) 255-14-75
e-mail: bravo-voronezh@yandex.ru
12+
Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх