Притяжение земли - самая большая сила нашего мира. Используем её во благо нашего края! Земляки и все, кто ими себя ощущает, присоединяйтесь к нашим сообществам "Браво, Воронеж!" в социальных сетях

Воронеж – родина «Катюши» (боевой машины реактивной артиллерии)

Ныне именуемые реактивными системами залпового огня, боевые машины реактивной артиллерии впервые в мире стали массово применяться в СССР во время Великой Отечественной войны. Официально называемые тогда гвардейскими реактивными миномётами, они навсегда вошли в историю под ласковым общенародным именем «Катюша».

«Катюша» в музее военной техники в Воронеже

История гвардейских «катюш» начинается с создания в 1916 году профессором Иваном Платоновичем Граве желатинового пороха, на основе которого в 1920 годах в Реактивном научно-исследовательском институте Рабоче-Крестьянской Красной армии (РНИИ РККА) был разработан реактивный снаряд — прототип снарядов будущего гвардейского миномета.

Военная химическая лаборатория начала XX века

Авиационные реактивные снаряды РС-132 под крыльями самолета

В 1937 – 1938 года несколько разновидностей этих реактивных снарядов были приняты на вооружение военно-воздушными силами РККА. Установленные на самолётах-истребителях И-16 и И-153, они успешно применялись в боях на Халхин-Голе. После чего Главное артиллерийское управление РККА поставило перед разработчиком снарядов (РНИИ РККА, в 1937 году переименованное в НИИ-3) задачу создания реактивной полевой системы залпового огня на основе авиационного снаряда РС-132.

 В соответствии с этим заданием к лету 1939 года специалистами НИИ-3 был создан новый 132-мм осколочно-фугасный снаряд, получивший позднее официальное название М-13. По сравнению с авиационным этот снаряд имел большую дальность полета, значительно более мощную боевую часть и несколько лучшие, чем РС-132, аэродинамические характеристики, что позволило получить более высокую кучность залпа.

Опытная самоходная многозарядная пусковая установка МУ-1

К снаряду была разработана также самоходная многозарядная пусковая установка, первый вариант которой был создан на базе грузового автомобиля ЗИС-5 и обозначался МУ-1 (механизированная установка, первый образец). Однако, проведенные в период с декабря 1938 года по февраль 1939 года полигонные испытания установки показали, что она не в полной мере отвечает поставленным требованиям. С учетом результатов испытаний специалисты НИИ-3 разработали следующую модификацию установки — МУ-2, которая в сентябре 1939 года была принята Главным артиллерийским управлением для полигонных испытаний.

БМ-13 «Катюша» на шасси ЗИС-6

По результатам окончившихся в ноябре 1939 года полигонных испытаний ракетному НИИ-3 было поручено изготовить пять опытных пусковых установок для проведения войсковых испытаний. И к концу зимы 1941 года в опытных мастерских НИИ-3 были изготовлены пять опытных пусковых установок, получивших наименование БМ-13, которое расшифровывалось, как Боевая машина 132-миллиметровых снарядов.

Как любое другое оружие победы, «катюша» была предельно проста и являлась всего лишь набором рельсовых направляющих, электропроводки и артиллерийского прицела. Первая боевая машина реактивной артиллерии представляла собой грузовик ЗИС-6, на месте кузова которого на специальной раме монтировались 16 направляющих желобкового типа, расположенных вдоль оси автомобиля в два яруса. (Впоследствии количество направляющих колебалось от 12 до 48).

 

 

 

 

Ракетные снаряды на направляющих БМ-13

Вооруженная 132-миллимитровыми ракетными снарядами по мощности примерно равными гаубичным, установка могла практически одновременно выпустить 16 ракет. При этом залп выполнялся в течение 5 — 10 секунд, а дальность стрельбы составляла от 8 до 8 с половиной километров. Конструкция пусковой установки допускала ее передвижение в заряженном состоянии с довольно высокой скоростью (до 40 км/ч) и быстрое развертывание на огневой позиции (1 – 2 минуты), что способствовало нанесению внезапных ударов по противнику. При этом на перезарядку после залпа уходило от 3 до 5 минут, поэтому за час одна боевая машина могла условно сделать 10 залпов и выпустить 160 снарядов.

Залп установок БМ-13

В марте 1941 года успешно пройдя полигонные испытания, пять опытных установок 17 июня того же года были выставлены на смотре новых образцов вооружения РККА, проходившем под Москвой на Софринском полигоне. Опытные установки БМ-13 осматривали Народный комиссар обороны СССР маршал С.К. Тимошенко заместитель наркома обороны СССР и одновременно начальник Генерального штаба генерал армии Г.К. Жуков, нарком вооружения Д.Ф. Устинов, нарком боеприпасов Б.Л. Ванников, а так же другие представители высшего командования Красной Армии. В ходе смотра был произведен показательный залп из четырех боевых машин, который произвел ошеломляющее впечатление на всех военачальников. И через несколько дней вечером 21 июня 1941 года, буквально за несколько часов до начала Великой Отечественной войны, по итогам смотра было принято правительственное решение о срочном развертывании массового серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковых установок залпового огня БМ-13.

Начальник Генерального штаба РККА Г.К. Жуков

Серийное производство этого типа боевых машин, позднее получивших прозвище «катюша», было поручено заводу № 723 Наркомата миномётного вооружения СССР. Размещавшийся в Воронеже и известный как закрытое предприятие оборонного значения лишь небольшому кругу посвященных людей, он мирно именовался 2-ым Государственным механическим заводом имени Коминтерна, основным – открытым! — направлением деятельности которого был выпуск оборудования для пищевой промышленности и сельского хозяйства.

Завод имени Коминтерна в Воронеже (довоенное время)

Первым делом воронежским «минометчикам» предписывалось к 1 июля изготовить образец установки БМ-13, а затем до конца 1941 года собрать еще 40 серийных машин. Но все эти планы нарушила война…

По воспоминания очевидцев, в первый же ее день утром 22 июня в кабинете отсутствующего директора завода Ф.Н. Муратова, который был срочно вызван в Москву, собрались начальники цехов, отделов и служб. Экстренное совещание проводил главный инженер завода В. П. Черногубовский, который объявил, что по согласованию с профсоюзом завод немедленно переходит на работу в две смены с рабочим днем в одиннадцать часов. Он так же нацелил всех работников на крайне напряженную деятельность в связи с тем, что многие рабочие в ближайшие дни будут мобилизованы в Красную Армию. И, действительно, уже на второй и третий день войны с завода было призвано около четырехсот человек.

К тому времени возвратившийся из Москвы директор завода Ф.Н. Муратова привез задание о форсировании производства установок БМ-13. К 1 июля нужно было представить не одну, а две серийные машины. И так же в июле необходимо было изготовить на заводе тридцать боевых машин БМ-13, а в августе – еще сто. Таким образом, воронежский завод имени Коминтерна срочно переходил на производство военной продукции. В цехах, занятых изготовлением сугубо мирных товаров, искали и находили подходящие для нового производства станки, которые тут же перенастраивали на изготовление деталей к пусковым установкам.

Памятник «Катюше» на территории завода имени Коминтерна

«Катюши» на марше

На пятые сутки войны, 26 июня 1941 года в Воронеже на заводе имени Коминтерна, который полностью перешел на изготовление военной продукции, была завершена сборка первых двух серийных пусковых установок БМ-13 на шасси ЗИС-6, тут же принятых представителями Главного артиллерийского управления.

Капитан И.А. Флеров

 

 

 

 

 

 

На следующий день обе машины, тщательно зачехленные брезентом, вышли из ворот завода и по Задонскому шоссе взяли курс на Москву. Кроме двух боевых установок, в колонне шла грузовая автомашина с запасом горючего и с солдатами охранения, вооруженными гранатами и ручными пулеметами.

После прибытия в Москву и успешно проведенных испытаний, две воронежские серийные машины вместе с пятью опытными установками БМ-13, ранее изготовленными в НИИ-3, были объединены в батарею для отправки на фронт с целью проверки качества нового оружия и его эффективности в боевых условиях. Командиром первой отдельной экспериментальной батареи реактивных минометов был назначен слушатель Военной артиллерийской академии имени Ф. Дзержинского капитан Иван Андреевич Флеров.

В целях секретности, фигурировавшие в списке вооружения экспериментальной батареи как «семь пушек калибра 210 мм», боевые машины БМ-13 2 июля 1941 года были отправлены из Москвы на Западный фронт.
 

И в тот же день 2 июля бюро Воронежского обкома ВКП(б) приняло постановление о скорейшем налаживании и увеличении выпуска пусковых установок БМ-13 на заводе имени Коминтерна. Этим постановлением областной комитет партии подключил к изготовлению нового оружия другие предприятия города. Так, машиностроительный стал выпускать балки для направляющего корытца.
Различные узлы и детали для пусковой установки начали изготавливать на заводе кузнечнопрессового оборудования имени Калинина , на механическом заводе имени Ленина, на паровозоремонтном завода имени Дзержинского и на радиозавода «Электросигнал». К промышленным предприятиям Воронежа так же подключился химико-технологический институт, в механической лаборатории которого освоили визирные прицелы с оптической частью. Поэтому все собранные на заводе имени Коминтерна «катюши» с полным правом можно называть воронежскими.

Залп батареи «Катюш»

Памятник «Катюше» в городе Рудня

 

 

 

 

 

 

 

Меж тем, добравшись до места назначения на Смоленщине, первая отдельная экспериментальная батарея реактивных минометов 14 июля 1941 года вышла на боевые позиции близ города Рудня, накануне занятого гитлеровскими войсками.

Здесь и состоялось первое боевое испытание «катюш». В 15 часов 15 минут семь установок экспериментальной батареи произвели по врагу свой исторический залп. В течении 7-8 секунд выпустив сто двенадцать зажигательных снарядов, снаряжённых термитом, батарея капитана И. А. Флерова открыла в мировой истории первую страницу ракетной артиллерии.

Через два дня после боевого крещения семь установок БМ-13 повторили залп, нанеся удар по железнодорожному узлу Орша, который был стерт огнем реактивной артиллерии с лица земли — вместе с находившимся там немецкими эшелонами с солдатами вермахта и боевой техникой.

А через полтора часа, сменив позицию, батарея Флерова ударила по переправе через реку Оршица, оставив немцев в этом районе и без переправы.

Памятник «Катюше» в городе Орша

Исключительная эффективность действий первой экспериментальной батареи и сформированных вслед за ней еще восьми таких батарей способствовали быстрому наращиванию темпов производства реактивного вооружения. Проверенная в бою, конструкция серийных «катюш» была усовершенствована воронежцами так, что её изготовление стало проще, а время подготовки к залпу уменьшилось.

БМ-13 на базе шасси «ЗИС-6» в заводском цеху

Тем временем, по мере поступления новых серийных установок БМ-13 в части, началось формирование полков реактивной артиллерии, которые официально именовались гвардейскими минометными полками артиллерии резерва Верховного Главнокомандующего. По сути своей минометом не являясь, БМ-13 были названы так из соображений секретности. Установка была настолько засекречена, что всех, кто на ней служил, тщательнейшим образом проверяли пере присягой, а потом первые воины-ракетчики, помимо всего прочего, клялись в случае повреждения, поломки, окружения и прочих угрозах захвата машины врагом уничтожать установки БМ-13. Для этого каждая машина была оборудована штатным 30-килограммовым тротиловым зарядом. Сейчас это может показаться абсурдом, но в первое время – при войсковых испытаниях «катюш» — их расчетам было запрещено отдавать команды «Пли», «Огонь» или «Залп». Вместо этого использовались кодовые слова «Играй» и «Пой».

Формальной датой появления гвардейских частей в Красной армии стало 18 сентября 1941 года, когда по приказу наркома обороны СССР четыре стрелковые дивизии «за боевые подвиги, за организованность, дисциплину и примерный порядок» получили звание гвардейских. Но к этому времени уже больше месяца «гвардейскими» назывались все без исключения части реактивной артиллерии, причём они получали это звание не по итогам боёв, а при формировании.

«Катюша» на постаменте (г. Грязи, Липецкой области)

Впервые слово «гвардейский» появилось в официальных документах 4 августа 1941 года — в постановлении Госкомитета обороны СССР № ГКО-383сс «О сформировании одного гвардейского минометного полка М-13». А к концу осени 1941 года на советско-германском фронте действовали уже 14 гвардейских миномётных полков, каждый из которых состоял из трех дивизионов, вооруженных пусковыми установками БМ-13 и зенитного дивизиона. При этом в каждом дивизионе, оснащенном, к примеру, установками БМ-13, было пять таких машин, каждая из которых имела 16 направляющих для пуска 132-миллиметровых снарядов М-13. Соответственно, только один дивизион мог разом выпустить по врагу 80 снарядов. Что по разрушительной силе только одного удара сравнимо с залпом 12 тяжелых гаубичных полков, каждый из которых имеет по 48 гаубиц калибра 152 миллиметров.

Соответственно, еще более ужасающим был залп 15 боевых машин одного гвардейского полка, которые, разом выпуская 240 реактивных снарядов, засевали смертью площадь более 50 гектар. Усиливаясь из-за наложения ударных волн, взрывы снарядов буквально разносили в пыль все, что оказывалось в зоне поражения «катюш». К тому же, осколки снарядов разогревались настолько, что поджигали вокруг все, что могло гореть. По словам тех, кто участвовал в наступлениях, после «огневого вала» гвардейских минометов пехота шла по выжженной полосе земли шириной в несколько километров, на которой не оставалось даже следов тщательно подготовленной обороны.

Немецкие солдаты под ураганным огнем советских «Катюш»

Начатое в первый военный день 22 июня, производство самого грозного оружия Великой Отечественной войны — легендарных «катюш» — продолжалось в Воронеже до осени 1941 года. В октябре фронт вплотную придвинулся к верхнему Дону. Над городом все чаще стала появляться вражеская авиация. Сначала разведчики, а вскоре и бомбардировщики. И, в конце концов, было принято решение об эвакуации головных воронежских заводов. Ведущим предприятием по выпуску пусковых установок БМ-13 был назначен московский завод «Компрессор».

Эвакуация завода

Вместе с оборудованием эвакуированный за Урал и размещенный под Свердловском в поселок Малый Исток на территории предприятия «Уралэлектротяжмаш», воронежский завод имени Коминтерна в кратчайшие сроки возобновил производство. И хотя на истокском заводе собиралось сравнительно небольшое количество боевых машин, воронежцы стали главными поставщиками самых различных деталей БМ-14 для завода-соседа «Уралэлектромашина», где была налажена основная сборка «катюш».

Таким образом, приняв самое непосредственное участие в изготовлении 1711 «уральских» гвардии минометов из серии «катюш», воронежцы одновременно с тем освоили массовое производство настоящих минометов калибра 82 миллиметра и бесперебойно снабжали ими Красную Армию в течение всей войны.

К этому необходимо добавить, что к тому времени, когда воронежцы-первопроходцы производства серийных боевых БМ уже были отодвинуты переменчивой военной судьбой на второстепенные роли вспомогательного предприятия ракетной артиллерии, воронежские «катюши» продолжали наносить по врагам беспощадные удары неимоверной силы. Так в знаменитом контрнаступлении под Москвой приняли участие 300 пусковых установок БМ-13, на каждой из которых стояло клеймо воронежского завода имени Коминтерна.

«Катюши» в битве под Москвой

И те боевые машины не посрамили честь Воронежа, как города своего рождения. Всего лишь два с половиной дивизионных залпа, например, понадобилось 31-ому гвардейскому отдельному минометному дивизиону для уничтожения немецкого гарнизона в подмосковной деревне Попково. После чего в тот же день красноармейцы захватили деревню практически без сопротивления. И в протоколе допроса немецких военнопленных было отмечено, что «взятые в плен два солдата в деревне Попково сошли с ума от огня реактивных установок», а пленный ефрейтор заявил, что «случаев сумасшествия в деревне Попково было много от артиллерийской канонады советских войск».

Пережившие удары «катюш» и называвшие советские системы залпового огня «адовым пламенем», немецкие солдаты сходились в одном — это было одно из самых страшных впечатлений за всю войну. Сильнейший психологический эффект давал и звук, сопровождавший ракеты во время полета — страшный вой и скрежет, за который немцы прозвали гвардейские минометы «Сталинскими органами». Но, хорошо понимая пехотинцев вермахта, невозможно объяснить, за что грозное оружие залпового огня получило от советских солдат женское имя, да еще и в уменьшительно-ласкательной форме — «Катюша». На фронте ни один вид оружия это не удостоился. 203-миллиметровая гаубица Б-4, снаряд которой оставлял воронку размером с одноэтажный дом, была наречена пехотинцами «кувалдой», а самый желанный для пехоты в любом бою, самолет воздушной поддержки, легендарный штурмовик Ил-2 за свою кабину, горбом выступавшую над фюзеляжем, был удостоен солдатского прозвища «горбатый». Впрочем, поначалу и боевая машина БМ-13 звалась «Раисой Сергеевной», по маркировке снарядов РС-132. Кстати, это, как ничто другое, подтверждает одну из самых правдоподобных и наиболее вероятных версий происхождения имени «Катюша», которое уже неотделимо от первых реактивных систем залпового огня БМ-13. «Катюша» родилась от буквы «К» — таинственного символа военных лет, являвшегося обычной заводской маркой, которой обозначались все секретные изделия воронежского завода № 723 Наркомата миномётного вооружения СССР, вписанного в отечественную историю как 2-й Государственный механический завод имени «К»оминтерна.

Кстати, популярность этого знаменитого имени оказалась столь большой, что «Катюшами» в разговорной речи стали нередко именовать и послевоенные РСЗО на автомобильных шасси, в частности БМ-14 и БМ-21 «Град». Та самая родная наша «Катюша», что впервые вышла на берег реки Уссури, чтобы разрешить пограничный конфликт на острове Даманский, а потом, начиная с Афганской войны, «играла» и «пела» на всех чеченских война и на войне в Южной Осетии, а ныне используется обеими противоборствующими сторонами в Вооружённом конфликт на востоке Украины.

Залп современных «Катюш» (БМ-21 «Град»)





Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Все права защищены. Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2019
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75367 от 01 апреля 2019 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологи и массовых коммуникаций.
bravovoronezh@gmail.com
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх