Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже
Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»

Воронеж – родина ВДВ и парашютного спорта

Воронеж общепризнанно является родиной отечественного парашютного спорта и воздушно-десантных войск, о чем напоминает мемориальный комплекс на месте бывшего военного аэродрома, где когда-то прыгали первые советские парашютисты и откуда в полет отправлялись первые в СССР воздушные десантники.

Комбриг ВВС РККА, летчик Л. Г. Минов

Идея быстрой переброски войсковых подразделений по воздуху появилась вместе с зарождением боевой авиации. Самолеты того времени были достаточно неприхотливыми, они вполне обходились без аэродромов и могли садится практически на любой более менее горизонтальной площадке, что позволяло осуществлять первые вывозы разведчиков в тыл противника уже в годы Первой мировой войны. А в 1927—1929 годах Красная Армия успешно использовала авиацию для своевременной переброски войск в Средней Азии во время борьбы с басмачами.
В 1928 году командующий Ленинградским военным округом М. Н. Тухачевский начал пропагандировать идею создания специальных подразделений, которые могли бы самолетами вывозиться в тыл противника и там выполнять боевые задачи. Речь пока еще шла только о «посадочных» десантах, ибо парашют рассматривался тогда исключительно как средство спасения пилотов, и не привлекал внимания военных специалистов.

Ведущая роль в организации первого парашютного десанта, по праву принадлежит военному летчику – будущему комбригу ВВС РККА — Леониду Григорьевичу Минову, ставшему фактически первым военным парашютистом в СССР. В 1928 году выступив с докладом на совещании руководящего состава Военно-воздушных сил с докладом, он впервые затронул тему использования парашютов в авиации. После чего в 1929 году, выполняя задание командующего ВВС РККА П. И. Баранова, Л. Г. Минов в составе советской торговой организации «Амторг совершил рабочую поездку США. Там он ознакомился с состоянием парашютного дела и методикой подготовки американских летчиков к вынужденным прыжкам с парашютом, а затем произвел закупку американских парашютов.

Прибыв на завод компании «Ирвин», занимавшейся изготовлением спасательных парашютов и другого авиационного снаряжения, и получив приглашение испытать парашюты на практике, Л. Г. Минов совершил три прыжка и получил при этом диплом парашютиста.
После возвращения Л. Г. Минова на родину, главнокомандующим ВВС П. И. Барановым было принято решение о внедрении парашютов в авиации, и первым делом с целью ознакомления летно-подъемного состава с парашютами и организацией прыжков провести учебные сборы в Воронеже.

Наш город был выбран для этого не случайно. В конце 1920-х годов на юго-западной окраине Воронежа располагался крупнейший военный авиаузел. Здесь базировалась особая 11-я авиабригада тяжелых бомбардировщиков Московского военного округа ВВС РККА, которая в июне 1930 года понесла тяжелую потерю — при совершении испытательного полета под Саратовом разбился самолет ТБ-1. В катастрофе погибли комбриг Александр Осадчий и шесть человек экипажа (их могилы находятся в парке «Орленок»). Одной из причин гибели летного состава комиссия признала неумение членов экипажа пользоваться парашютами. И, подписанный главкомом ВВС П. И. Барановым, приказ № 0476 от 3 июля о проведении в Воронеже первого учебно-тренировочного сбора по прыжкам с парашютом был направлен на поднятие боевого духа деморализованной авиабригады.

Тяжелые бомбардировщики ТБ-1 на аэродроме

Руководителем тех сборов и главным инструктором по парашютной подготовке был назначен Л. Г. Минов, помощником которого стал молодой летчик из 11-ой авиабригады Яков Давидович Мошковский

26 июля 1930 года участники сборов Военно-воздушных сил Московского военного округа собрались на воронежском аэродроме. Леонид Григорьевич Минов, которому предстояло выполнить показательный прыжок перед летным составом авиабригады, позднее вспоминал: «Мой прыжок действительно удался. Приземлился я легко, недалеко от зрителей, даже на ногах устоял. Встретили аплодисментами. Откуда-то взявшаяся девушка вручила букет полевых ромашек…»

 

Этот показательный прыжок Л. Г. Минова, совершенный из двухмоторного самолета «Фарман-Голиаф», фактически стал первым в СССР учебно-тренировочным прыжком с парашютом. С тех пор, 26 июля считается днем рождения советского парашютного спорта.

Самолет «Фарман-Голиаф»

Вторым в тот день прыгал летчик Я. Д. Мошковский, которому не повезло — его парашют снесло на строящееся здание, откуда парашютиста пришлось снимать с помощью пожарной лестницы. Однако эта неудача не отразилось на настроениях участников сборов. Многие военные летчики, видя инструкторов целыми и невредимыми, тоже изъявили желание прыгнуть. Таким образом за время учебных сборов, проводившихся с 26 по 29 июля курсантами-военлетами в количестве 30 человек было выполнено 59 тренировочных и показательных прыжков.

После того, как об успешных прыжках доложили главкому П. И. Баранову, от него поступил приказ: за два-три дня подготовить десять-пятнадцать военлетов для группового прыжка, которые по ходу воронежского учения смогли бы продемонстрировать выброску вооруженных парашютистов, готовых к диверсионным действиям на территории противника.

С этой целью из числа наиболее опытных летчиков-курсантов, уже совершивших тренировочные прыжки, было отобрано десять добровольцев. В их число вошли военлеты Мухин, Филиппов, Егоров, Пойдус, Фрейман, Черкашин, Кухаренко, Захаров, Коваленков и Поваляев. Высадку десанта решено было произвести с уже опробованного на практике самолета «Фарман-Голиаф». Его преимущество перед имевшимися в авиабригаде бомбардировщиками ТБ-1 заключалось в том, что десантникам не требовалось вылезать на крыло — парашютисты выпрыгивали непосредственно в открытую дверь. При этом курсанты находились в кабине все вместе, что имело немаловажное психологическое значение военлетов, отважившихся на групповой прыжок.

Так как грузоподъемность самолета «Фарман-Голиаф» не позволяла брать на борт более семи человек, было решено произвести десантирование в два этапа, для чего группа была разбита на две подгруппы, одну из которых возглавил Л. Г. Минов, а вторую группу Я. Д. Мошковский. При этом винтовки и два ручных пулемета, а так же снаряжение и боеприпасы, необходимые для выполнения боевой задачи, должны были выбросить с трех самолетов Р-1 на грузовых парашютах. В качестве места высадки было выбрано свободное от посевов поле вблизи хутора Клочково, где ныне располагается пригородный поселок Тепличный.

Первый советский воздушный десант (2 августа 1930 года)

Утром 2 августа 1930 года самолет «Фарман-Голиаф» под управлением летчика Громова поднялся в воздух. Находившаяся на его борту, первая группа летчиков во главе с Л. Г. Миновым десантировалась с высоты 350 метров. А вслед за десантниками над площадкой на высоте 150 метров прошла тройка самолетов Р-1 и сбросили два мягких почтовых мешка и четыре полутяжелых короба конструкции Н.П. Благина с оружием и снаряжением.

Меж тем, вернувшийся на аэродром «Фарман-Голиаф» забрал остальных участников десанта, и через несколько минут выбросил вторую группу над площадкой десантирования. После чего оба подразделения собрались вместе, привели оружие в боевую готовность и выдвинулись в исходный район для выполнения учебно-боевой задачи. Там их уже ждал грузовик, который доставил парашютистов-десантников на аэродром. Задача первого воздушного десанта была выполнена.

Памятный знак в честь высадки первого воздушного десанта

В наши дни место бывшего военного аэродрома, где производились первые прыжки с парашютом и откуда отправились на десантирование первые советские воины-десантники, занимает территорию, занимает участок в Северном микрорайоне Воронежа, ограниченный улицами генерала Лизюкова, 60 армии, 60 лет ВЛКСМ и бульваром Победы. Долгое время эта территория была пустырем. В 1997 году здесь был установлен памятный знак — огромный монолит необработанного гранита с мемориальной доской, текст которой не соответствовал исторической действительности: «Здесь 2 августа 1930 года произведен первый воздушный десант в СССР в количестве двенадцати человек». Затем на месте пустыря разбили парк, названный священным именем Победы. И в нем уже в 2010 году (по соседству с памятным знаком) разместили скульптурную композицию на гранитном пьедестале со словами «Воронеж – Родина ВДВ». Что является признанным фактом истории нашего отечества.

Монумент "Воронеж — родина ВДВ

К тому времени день 2 августа, ознаменованный первой отечественной воздушно-десантной операцией, всенародно отмечался в России как День воздушно-десантных войск — профессиональный праздник действующих и военнослужащих запаса ВДВ, установленный Указом Президента Российской Федерации от 31 мая 2006 года.

День ВДВ в Воронеже





Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Все права защищены. Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2021
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75367 от 01 апреля 2019 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологи и массовых коммуникаций.
Учредители: А.И. Никонов и Е.М. Никонова
Главный редактор: А.И. Никонов (автор-исполнитель проекта)
тел.: +7 (473) 255-14-75
e-mail: bravo-voronezh@yandex.ru
12+
Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх