Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже
Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»

Глава 14. Воронеж и Воронежский край в середине XIX века: от воцарения Александра II до Воронежского съезда «Земли и Воли»

Продолжавшаяся два года, Крымская война закончилась поражением России, что привело к смерти Николая I: по одной из версий, император покончил с собой из-за военных неудач. И 19 февраля 1855 года на российский престол взошел император Александр II, который был наречен царем-освободителем из-за проведенной им в 1861 году реформы — отмены крепостного права.

Коронация Александра II

Начало царствования Александра II в Воронеже было ознаменовано строительством нового здания для Воронежской гимназии, проект которого был выполнен профессором Харьковского университета, академиком архитектуры А.А. Тоном — братом прославленного зодчего К.А. Тоном, известного как автор храма Христа Спасителя и Большого Кремлёвского дворца в Москве. В состав комиссии по постройке здания, в котором в наши дни размещается Воронежский государственный университет инженерных технологий, входил так же воронежский архитектор С.И. Соколов, а всеми строительными работами с 1856 года руководил начальник стола Воронежской губернской строительной и дорожной комиссии Е.Х. Гиацинтов.

Первая мужская гимназия (постройка второй половины XIX века)

Имеющее выразительный облик, в котором отразились черты средневековой архитектуры, свойственные романтическому направлению эклектики середины ХIХ века, здание гимназии стало не только украшением главной улицы Воронежа, но и настоящим храмом науки. Азы знаний в стенах воронежской гимназии получили более 200 известных деятелей науки и культуры, активных участников общественной и политической жизни Воронежа и России. Среди них –видный ученый-электротехник, изобретатель электрической сварки Н.Г. Славянов (1854–1897), крупный ученый-аэродинамик С.А. Чаплыгин (1869–1942), писатель Е.И. Замятин (1884–1937),  публицист и революционер М.С. Ольминский (1863–1933), врач-хирург, ученый и общественный деятель А. Г. Русанов (1874–1949), публицист и историк революционного движения Н. Н. Батурин (1877–1927), видный философ и публицист Г.П. Федотов (1886–1951), литературовед Б.М.Эйхенбаум (1886–1959) и другие известные люди России, которые выходили во взрослую жизнь воронежскими гимназистами.

Воронежский государственный университет инженерных технологий (улица Большая Дворянская /проспект Революции, 19)

В первом пятилетии царствования Александра II 30 августа 1860 года в Воронеже был торжественно открыт первый памятник. Это был четвертый в России (после Санкт-Петербурга и Кронштадта) памятник Петру I – последнему русскому царю и первому российскому императору, благодаря которому Воронеж стал родиной регулярного русского военного флота. При этом, созданную скульптором А.Е. Шварцем, бронзовую статую Петра отлили в Санкт-Петербурге, а для пьедестала была использована «воронежская» глыба красного гранита, месторождение которого было открыто в 10 километрах от города Павловска.

Первый в провинциальной России памятник Петру I в Воронеже

Забегая вперед, но не пересекая временные границы эпохи Александра II, отметим, что вторым по счету памятником в Воронеже стал беломраморный бюст гениального воронежского поэта-самоучки А.В. Кольцова, который на античный манер в традициях классицизма был установлен на высоком постаменте в историческом центре города.

Памятник А. В. Кольцову (Воронеж в конце XIX века)

27 октября 1868 года состоялось его торжественное открытие, причем на церемонии присутствовал дипломатический представитель США в Российской Империи Е. Скайлер, который был поклонником таланта поэта. Инициатором установки памятника выступила родная сестра поэта — А. В. Андронова. Она же организовала сбор пожертвований, а средства на возведение монумента были собраны по подписке. Автором бюста, изготовленного из белого каррарского мрамора, выступил скульптор из Санкт-Петербурга итальянского происхождения Августино Трискорни, а постамент, так же представляющий собой произведение искусства, был выполнен по эскизу воронежского архитектора А. А. Кюи.

Памятник А. В. Кольцову в Кольцовском сквере

В ноябре 1960 года в Воронеже произошло событие, понять историческое значение которого могли лишь его современники: знаменуя наступающую эру технического прогресса, город подключили к общероссийской системе телеграфной связи. А вслед за этим Воронежская губерния вместе со всей Российской империей вступила в новую историческую эпоху. 19 февраля (по новому стилю — 3 марта) 1861 года император Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей», который через два дня обнародовали в Успенском соборе Кремля.

Оглашение Манифеста императором Александром II

Этим документом фактически было упразднено крепостное право, а по сути, рабство, существовавшее в России на протяжении нескольких столетий. И хотя слово «рабство» в России, изначально подмененное понятием «холопство», впоследствии стыдливо было заменено терминами «крепостное состояние» и «крестьянский вопрос», существа дела это не меняло: если человека можно купить или проиграть в карты, для описания его статуса есть только одно название – рабовладение. И, таким образом, говоря о реформе крепостного права, мы, так или иначе, подразумеваем конец рабовладельческого строя в Российской империи, где к 1861 году насчитывалось 23 миллиона крепостных крестьян.

Чтение Манифеста 19 февраля 1861 года

Не менее важно понимать, что реформа крепостничества в России была не только вынужденной, но и запоздалой с точки зрения всемирной истории. К 1861 году в Европе уже несколько веков как не существовало крепостного права, которое в Нидерландах отменили в XI веке, в Великобритании – в XII, во Франции – в XIV. Из всех так называемых цивилизованных стран позже России рабство прекратило существовать только в США. Там XIII поправка Американской конституции, отменившая рабство, вступила в силу 18 декабря 1865 года.

Чтение Манифеста об отмене крепостного права крестьянами

Но как бы то ни было 10 марта (по новому стилю — 23 марта) 1861 года об отмене крепостного права было торжественно объявлено в Воронеже, а потом и по всей Воронежской губернии, где третья часть всех крестьян была крепостными.

Оглашение Манифеста об отмене крепостного права (1861 год)

С этого времени воронежские землепашцы, как и везде в стране, официально стали лично свободными. Фактически же положение поселян после реформы не улучшилось, а ухудшилось. В особенно тяжелом положении оказались бывшие помещичьи крестьяне, у которых по февральской реформе 1861 года отрезали в среднем около трети их прежних земельных наделов. В результате помещики Воронежской губернии сохранили за собой в два с лишним раза больше земли, чем получили их бывшие землепашцы в надел. При этом у крестьян были отрезаны лучшие земли.

Земельный вопрос в Воронежской губернии во второй половине XIX века

Таким образом, реформа 1861 года обманула надежды крестьян на «полную волю». Условия отмены крепостного права были таковы, что неимущие поселяне вместо того, чтобы поправить экономическое положение своих хозяйств, окончательно потеряли свою хозяйственную самостоятельность. А потому, отдавая свои наделы за бесценок помещику, многие неимущие крестьяне в поиске пропитания уходили в города.

Неимущие крестьяне на заработках (XIX век)

Другая часть крестьян поднялась на борьбу. В послереформенные годы Воронежская губерния занимала одно из первых мест среди губерний России по числу и размаху крестьянских выступлений. В марте 1861 года воронежский губернатор рапортовал министру внутренних дел, что все народонаселение губернии, особенно южных уездов «относится к порядку, установленному «Положением 19 февраля», крайне враждебно, не доверяет ему, почти не признаёт властей, созданных ими, и упорно ожидает новых льгот».

Крестьянские бунты на территории Воронежской губернии в 1860-х годах

Как ни странно, но освободительная реформа 1861 года породила в России революционный терроризм как массовое явление. Принимаемые Александром II меры по либерализации общественной жизни не устраивали революционно настроенную молодежь, недовольную тем, что реформы проводились крайне медленно, а зачастую являлись обманом народных ожиданий. В результате царь-освободитель был объявлен радикалами «тираном», и на русской почве стремительно начала обретать популярность идея, происходящая еще из античности — наиболее быстрым и надежным способом вызвать изменения в обществе является «убийство тирана».

Царь-освободитель Александр II, признанный революционерами «тираном»

4 апреля 1866 года, когда Александр II после прогулки с племянниками по Летнему саду садился в карету, из толпы зевак, наблюдавших за императором, раздался выстрел. Толпа чуть не растерзала террориста, который кричал, отбиваясь: «Дурачьё! Я для вас это делаю!». Это был двадцатипятилетний боевик тайного революционного общества под названием «Организация» Дмитрий Каракозов. «Почему ты стрелял в меня?» — спросил его император и услышал в ответ: «Ваше величество, вы обидели крестьян!..» Так было положено начало эпохе революционного террора в России.

Первое покушение на жизнь императора Александра II (4 апреля 1866 года)

Обвиненный в покушении на жизнь «Священной особы государя императора», Дмитрий Каракозов по приговору Верховного уголовного суда был повешен при большом стечении народа на Смоленском поле (Васильевский остров) в Санкт-Петербурге 3 сентября (по новому стилю – 15 сентября) 1866 года.

Д. В. Каракозов и часовня у Летнего сада, возведенная на месте теракта,в память о чудесном спасении Александра II при покушении на него 4 апреля 1866 года

А 4 сентября (по новому стилю – 16 сентября) того же самого 1866 года началась новая эра в истории Воронежского края. В этот памятный день на станцию Козлов (ныне Мичуринск) прибыл первый поезд из Москвы, который встречали предприниматели П. Г. фон Дервиз, С. С. Поляков и П.И. Губонин — основные организаторы строительства новой железнодорожной магистрали, которая строилась с 1865 года на деньги частного капитала по инициативе Воронежского и Тамбовского земств. В протоколе, подписанном фон Дервизом, отмечалось: «Сего сентября 4 дня 1866 года в час по полудню прибыл из Рязани в Козлов (ныне Мичуринск) первый пассажирский поезд Рязано-Козловской железной дороги, которым и открыта эта дорога, согласно распоряжению, данному Правительством». Так состоялось рождение первой магистрали будущей Юго-Восточной железной дороги, конечным пунктом которой должен быть стать Воронеж.

Прибытие первого поезда на станцию строящейся Рязано-Козловской железной дороги (вторая половина XIX века)

Строительство железной дороги было закончена раньше намеченного срока. И 20 декабря 1867 года (по новому стилю – 1 января 1868 года) на станцию Воронеж прибыл первый «пробный поезд», прошедший по только что возведённым рельсовым путям. Это событие было встречено воронежцами как большой праздник – тысячи людей пришли к линии железной дороги, чтобы своими глазами увидеть одно из замечательнейших технических достижений XIX века.

Торжественная встреча первого поезда (вторая половина XIX века)

Отныне Воронеж был связан железнодорожным сообщением с обеими российскими столицами – Москвой и Санкт-Петербургом. Назначенная комиссия под руководством главного инспектора железных дорог генерал-майора барона А. Дельвига исследовала прочность вновь построенной дороги и нашла возможным открыть движение от станции Сомово, находящейся в 12 верстах от Воронежа, с 1 февраля (по новому стилю 13 февраля) 1868 года.

Железнодорожное сообщение между Воронежем и Москвой открылось с 1 февраля (по новому стилю — 13 февраля) 1868 года

Газета «Воронежские губернские ведомости» сообщала: «Правление общества Козлово-Воронежской железной дороги решило ознаменовать открытие движения праздником и пригласило 23 января всех жителей города на станцию. Был отслужен молебен, после которого гости направились в здание Дворянского собрания. На этот праздник прибыло поездом много гостей из Петербурга и Москвы. К обеду собралось более 300 человек. Было произнесено много восторженных слов в адрес Воронежского земства и его представителя А. Сомова (в честь которого была названа станция), в адрес министра путей сообщения Петра Мельникова, была выражена благодарность господам строителям и производителям работ за отличное ведение дела. Правда, на празднике вынуждены были сказать, что дорога пока не достроена и пассажирское движение будет временно осуществляться от Сомова до Козлова, но слухи, что по дороге опасно ездить, не имеют основания…»

Бал в зале Дворянского собрания по случаю открытия железнодорожного сообщения между Воронежем и Москвой (23 января 1868 года)

Надо отметить, что, начиная с первой российской Царскосельской железной дороги, открытой в 1837 году, железнодорожное строительство сопровождалось самыми нелепыми слухами, активно подогреваемые извозчиками, которые боялись разориться. Обычными для тех лет были опасения вроде тех, что «железные дороги помешают коровам пастись, куры перестанут нести яйца, отравленный дымом воздух будет убивать пролетающих птиц… дома близ дороги погорят… в случае взрыва паровоза будут разорваны на куски и все пассажиры», и «быстрота движения, несомненно, должна развивать у путешественников болезнь мозга». Ожидалось также, что строительство дорог вызовет миграцию населения и, следственно, «упадок нравственности».

Начало железнодорожного сообщения в XIX веке

Но, как известно, ничто не может остановить поступательного движения технического прогресса. С 1869 по 1871 годы по территории Воронежской губернии была проложена железнодорожная линия «Грязи — Борисоглебск — Царицын (ныне Волгоград). В 1876 году участок первой «воронежской» железной дороги был продлен от пригородной станции Отрожка в южном направлении, до Ростова-на-Дону. В 1894 году было завершено строительство участка «Воронеж –Курск». В 1895 году через узловую станцию Лиски прошла железнодорожная линия «Харьков – Балашов», а на следующий 1896 год железнодорожная ветка связала Таловую и Калач.

Полотно Юго-Восточной железной дороги возле станции Воронеж и в окрестностях города (вторая XIX половина века)

И, наконец, под финал XIX века узловой стала станция Графская, которая первой встречала поезда на территории Воронежской губернии. Построенная в 1868 году и получившая свое название в честь графа Ивана Матвеевича Толстого, царского министра активно поддерживающего строительство железных дорог, Графская в 1897 году была связана тупиковой ветвью с Анной, а в 1900 году такая же тупиковая линия была проложена до Рамони.

Участки Юго-Восточной железной дороги возле станций Новохоперск и Графская (вторая XIX половина века)

Появление железнодорожные магистралей на территории Воронежского края способствовало развитию крупного промышленного производства, и, прежде всего, в Воронеже, который, оказавшемся на перепутье нескольких железных дорог, приобрел значение крупнейшего железнодорожного узла Российской империи.

Воронеж — крупнейший железнодорожный узел Российской империи в первой половине XIX века

Соответственно, этому первым крупным промышленным предприятием в Воронеже стали железнодорожные мастерские, основанные в 1868 году — на следующий год после прибытия на станцию Воронеж первого поезда, они впоследствии были преобразованные сначала в паровозоремонтный, а затем тепловозоремонтный завод, с 1929 года по сегодняшний день носящий имя Ф.Э. Дзержинского.

Железнодорожные мастерские (вторая половина XIX века)

В 1869 году на улице Садовой, ныне носящей имя Карла Маркса, появилась небольшая мастерская, на базе которой за несколько лет вырос завод «Товарищества Столль и К°», переименованный в советское время в завод имени Ленина и прекративший свое существование в конце XX века в ходе убийственного реформирования социалистической экономики.

Жилой комплекс «Солнечный олимп» на месте завода «Товарищества Столль и К°»

Основателем этого старейшего воронежского предприятия был Вильгельм Германович Столль — выходец из служилого дворянства, сын уездного врача, который, окончив политехническую школу в Риге, приехал в Воронеж, чтобы заняться производством сельскохозяйственных машины и орудий — борон, плугов и полевых катков. Не располагая достаточными средствами, чтобы наладить крупное производство, он предложил поучаствовать в предприятии компаньонам из числа воронежских купцов и инженеров. Так в январе 1879 года в Воронеже появилось первое товарищество на вере «Столль и Компания».

В.Г. Столль и организованный им завод в Воронеже

В 1873 году в городе начал работу кафельный завод предпринимателя Дорохина, производивший помимо кафеля огнеупорный кирпич и алебастр. Впоследствии данное производство было прекращено.Но к сказанному следует добавить, что керамическая отрасль Воронежского края была известна не только кирпичами, изразцами и черепицей, но и глиняной посудой, сувенирами и игрушками. В 1911 году в Воронежской губернии насчитывалось до 200 малых гончарных предприятий и кустарных мастерских.

Печной изразец середины XIX века и кустари-горшечники

В 1892 году на Богоявленской улице Воронежа в небольшом сарае открылась слесарная мастерская, в которой стали производиться различные кузнечные, литейные и ремонтные работы. Постепенно расширяя производство, в 1899 году предприятие зарегистрировалось в городской управе как «Механический и чугонолитейный завод Иванова и Веретенникова», отныне занявшись ремонтом паровых котлов, локомобилей и двигателей внутреннего сгорания, а так же литьем чугуна по собственным моделям или моделям заказчиков.

Контора товарищества «Механический и чугоннолитейный завод Иванова и Веретенникова»

В 1930 году получивший имя М.И. Калинина, а затем начавший осваивать производство механических прессов для кирпичной промышленности, завод в 1966 году за особые заслуги перед Родиной и успешное выполнение семилетнего плана завод кузнечнопрессового оборудования был награжден орденом Трудового Красного знамени. Ныне старейшее воронежское предприятие представляет собой закрытое акционерное общество под названием ВЗКПО «Воронежпресс им. М.И. Калинина». Причем новые собственники завода пошли по пути частичной распродажи заводского имущества, пытаясь сохранить производство и имеющиеся наработки своими силами, без внешнего инвестирования.

Технопарк «Воронежпресс им. М. И. Калинина»

Тем временем, проложенные через территорию Воронежской губернии, транзитные железные дороги связали Центральную Россию с Южной Украиной, Северным Кавказом и Заволжьем, где в последней трети XIX века сформировались районы товарного зернового производства, которые выгодно отличалось своей технической оснащенностью в сравнении с отсталым сельским хозяйством Центрально-черноземного края.

Перемещение товарного зернового производства из Цетрального Черноземья в районы Южной Украины, Северного Кавказа и Заволжья

Выращиваемая на воронежских полях, пшеница была и дороже, и более низкого качества. Как следствие с конца 1880-х годов недавняя житница России – Воронежская губерния всё больше превращалась в «оскудевающий край». В посевах стали преобладать рожь и овёс, которые сеяли для нужд собственного потребления. Постепенно сельское хозяйство начало приобретать характер натурального, и вместе с тем возникла ситуация аграрного перенаселения губернии, когда сельское хозяйство не могло прокормить население сел и деревень. Это заставляло воронежских крестьян покидать родные края и уходить на временные и сезонные заработки в Новороссию (Южная Украина и Северный Кавказ) и Заволжье. В итоге, как подсчитали исследователи, пятая часть трудоспособного воронежского крестьянства отошла от участия в сельскохозяйственных работах на земле Воронежского края.

Оскудение Воронежского края во второй половине XIX века

В этот печальный период оскудения воронежской земли на ней родились два человека, которым суждено было прославить Воронежский край своими именами: первый русский лауреат Нобелевской премии в области литературы, великий русский писатель Иван Алексеевич Бунин и великий русский спортсмен, первый в истории Российского спорта олимпийский чемпион, имя которого внесено в Зал славы мирового фигурного катания, Николай Александрович Панин-Коломенкин.

Памятник на родине Н.А. Панина-Коломенкина в городе Боброве Воронежской области и памятник на родине И.А. Бунин в Воронеже

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября (по старому стилю – 10 октября) 1870 года в Воронеже в доме, который сохранился до наших дней. Прозаик, поэт и переводчик, он дважды был удостоен высшей в российской литературе Пушкинской премии: в 1903 году за книгу «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате» и в 1909 году за 3-й и 4-й тома Собрания сочинений. Избранный в 1909 году почётным академиком по разряду изящной словесности Императорской Санкт-Петербургской академии наук, И.А. Бунин эмигрировал из Советской России и с 1920 года жил во Франции. В 1933 году его первым из русских писателей удостоили Нобелевской премии по литературе с формулировкой «за художественное мастерство, благодаря которому он продолжил традиции русской классики в лирической прозе».

Сохранившийся дом,в Воронеже в котором родился великий русский писатель Иван Алексеевич Бунин

Родившийся 8 января 1872 года (по старому стилю — 27 декабря 1871 года) в селе Хреновое (ныне Бобровского района Воронежской области) Николай Александрович Коломенкин выступал на международных соревнованиях под именем Николай Панин, а потому стал именоваться двойной фамилией Панин-Коломенкин. На Олимпийских играх 1908 года 6-кратный чемпион России (1901—1905, 1907) по фигурному катанию на коньках Николай Панин представил судьям настолько сложные рисунки фигур, что они не поверили в возможность их исполнения на льду. Однако после их безупречного исполнения, с исключительной, математической точностью, поражённые судьи единогласно отдали Панину первое место, выставив рекордные за всю историю обязательных фигур оценки (219 баллов из 240 возможных, то есть 91,3 процента от максимума), что позволило ему получить золотую Олимпийскую медаль.

Фигуры Н. А. Панина-Коломенкина

К этому остается добавить, что помимо фигурного катания Николай Александрович Панин-Коломенкин в дореволюционное время 12 раз становился чемпионом России по стрельбе из пистолета (1906—1917) и 11 раз — чемпионом России по стрельбе из боевого револьвера (1907—1917), вписав свое имя в историю советского спорта, как выдающийся тренер и педагог -Заслуженный мастер спорта СССР (1940).

Памятник Н.А. Панину-Коломенкину на территории Олимпийского парка в Сочи

Меж тем в 1878 году произошел новый подъём терроризма в революционном движении, начавшись с выстрела Веры Засулич в петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова. Таким образом она отомстила Трепову за его приказ подвергнуть порке заключённого Петропавловской крепости Боголюбова, который не пожелал снять перед градоначальником головной убор. Неожиданно для все суд присяжных оправдал террористку, что послужило то самой пресловутой искрой, из которой разгорается пламя.

Выстрел Веры Засулич (5.02. 1878)

За выстрелом Засулич последовал ряд других террористических актов: покушения на главу жандармерии Одессы барона Г. Э. Гейкинга, на прокурора Киева М. М. Котляревского, на агента сыскной полиции А. Г. Никонова. 4 августа 1878 года землеволец С. М. Кравчинский заколол в центре Петербурга шефа жандармов генерал-адъютанта Н. В. Мезенцова. В феврале 1879 года был убит харьковский губернатор генерал-майор князь Д. Н. Кропоткин, двоюродный брат революционера-анархиста П. А. Кропоткина. И, наконец, 2 апреля 1879 года боевик революционной организации «Земля и воля» А. В. Соловьев стрелял в царя на Дворцовой площади. Это было третье по счету покушение на жизнь императора. По счастью ни один из пяти выстрелов в тот раз не достиг цели, и схваченный террорист был вскоре повешен.

Третье покушение на жизнь императора Александра II (2.01.1879)

После этого покушения Российская империя по Указу императора Александра II была разделена на шесть генерал-губернаторств с предоставлением генерал-губернаторам чрезвычайных прав вплоть до утверждения смертных приговоров. В числе прочих было учреждено и Харьковское генерал-губернаторство, в состав которого вошло 6 губерний, в том числе Воронежская.

Воронежская губерния при императоре Александре II

А меж тем в Воронеже, как и по всей стране, нарастало протестное движение. В июне 1879 года в Воронежских железнодорожных мастерских (ныне завод имени Ф. Э. Дзержинского) произошла первая стачка рабочих. Она вспыхнула стихийно и носила экономический характер. Администрация железной дороги в течение длительного времени задерживала выплату рабочим заработной платы. Тогда рабочие вышли на полотно железной дороги и задержали движение поездов. Стачка закончилась успешно, требования рабочих о выдаче зарплаты были удовлетворены.

Стачка железнодорожных рабочих

И в том же историческом 1879 году в Воронеже состоялся съезд членов народнической организации «Земля и воля», изначально возникшей как тайное революционное общество в 1861 году в связи с реформой крепостного права. Её первыми вдохновителями были А.И. Герцен, Н.П. Огарев и Н.Г. Чернышевский, которые, занимаясь пропагандой освободительных идей, конечной целью ставили подготовку крестьянской революции. Самораспущенная в 1864 году, «Земля и воля» восстановилась в 1876 году как организация народников – революционеров, нацеленных на построения в России социализма с основой на крестьянскую общину.

«Земля и воля» — тайна организация народников – революционеров

Проходивший с 18 по 21 июня, Воронежский съезд был созван в связи с разногласиями среди революционных народников по вопросу о дальнейшем направлении деятельности. В работе съезда участвовало около 20 человек, в том числе революционеры умеренных взглядов во главе с Г. В. Плехановым, а так же радикалы-террористы, имена которых продолжают носить воронежские улицы — А. И. Желябов, С. Л. Перовская и В. Н. Фигнер.

Участники Воронежского съезда народнической организации «Земля и воля», имена которых носят современные улицы Воронежа

Заседания съезда и совещания делегатов в целях конспирации проходили в те июньские дни под видом пикников в прилегающих к городу лесах и рощах: около «шлюза» (южнее современного Вогрэсовского моста), в Ботаническом саду, в Архиерейской роще (набережная, где Северный мост подходит к правому берегу водохранилища, напротив стадиона «Динамо»).

Места заседаний съезда народнической организации «Земля и воля» в Воронеже

Пытаясь найти компромиссное решение, делегаты вели дискуссии на протяжении четырех дней. Часть народников, именовавших себя «деревенщиками» (Г. В. Плеханов, М. Р. Попов и др.), настаивали на продолжении пропагандистской работы в деревне и резко возражали против политической и, в частности, террористической борьбы. В противоположность им другая группа, так называемых, «политиков» (А. И. Желябов, А. А. Квятковский, А. Д. Михайлов и Н. А. Морозов), разочаровавшихся в пропаганде и «хождении в народ», требовала перехода к политической борьбе, включающей террор. При этом особо рассматривался вопрос о цареубийстве, которое получило поддержку большинства съезда. В ответ на это Г.В. Плеханов, резко отрицательно высказавшись против терроризма, покинул съезд и заявил о выходе из «Земли и Воли». После чего уже в августе народники распалась на две части: Плеханов и «деревенщики» организовали «Черный передел», а сторонники политического террора — «Народную волю».

Памятная доска, установленная на территории бывшего Ботанического сада (ныне – Центральный парк культуры и отдыха города Воронежа), где в середине июня 1789 года проходили заседания последнего съезда народнической организации «Земля и Воля»

После Воронежского съезда главным делом «народовольцев» стало убийство Александра II, которому в Воронеже был вынесен смертный приговор. На царя началась настоящая охота. 19 ноября 1879 года,  организованный членами организации «Народная воля», прогремел взрыв свитского царского поезда под Москвой при возвращении императора из Крыма.

Взрыв царского поезда 19 ноября 1879 года

5 февраля 1880 года произошло новое дерзкое покушение — взрыв в Зимнем дворце, осуществленный Степаном Халтуриным, имя которого так же увековечено в названии одной из воронежских улиц. Террористу удалось устроиться на работу во дворец столяром и поселиться в одном из подвальных помещений, расположенном под царской столовой. Сумев в несколько приемов пронести динамит в свою комнату, Халтурин рассчитывая осуществить взрыв в тот момент, когда Александр II будет находиться в столовой. Но царь в этот день опоздал к обеду. При взрыве были убиты 11 солдат — героев недавно закончившейся русско-турецкой войны, за своё отличие зачисленных на службу в императорский дворец и нёсших службу во дворце, а так же ранено еще 56 человек.

Осуществивший 5 февраля 1880 года взрыв в Зимнем дворце, революционер-террорист С.Н. Халтурин и похороны невинных жертв этого террористического акта





Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Все права защищены. Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2021
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75367 от 01 апреля 2019 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологи и массовых коммуникаций.
Учредители: А.И. Никонов и Е.М. Никонова
Главный редактор: А.И. Никонов (автор-исполнитель проекта)
тел.: +7 (473) 255-14-75
e-mail: bravo-voronezh@yandex.ru
12+
Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх