Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже
Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»

Воронеж и Воронежский край – родина регулярного русского военного флота

Как известно, Россия является континентальным государством, однако длина её границ, проходящих по водной глади, составляет две трети от общей их протяженности. И потому можно понять озабоченность Петра I, вступившего на царство в стране, окруженной морями, но при этом имеющей всего один порт — Архангельск, через который можно было осуществлять деловые и торговые контакты с другими государствами.

Петр I в начале царствования

Прорыв к морю было решено осуществить путем захвата мощной турецкой крепости Азов, которая располагалась на левом берегу одного из рукавов дельты Дона в 15 километрах от впадения реки в Азовское море и, по существу, являлась ключом для выхода в Черное море. Донские и запорожские казаки однажды уже захватывали крепость, которая с 1637 по 1642 год находилась под их контролем, но затем Азов снова перешел во владение Османской империи.

Крепость Азов

Имея главной целью Азовскую крепость, Петр I начал свою первую войну, которая вошла в историю под названием «Азовских походов». К подготовке первого из них приступили с декабря 1694 года, начав в Придонье массовое строительство стругов, морских лодок и других плавсредств, которые должны были доставить речным путем к Азову часть войск, а так же артиллерию, боеприпасы и запасы продовольствия.

Подготовка к военному походу

Центром этого судостроения суждено было стать Воронежу, где была заложена верфь, на которой строились, а так же собирались суда, построенные на других верфях и поступающие сюда в разобранном виде – из подмосковного села Преображенское, из Брянска и других мест.

Воронежская судоверфь

Всего в первом Азовском походе для перевозки войск и грузов было задействовано около 1900 стругов и морских лодок, из общего числа которых в Воронеже и его окрестностях было подготовлено к спуску 522 струга, 42 мореходных лодки и 134 плота. По сути, это была целая флотилия, которая весной 1995 года благополучно ушла вниз по течению Дона.

«Воинский караван» XVII века: речная флотилия военных и транспортных судов

В первых числах июня 1795 года русские войска осадили крепость Азов. И с того времени начал исчислять свою службу царь Петр I, считавший себя находящимся на служении у государства. Под именем Петра Алексеева возглавив бомбардирскую роту Преображенского полка, царь сам начинял гранаты и бомбы, стреляя из пушки в течение двух недель.

Царь-бомбардир Петр Алексеев и осада Азова

Однако четырехмесячная осада турецкой крепости не принесли ожидаемой победы русскому войску. Две попытки взять Азов одними лишь сухопутными войсками закончились неудачей. Не имея противодействия на воде, турецкие военные корабли подплывали к осажденной крепости со стороны моря, поставляя продукты, вооружение и обновляя военные команды. И Петр I, в конце концов, поняв, что без флота русским войскам Азова не взять, снял осаду крепости.

Первая Азовская баталия

В ноябре 1695 года вернувшись в Москву, царь Петр I созвал совет и после «консилии генералов», царским указом объявил о новом походе против турок и татар, а так же о создании Азовской военной флотилии, для которой намечалось построить 2 крупных парусных судна, 4 брандера, не менее двух десятков военных галер, 1300 стругов, 500 лодок и 100 плотов. В декабре последовал второй указ царя о мобилизации 27 800 работных людей на «корабельное строение». Причем в качестве основной базы для строительства военных судов был выбран Воронеж.

Воронеж в конце XVII века

В пользу этого выбора говорило многое: Петр I еще во время первого похода обратил внимание на воронежские леса, как великолепный материал для постройки кораблей, к тому же неподалеку находилась липецкая железная руда, а впадавшая в Дон река Воронеж во время половодья обладала достаточной судоходностью. Немаловажным было и то, что с давних пор на воронежской земле строились струги, при помощи которых шло снабжение казацких войск — так называемые донские отпуски, а, значит, в Воронеже и его окрестностях жили корабелы, готовые немедленно взяться за работу.

Донские отпуски из Воронежа в XVII веке

Строительство флота в нашем городе началась зимой 1695 — 1696 годов на правом берегу реки Воронеж. Применительно к современной топографии города, судостроительные работы велись на участке правобережья, ограниченном улицами Чернышевского и Большой Стрелецкой. При этом в районе современной Успенской церкви, вокруг которой в те годы размещался Успенский монастырь, воронежская верфь делилась на две части — северную и южную.

Воронеж XXI века: Успенская церковь и Адмиралтейская набережная с высоты птичьего полета

Зимой 1695 — 1696 годов на воронежских верфях, на которых основную часть работных людей составляли драгуны, стрельцы, казаки и солдаты из городов Белгородского разряда, были сосредоточены усилия всей страны. С февраля по март 1696 года в Воронеж на 10 тысячах подводах санным путём были перевезены для сборки отдельные части 22 галер и 4 брандеров, которые были изготовлены на верфи в подмосковном селе Преображенское. Сделано это было несколькими артелями корабельных плотников и солдатами Преображенского и Семёновского полков, имевшими навыки в кораблестроении, приобретёнными на постройке судов для «потешной флотилии» Петра I.

Строительство кораблей Азовской флотилии

К тому времени на реке Воронеж под руководством иностранных мастеров строились два первых в России 36-пушечных трехмачтовых парусно-гребных фрегата «Апостол Павел» и «Апостол Петр», имевших 34 с половиной метров в длину и 7 с половиной метров в ширину.

Строительство кораблей Азовской флотилии в Воронеже

Помимо этого в Воронеже и ближайших окрестностях города, а так же в Добром, Козлове и Сокольске в работе находилось более тысячи стругов, несколько сотен морских лодок и обычных плотов, которые в начале весны так же частями были привезены для сборки на воронежскую верфь. В создании Азовской военной флотилии так же активно участвовали мануфактуры и заводы Липецка, Тамбова и Тулы, откуда в Воронеж поставлялись металл, якоря, парусина, тросы, крепеж и другие материалы, необходимые в судостроении.

Обоз с парусиной и канатами для строящихся кораблей

29 февраля 1996 года в Воронеж приехал Петр I, который пробыл в городе 65 дней, поселившись на правом берегу реки Воронеж, вблизи пересечения современных улиц Софьи Перовской и Большой Стрелецкой, в доме подьячего Игната Моторина, получившем название «государева шатра на Воронеже» и, по сути, являвшемся походным штабом главнокомандующего.

Дом Петра I в Воронеже (реконструкция)

Как свидетельствуют сохранившиеся документы, царь фактически руководил строительством флота, лично работая на корабельной верфи, занимаясь оснащением кораблей и комплектованием их экипажей. Оценивая собственную роль в подготовке похода, 6 марта 1696 года Петр I писал из Воронежа думскому боярину Т. Н. Стрешневу, возглавлявшему Разрядный приказ: «... в поте лица своего едим хлеб свой». И в этом царю следовали его ближайшие соратники в деле строительства флота — Франц Тиммерман со своим помощником Андреем Креветом.

Петр I на воронежской верфи

Благодаря активной деятельности на воронежской верфи, возбуждаемой присутствием самого царя, в Воронеже, вдали от морей, за предельно короткие сроки была создана целая кораблестроительная отрасль и построен «морской воинский караван» — флотилия военных кораблей и транспортных судов. И, когда войска в марте прибыли из Москвы в Воронеж, там их уже ждало первое соединение русского военного флота – 2 парусно-гребных фрегата, 23 галеры, около 1500 стругов, плотов, барок, лодок.

Азовская флотилия Петра I (гравюра XVII века)

Некоторые историки днем рождения русского военного флота считают 12 апреля (2 по старому стилю) 1696 года, когда со стапелей воронежской верфи вместе с двумя другими однотипными судами на воду была спущена двухмачтовая флагманская галера, предназначенная для царя. Построенная по голландскому образцу вологодским плотником Осипом Щека с 24 помощниками и нижегородским мастером Яковым Ивановым с 8 рабочими, она еще в процессе строительства величалась «Его Величество» или «Кумандера», а позднее, получив название «Принципиум», вошла в историю России «матерью» русского военного флота.

«Спуск галеры «Принципиум» на воронежской верфи 3 апреля 1696 г.» (Художник Ю.А. Кушевский)

В конце апреля из Воронежа к Азову вышла 76-тысячная армия во главе с воеводой А.С. Шейным (произведенным в генералиссимусы), а в мае в сторону Азова отплыла флотилия из четырех отрядов галер под общем командованием адмирала Ф. Лефорта.

Корабли Азовской флотилии в походе (1696 год)

Во главе одного из этих отрядов плыл Петр I, находившийся в качестве капитана на борту галеры «Принципиум». Здесь, кстати, во время плавания им был создан первый военно-морской устав России — «Устав по галерам», одна из статей которого гласила: «Понеже пока в корабле доски плотно стоят меж себя, тогда всю вселенную могут объехать и никакого шторма не бояться».

Морской Устав Петра I

Первое соединение русского военного флота прекрасно выполнило свои задачи по доставке войска к стенам крепости и блокированию окруженного Азова с воды. И после полуторамесячной осады в конце июля 1696 года гарнизон крепости сдался на милость победителя.

Взятие Азова Петром I

Взятие Азова явилось первой крупной победой царя Петра I и создаваемого им регулярного русского военного флота России. Получив Азов с прилегающими землями и право свободного плавания по Азовскому морю, Россия заканчивала XVII век страной-победительницей. Осенью 1696 года в Москве состоялась пышная «триумфания» в честь взятия турецкой крепости. Причем первым в ликующую столицу въехал в раззолоченных санях адмирал Лефорт, а за ним, согласно своему воинскому чину, пешком шел царь-капитан Петр Алексеев.

«Триумфания» в честь взятия крепости Азов (1696 год)

20 октября (по старому стилю) 1696 года, собранная в царской резиденции в селе Преображенское, боярская Дума выслушала историческое предложение Петра I «воевать морем, понеже зело близко и удобно многократ паче, нежели сухим путем» и в тот же день вынесла «приговор»: «Морским судам быть!» — тем государственным актом думцы положили официальное начало русскому военно-морскому флоту, день рождения которого ныне ежегодно отмечается З0 октября по новому стилю.

20 (30) октября 1696 года Боряская Дума вынесла приговор «Морским судам быть!»

Утвердив обширную программу судостроения в количестве 52 (позднее 77) судов, Дума по настоянию царя следующим Указом от 4 ноября 1696 года «приговорила» строить флот не за счет государственной казны, а всем миром, так называемыми, «кумпанствами» — объединениями духовенства, дворян, помещиков, купцов и городских обывателей, на которых были возложены издержки по сооружению большей части всех этих судов.
Центром грандиозной по замыслу кампании по строительству военного флота снова было суждено стать Воронежу, а так же Воронежскому краю, где на Дону и его притоках одна за другой были основаны 17 судостроительных верфей, из которых наиболее крупными были судостроительные комплексы на реке Воронеж (Воронежская, Чижовская, Тавровская, Рамонская и Ступинская верфи), на реке Ворона (Павловская верфь – город Борисоглебск), на реке Хопёр (Пристанская верфь — город Новохопёрск) и на реке Осередь при ее впадении в Дон (Осередская верфь — город Павловск).

Судостроительные верфи в эпоху Петра I

Как и год тому назад, во время подготовки второго Азовского похода, в Воронеж и на другие воронежские верфи стекались тысячи людей со всех сторон России, ведь для постройки только одного крупного корабля требовалось свыше 60 плотников, 4 кузнеца, столяр, живописец, а также иноземные специалисты — мастер и два подмастерья.

Строительство кораблей Азовского флота в Петровскую эпоху

Одновременно с мастеровыми на судостроительные верфи Воронежа и Воронежского края непрерывным потоком шли материалы, которые требовались в огромном количестве. К примеру, для строительства лишь одного большого корабля необходимо было доставить от 1400 до 1500 дубовых и сосновых стволов. Помимо этого для постройки каждого такого судна требовалось более 20 тысяч железных гвоздей, 5 якорей, 1350 кусков парусиновых полотен, около 200 ружей и до 50 пушек.

Строительство кораблей на верфи в 17 веке

В те годы река Воронеж образовывала два крупных острова. На одном из них (южном) была оборудована Государева или Адмиралтейская верфь, где на протяжении девяти лет строились самые крупные корабли Азовского флота.

Воронежская верфь и адмиралтейство

На северном острове во исполнение распоряжения царя в 1697 году началось сооружение Воронежского адмиралтейства, включающего в себя цитадель (крепость), каменный цейхгауз (склад военного имущества) и ряд других зданий. Там же был возведен и царский деревянный дворец.

Воронежское адмиралтейство (начало XVIII века)

 А напротив адмиралтейского острова — к северу от Успенского монастыря — по берегу реки расселились иностранные мастера-кораблестроители, приглашенные в Воронеж — англичане, голландцы, немцы, итальянцы, французы. Здесь образовалась так называемая Немецкая слобода, в границах которой выросли дома видных царских сановников — А. Д. Меншикова, Ф. М. Апраксина, Ф. А. Головина и Н. М. Зотова.

Воронеж 1703 года (гравюра К. де Бруина)

А вслед за тем город, размещавшийся прежде в основном на правобережных холмах, как бы начал «спускаться» к реке, где в царском дворце вершились в то время важнейшие государственные дела. Так постепенно Воронеж, как общероссийский центр кораблестроения,  становился «колыбелью русского военного флота», где взращивалось будущее военно-морское величие России.

Панорама Воронеже XVIII века: Адмиралтейская Успенская церковь

К сожалению, до наших дней не сохранились ни одной из тех исторических построек петровской эпохи, кроме каменного здания Успенского храма, который изначально принадлежал Успенскому мужскому монастырю,  Но после того как тот, оказавшись в центре воронежской верфи, по распоряжению царя был упразднен и перемещен в Акатов монастырь, монастырская Успенская церковь отошла к Адмиралтейскому приказу и была преобразована в Адмиралтейскую – центральный храм Воронежского адмиралтейства, который в этом статусе стал основным местом торжественных церемоний, связанных со строительством военно-морского флота в Воронеже.

Успенская (Адмиралтейская) церковь (наше время)

19 ноября 1698 года под сводами Адмиралтейской Успенской церкви был отслужен молебен в честь первого «государева», 58-пушечного корабля — в торжественной обстановке заложенного царем на Воронежской адмиралтейской верфи и впоследствии нареченного «Гото Предестинация», что переводится с латинского как «Божье сему есть предвиденье».

Корабль-музей «Гото Предестинация» на вечной стоянке на Адмиралтейской набережной возле Успенской (Адмиралтейской) церкви

И, несомненно, здесь же, в Адмиралтейской Успенской церкви, по сути, являющейся главным храмом рождающегося военно-морского флота России, был освящен первый в истории флаг с Андреевским синим крестом в крыже (части полотнища).

Успенская церковь (современный интерьер)

Поднятый на корабле адмирала Ф.Я. Лефорта осенью 1698 года, он был утвержден Петром I в качестве официального флага Российского военного флота 11 декабря (1 декабря по старому стилю) 1699 года – в день, отмечаемый ныне в России, как День Андреевского флага, являющегося боевым знаменем Военно-морских сил Российской Федерации.

Андреевский крест в крыже адмиральского флага

А в июле того же 1699 года первые военные корабли, построенные «кумпанствами» на воронежских и донских верфях, вышли в плавание по Азовскому морю под командованием генерала и адмирала Ф.А. Головина, который держал флаг на самом крупном русском корабле того времени — 62-пушечном «Скорпионе».

Адмирал Ф.А. Головин и его эскадра

Всего же в составе первой эскадры Азовской флотилии было 10 кораблей с вооружением от 62 до 36 пушек, а так же 2 галеры, 6 бригантин, 6 фуркатов и 4 казацких лодки. При этом 42-пушечным кораблем «Отворенные врата» командовал сам царь, записанный в судовой журнал капитаном Петром Михайловым.

Петр I и корабль «Отворенные врата»

Названный в истории Керченским, поход русских кораблей по Азовскому морю был предпринят якобы с церемониальной целью – обеспечить пышные проводы до занятой турками Керчи чрезвычайному русскому послу, думному дьяку Е. И. Украинцеву, который отплывал на переговоры с султаном в Константинополь на борту однопалубного 46-пушечного корабля «Крепость». Но главной — политической! — задачей эскадры, появившейся возле Керчи, занятой турками, была вооруженная демонстрация российской военной мощи на Азовском море, что на флоте называется «демонстрацией флага». И эта цель, как показали дальнейшие события, была достигнута.

Керченский поход: русские военные корабли в Азовском море (1699 год)

Первым из кораблей русского военного флота пересекший Черное море, посольский корабль «Крепость» в начале сентября 1699 года достиг Константинополя и орудийным салютом известил об этом турецкого султана, который от гнева «едва не велел истребить» дерзких московитов. Но потом одумался и вступил в затяжные переговоры с русским послом, которые закончились в июле 1700 года подписанием мирного договора между Россией и Турцией, закрепившим за Русским государством Азов и часть побережья Азовского моря с Таганрогом.

Посольский корабль «Крепость» в Константинополе (1699)

А месяцем ранее 8 мая (27 апреля по старому стилю) 1700 года со стапелей воронежской верфи в воды реки Воронеж был торжественно спущен «государев» корабль «Гото Предестинация» — первый в отечественной истории линейный корабль и первый корабль IV ранга по британской ранговой классификации 1706 года. Впервые созданное в России без участия иностранных специалистов, судно строилось по проекту Петра I под руководством известного в будущем корабельного мастера Федосея Моисеевича Скляева, и царь, лично принимал участие в кораблестроительных работах.

Корабль «Гото Предестинация», построенный по проекту Петра I и при его личном участие в кораблестроительных работах

Это была далеко не первая церемония спуска корабля на воронежской верфи, и потому она прошла в соответствии с установившейся уже традицией. В Успенской Адмиралтейской церкви воронежским епископом и будущим Святителем Митрофаном был отслужен торжественный молебен, на котором вместе с царем присутствовали специально вызванные им в Воронеж царевич Алексей Петрович (сын Петра I), царевна Наталья Алексеевна (сестра Петра I), а так же иностранные послы, видные бояре и многочисленные царедворцы.

Освящение корабля епископом Митрофаном

Затем на судне были подняты флаги, которые были сшиты в Воронеже в адмиралтейской флажной мастерской, где в то время готовились все штандарты и корабельные флаги русского военного флота. И первый воронежский епископ, будущий святитель Митрофан, сотворив церковный обряд крещения, окропил святой водой корпус нового корабля, его пушки и флаги. Сопровождая таинство крещения молитвою архипастыря на «одоление чрез них супостатов», святитель Митроан нарёк судно именем «Гото Предестинация». После этого под звуки гимна и салюта с других судов были обрублены последние державы, со стапелей в воды реки Воронеж сошел огромный по меркам той эпохи корабль, пророчески названный «Божьем предвидением».

Корабль-музей «Гото Предестинация» у причала Адмиралтейской набережной города Воронежа

Важно так же отметить, что священный символ русского военного флота — косой синий крест, известный как Андреевский – был впервые в истории запечатлен на раскрашенном акварелью чертёже корабля «Гото Предестинация», выполненном шведским морским офицером и картографом Питером Бергманом, и датированном автором 26 июня 1700 года.

Акварель «Гото Предестинация» на чертеже П. Бергмана (1700 год)

В то историческое время всеми корабельными делами в России руководил Адмиралтейский приказ, образованный в Воронеже Указом Его Царского Величества от 17 декабря 1696 года и поначалу возглавляемый думным дворянином, окольничем А. П. Протасьевым, которому, как главному распорядителю по постройке флота России, было дано совершенно новое для России звание адмиралтейца.

Воронежская верфь в начале XVIII века (макет)

Однако в ноябре 1700 года он был уличен во взяточничестве и отстранен царем от должности с лишением звания. После чего Петр I определил новым адмиралтейцем своего родственника и в будущем первого губернатора Азовской губернии Федора Матвеевича Апраксина, который свыше десяти лет руководил Адмиралтейским приказом в Воронеже, занимаясь строительством Азовского флота и одновременно с тем командуя российским кораблестроением в целом.

Адмиралтеец Ф. М. Апраксин и Воронежское адмиралтейство

Так с 1701 года Воронежское адмиралтейство совместно с экипажмейстерами Архангельского порта осуществляло общее наблюдение за дальнейшей постройкой купеческих судов торгового флота России. С 1702 года Адмиралтейскому приказу в Воронеже были подчинены верфи на реке Сясь, в Лодейном Поле и Новой Ладоге. Непосредственно через ингерманландского губернатора А.Д. Меншикова Приказ так же руководил Олонецкой верфью, а с 1706 года Воронежскому Адмиралтейству была подчинена и верфь на левом берегу Невы, которой было суждено вскоре стать главной отечественной верфью, равно как Санкт-Петербургу – новым кораблестроительным центром России.

Адмиралтейство и Адмиралтейская верфь в Санкт-Петербурге

Меж тем первая и самая известная часть воронежской судостроительной эпопеи подходила к своему финалу. К 1711 году Азовский флот насчитывал около 215 парусных и гребных судов, в числе которых находились сорок четыре 58-пушечных корабля, представлявших грозную по тому времени силу. Благодаря этому внушительному аргументу России, в конце концов, удалось подписать мирный договор с Турцией, что в итоге позволило будущему императору Петру I обратить свой взор на Балтийское море, где он, говоря словами поэта, намеревался «в Европу прорубить окно».

Петр I на берегу Балтийского моря

Отыгравшему свою историческую роль, любимому детищу русского царя, Азовскому флоту Петра I предстояло покинуть подмостки истории. 8 августа 1700 года получивший известие о заключенном с Турцией перемирии, Петр I буквально на следующий же день объявил войну Швеции. С того времени основные государственные устремления русского монарха переместились на северные земли России, где началась его двадцатилетняя борьба за выход в Балтийское море, названная историками Великой Северной войной. И одержать в ней победу Петру I помог бесценный опыт, полученный при строительстве первых кораблей регулярного русского военного флота — Азовского, который стал предтечей Балтийского флота, построенного уже на верфях Санкт-Петербурга, Архангельска, Новгорода, Углича и Твери.

Памятник Петру Первому в Воронеже

Вслед за Азовским флотом, с помощью которого  Россия получила выход в Черное море, Балтийский флот помог  Петру I нанести поражение Швеции, в результате которого окно в Европу было прорублено, а на карте мира возникла новая империя – Российская, со столицей в городе Санкт-Петербург, расположенном в месте впадения реки Невы в Балтийское море.

Памятник Петру I (Царю-плотнику) на Адмиралтейской набережной Санкт-Петербурга

Кстати, об этом мало кто знает, но именно в Воронеже Петром I  был окончательно оформлен проект Кронштадта, в виде макета отосланного   князю Меньшикову, которому царь повелел строить у Котлина острова крепость, дабы она надежно защищала Санкт-Петербург с моря.

Памятник Петру I в Кронштадте

А годом ранее воронежский епископ, святитель Митрофан благословил Петра I Казанской иконой Божией Матери на строительство самого города в устье Невы, впоследствии нареченного Санкт-Петербургом, сказав при этом напутственное слово: «Возьми икону Казанскую Божией Матери — и она поможет тебе победить злого врага. Потом перенесёшь эту икону в новую столицу… Казанская икона станет покровом города и всего народа твоего. До тех пор, пока икона будет в столице и перед ней будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога».

Казанская икона Божией Матери в Казанском соборе Санкт-Петербурга

И по сей день эта петровская икона из Воронежа хранится в Казанском храме Санкт-Петербурга, считаясь хранительницей города. А над южными вратами Морского собора в Кронштадте, являющегося главным православных храмом Военно-морского флота России, находится образ самого святителя Митрофана Воронежского, которого в наше время российские моряки и корабелы почитают как своего покровителя.

 




Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Все права защищены. Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2021
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75367 от 01 апреля 2019 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологи и массовых коммуникаций.
Учредители: А.И. Никонов и Е.М. Никонова
Главный редактор: А.И. Никонов (автор-исполнитель проекта)
тел.: +7 (473) 255-14-75
e-mail: bravo-voronezh@yandex.ru
12+
Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх