Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже
Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»

Глава 17. Воронеж и Воронежский край в преддверии Первой мировой войны

В день Преображения Господня, известный также как Второй Спас, 6 августа (по новому стиль — 19 августа) 1907 года в присутствии императора Николая II и иных членов императорского Дома в центре Санкт-Петербурга на берегу Екатерининского канала (ныне носящего имя Грибоедова) был освящен собор во имя Воскресения Христова на месте смертельного поранения в Бозе почившего императора Александра II, каноническое наименование которого утвердилось в народе как храм Спаса на Крови. И выражение в названии собора «на крови» указывает на кровь царя, ибо храм воздвигли на том самом месте, где 1 марта (по новому стилю — 13 марта) 1881 года в результате покушения боевика-террориста из революционной организации «Народная воля» был смертельно ранен император Александр II.

Храм Спаса на Крови снаружи и внутри (1907 год)

Освящение собора имело актуальное политическое значение: Российская империи только что пережила революцию 1905 – 1907 годов, и открытие храма-мемориала должно было утвердить незыблемость самодержавия. Тому подтверждением было и то, что, сооруженный как памятник царю-мученику, храм Спаса на Крови построили на средства, собранные по всей России. В память об этом колокольню, возведенную над местом смертельного ранения царя, украсили 134 мозаичных герба областей, губерний, уездов и городов Российской империи, внёсших пожертвования на возведение храма. Среди них были гербы Воронежа и Воронежской губернии.

Мозаичные гербы, украшающие храм Спаса на Крови

А ко всему прочему в числе четырех больших и нескольких малых колоколов собора Спаса на Крови, по большей части изготовленных в Финляндии, был и отечественный, отлитый в Воронеже на одном из двух колокольных заводов братьев Самофаловых, 32-пудовый колокол, который в годы советской власти разделил судьбу большинства колоколов Российской империи, безжалостно сброшенных с колоколен и отправленных в переплавку.

Сброшенные по решению советской власти колокола русского православного храма (1929 год)

Между тем в самом Воронеже в то же самом 1907 году произошла первая в истории города автомобильная авария. Посреди широкой Большой Дворянской улицы (ныне носящей двойное имя Большая Дворянская /проспект Революции) столкнулись два легковых автомобиля. За рулем одного из них — роскошного «Делонэ-Бельвиль», на котором ездил сам император Николай II — находился его владелец, хозяин Воронежского механического завода К.С. Веретенников, а другой принадлежал коммерческому банку. И что самое удивительное, на тот момент это были две единственные в Воронеже легковые автомашины.

Автомобиль «Делонэ-Бельвиль» и место первой в Воронеже автоаварии на улице Большая дворянская (1907 год)

И тем же летом памятного 1907 года в Воронеже на Большой Дворянской по соседству с полицейской и пожарной частью открылся первый в городе электротеатр (так именовались поначалу кинотеатры). Под вывеской «Биограф» он размещался в каменном особняке напротив того месте, где через семь лет построили здание, в наши дни образующее историческую зону современного кинокомплекса «Пролетарий».

Первый воронежский кинотеатр — электротеатр «Биограф»

В связи с открытием электротеатра «Биограф» одна из воронежских газет писала, что «сеансы состоят из трех отделений; картины большие – из них наиболее обращают внимание следующие: «Гибель пассажирского парохода», «Спуск броненосца» и комические. В антрактах играет усовершенствованный аппарат-патефон. Публика, бывшая на сеансах, получила впечатление весьма выгодное».

Первые очереди в кинотеатры

А в октябре 1910 года в небе над Воронежем впервые появился самолет. На воронежском ипподроме в присутствии многочисленных зрителей несколько показательных полетов на аэроплане совершил один из первых русских авиаторов И. М. Заикин, ранее получивший всероссийскую известность как артист цирка, борец, Чемпион Российской империи по тяжёлой атлетике (1904), а затем и Двукратный чемпион мира по французской борьбе (1908; 1913).

Чемпион Российской империи по тяжёлой атлетике И. М. Заикин у своего самолета Фарман IV

Во время одного из таких полетов пассажиром у И. М. Заикина был его товарищ по работе в цирке, клоун-дрессировщик с мировым именем А. Л. Дуров, который с 1901 года жил в Воронеже в своей усадьбе, которая, еще при жизни великого циркового артиста став домом-музеем, подтвердила этот статус в 1978 году.

Дом-музей А.Л. Дурова в Воронеже и его основатель — великий цирковой артист А.Л. Дуров

Будучи человеком талантливым и разносторонним, А.Л. Дуров свою воронежскую усадьбу превратил в парк развлечений, где на трех террасах, спускающихся к реке, стояли беседка-бельведер, грот с аквариумом, античные статуи, фонтаны, манеж для дрессировки животных со входом в виде маски, полуразрушенный средневековый замок с подземным ходом, где он проводил прекрасные выставки необычных картин на стекле, которые рисовал сам. Из своих коллекций картин, скульптур, археологических и этнографических экспонатов он создал в своей усадьбе частный музей, открытый для всех желающих.

Макет воронежской усадьбы А.Л. Дурова

К сожалению, для Воронежа эти коллекции были утрачены безвозвратно, когда в 1913 году, испытывая денежные затруднения, А.Л. Дуров продал большую часть своей коллекции иваново-вознесенскому купцу-меценату и коллекционеру Д.Г. Бурылину, и они вошли в собрания коллекций нескольких музеев Ивановской области.

А.Л. Дуров и часть его коллекции раритетов

Начало XX века ознаменовалось возведением в городе Воронеже и уездных городах разнообразных зданий, выполненных в стиле «модерн». Причем в губернском центре законодателем этой новой архитектурной моды стал выдающийся воронежский зодчий Михаил Иванович Замятин, по проектам которого в городе возведено более 20 зданий.С 1911 года по 1918-й служивший городским архитектором Воронежа, он жил в известном воронежцам «доме с совой» (ул. Алексеевского, 12), построенном в стиле модерн по его собственному проекту в 1913 году.

«Дом с совой» (ул. Алексеевского, 12) и его знаменитый жилец — выдающийся воронежский зодчий М.И. Замятин

Одной из первых построек в стиле модерн, возведенных по проектам М.И. Замятина в Воронеже, стало здание, построенное в 1910—1911 годах для Воронежских отделений Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков, под крышей которого в наши дни разместился воронежский областной суд (улица Орджоникидзе, 41).

Здание бывшего Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков (улица Орджоникидзе, 41)

И так же авторству М.И. Замятина принадлежит здание бывшей Александро-Мариинской глазной больницы, сохранившее свое изначальное функциональное предназначение и ныне принадлежащее Воронежской глазной лечебнице (улица Революции 1905 года, 22). Возведенная в 1911 году в стиле модерн, это, пожалуй, самая выразительная постройка на всем протяжении улицы Революции 1905 года, в прошлом называвшейся Пограничной, ибо здесь проходила западная граница города, за которой начиналась окраинная Ямская слобода.

Здание бывшей Александро-Мариинской глазной больницы (улица Революции 1905 года, 22)

Чистоту стиля модерн хранит еще одна из архитектурных достопримечательностей Воронежа — бывшая гостиница «Бристоль» (проспект Революции, 43). Ныне являющееся памятником истории и архитектуры федерального значения, четырёхэтажное здание гостиницы было возведено в 1910 по проекту московского инженера Михаил Фурманов, который при строительстве предусмотрел использование практически всех новинок того времени в области возведения многоэтажных зданий.

Здание бывшей гостиницы «Бристоль» (улица Большая Дворянская / проспект Революции, 43)

В 1911 году в Российской империи широко отмечалось 50-летие отмены крепостного права в России, что произошло в феврале 1861 года в соответствии с Указом императора Александра II, которого официальные историографы прозвали Освободителем. Ему, едва ли не самому популярному и почитаемому в народе государю, было воздвигнуто около двух тысяч памятников на территории Российской империи. И особенно этот процесс стал интенсивным накануне полувекового юбилея отмены крепостного права.

Открыте памятников Александру II в Нижнем Новгороде и Саратове (1911 год)

Не остались в стороне и жители слободы Бутурлиновки Воронежской губернии, ныне являющейся городом и административным центром одноименного района. Тем более что для этого у бутурлиновцев были веские основания: они одними из первых в Российской империи, за девятнадцать лет до исторического Указа 1861 года, добились для себя отмены крепостной зависимости. И хотя свобода досталась не даром (в течение 37 лет они должны были выплатить более двух миллионов рублей откупных – огромную по тем временам сумму), бутурлиновцы отметили «праздник свободы», как тогда именовались юбилейные торжества в России, коллективным решением установить в честь императора-освободителя памятник в центре Бутурлиновки.

Базарная площадь в Бутурлиновке, переименованная в площадь Воли в 1911 году

Заказанный Бутурлиновским сельским обществом в 1911 году академику Александру Опекушину, памятник Александру II обошелся бутурлиновцам почти в 10,5 тысяч рублей. Установленный на площади нареченной именем Воля и торжественно открытый в мае 1912 года, он стал самым дорогим памятником царю-освободителю во всей Воронежской губернии.

Открытие памятника Александру II Освободителю на площади Воли

Однако бутурлиновский монумент постигла та же участь, что и другие памятники Александру II Освободителю: они все были снесены в годы советской власти (за исключением двух памятников в Финляндии). При этом на сохранившемся гранитном постаменте с 1929 года поочередно стояли скульптуры Ленину, потом Сталину и затем снова Ленину.

Открытие памятник Александру II в Бутурлиновке и скульптура Ленина, установленная на том же самом пьедестале

И только в 2014 году бутурлиновцы, восстановив историческую справедливость, вернули пьедестал на его прежнее место на площади Воли и воздвигли на нем, вместо утраченной, двухметровую статую Александра II, созданную известными воронежскими скульпторами – отцом и сыном Иваном и Максимом Дикуновыми.

Памятник Александру II, восстановленный в Бутурлиновке в 2014 году

А 16 октября (по новому стилю — 29 октября)  того же 1911 года, отмечая 50-летие со дня смерти поэта И.С. Никитина, в Воронеже на Театральной площади, в 1918 году переименованной в площадь Никитина, состоялось торжественное открытие первого и самого известного памятника Никитину работы скульптора И. А. Шуклина, который был сооружен на средства, собранные при помощи подписных листов, ходивших по всей России. И что это если не всенародное признание поэтических заслуг поэта, перед талантом которого вместе с И. А. Буниным склоняли головы такие корифеи русской литературы как Л. Н. Толстой и М. А. Горький.

Открытие памятника И. С. Никитину (16 октября (по новому стилю — 29 октября) 1911 года)

Богатый на памятные события, 1911 год отмечен в истории России сценической премьерой первого в России народного крестьянского хора, костяк которого составили воронежские крестьяне, организованные в певческий коллектив «собирателем» русских песен М. Е. Пятницким, родившимся в селе Александровка Воронежской губернии.

Музей и памятник М. Е. Пятницкому в Александровке

Впервые выступивший 17 февраля (по новому стилю — 2 марта) 1911 года в Москве на сцене Малого зала Благородного собрания (ныне Октябрьский зал Дома Союзов) и повторивший там же выступление на следующий день, хор под управлением М. Е. Пятницкого произвел сенсацию среди московской публики. «...Публика могла стать лицом к лицу с настоящими народными певцами — теми самыми деревенскими артистами и артистками, живыми художественными традициями которых и доселе держится еще на Руси старинное песенное искусство», — писал один из московских рецензентов. Необычайный успех позволил М. Е. Пятницкому не только повторить Крестьянские концерты через год, но и сделать их регулярными. В период с 1911-го по 1914 год состоялось 10 концертов крестьянского хора, поклонниками которого стали Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Иван Бунин.

М. Е. Пятницкий с крестьянским хором и зал Благородного собрания в Москве, на сцена которого хор Пятницкого впервые выступил в 1911 году

Впоследствии крестьянский хор, созданный М. Е. Пятницкого, стал профессиональным коллективом, а после смерти основателя присовокупил к своему названию имя своего первого художественного руководителя, получив мировую известность как Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого.

Государственный академический орденов Трудового красного знамени и Дружбы народов русский народный хор имени М. Е. Пятницкого (2017 год)

В 1913 году в России состоялось торжественное общественно-государственное празднование 300-летия царствования дома Романовых, что, согласно «Высочайшему манифесту», опубликованному 21 февраля (по новому стилю – 6 марта) 1913 года, было приурочено к дате избрания на царство в Москве Великим земским собором «в 21 день февраля 1613 года» боярина Михаила Феодоровича Романова, «ближайшего по крови к угасшему царственному роду Рюрика и Владимира Святого».

Празднование 300-летия царствования дома Романовых в Москве

В эти дни во всех городах Российской империи в храмах служили благодарственные молебны, проходили войсковые парады местных гарнизонов, давались торжественные обеды и приемы губернаторами и градоначальниками, устраивались исторические выставки, народные гуляния.
Без благодарственных молебнов и военного парада не обошлось и в Воронеж, где, как и по всей стране, витрины всех воронежских магазинов украсили флаги и портреты Царя Михаила Романова и Императора Николая II.

Для воронежцев этот праздник был вдвойне радостный, ибо в преддверии всероссийских торжеств 9 июня 1912 года Николаем II был подписан закон, который гласил: «Учредить в городе Воронеже сельскохозяйственный институт императора Петра I с отнесением сего института к числу высших учебных заведений». Так в городе появился первый вуз, который на момент учреждения был третьим в стране сельскохозяйственным институтом после Московского (ныне Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева) и Ново-Александрийского.

Николай II — учредитель Воронежского сельскохозяйственного института императора Петра I

Торжественное открытие первого воронежского вуза состоялось 14 сентября (по новому стилю – 27 сентября) 1913 года. При этом на торжестве присутствовали царственные особы — великая княгиня Ольга Александровна с супругом принцем Петром Александровичем Ольденбургским, которые приехали в Воронеж из своего имения в поселке Рамонь, расположенного в 40 километрах от города.

Великая княгиня Ольга Александровна с супругом принцем Петром Александровичем Ольденбургским и их усадебный дом в Рамони

Вот как писала об этом газета «Воронежский телеграф»: «В своем выступлении помощник директора А. С. Саноцкий отметил, что «высокомилостивое внимание, которого удостоился институт в нынешний знаменательный для него день со стороны Её Императорского Высочества и Его Высочества, и та поддержка, нравственная и материальная, которую институт встретил, и встречает … побудят институт достойно носить имя того, кто, по выражению поэта, «на троне вечный был работник», имя великого преобразователя России. Директор института К. Д. Глинка после окончания своей речи предложил присутствующим просить Его Высочество принца Петра Александровича Ольденбургского повергнуть к стопам государя императора их верноподданнейшие чувства. Предложение это было единодушно поддержано присутствующими. Подали шампанское, и Его Высочество принц Петр Александрович предложил тост за государя императора. Тост был покрыт троекратным «ура» присутствующих. Военный оркестр троекратно исполнил народный гимн «Боже, царя храни»…»

Торжественный обед

 

Не имея пока собственного помещения, новооткрытый институт временно (до 1916 года) разместился в здании частной гимназии Морозовой, которое в наши дни занимает средняя школа № 28 средняя общеобразовательная школа №28 (ул. Фридриха Энгельса, 23).

Здание бывшей гимназии Морозовой, где в 1913 году разместился Воронежский сельскохозяйственный институт (ул. Фридриха Энгельса, 23)

Но уже 23 июня (по новому стилю – 6 июля) 1913 года состоялась церемония закладки первого камня на месте строительства будущего вуза – на северной окраине Воронежа, на так называемом Козарском (Хозарском) поле, где впоследствии возник целый городок с аббревиатурой СХИ, известной каждому коренному воронежцу. На торжестве собрался весь цвет воронежской интеллигенции. Здесь были супруги Ольденбургские, члены III Государственной думы, представители Департамента земледелия и все высшие губернские чиновники. Причем гости заезжали на территорию будущего СХИ через «красные ворота» – специально возведенный к этому торжественному дню, парадный проезд с портиками и колоннами, которые были разрушены во время Великой Отечественной войны.

«Красные вороты» и профессорский дом — первые постройки городка СХИ

Возведенные к 1913 году, «Красные вороты» вместе с несколькими жилыми домами, где жили преподаватели и ректор института, были первым материальным воплощением комплекса построек СХИ. С них начиналась реализация, крупнейшего в Воронеже начала XX века, архитектурного проекта, созданного директором Петербургского института гражданских инженеров Адамом Иосифовичем Дитрихом при участии выпускника того же института архитектора В. В. Соколовского.

Архитектор А. И. Дитрих и проект главного корпуса СХИ

Самым торжественным моментом церемонии стала закладка фундамента главного учебного корпуса, прообразом которого послужила архитектура кунсткамеры в Петербурге. Под аплодисменты всех присутствующих первый директор Воронежского сельскохозяйственного института, выдающийся русский ученый-почвовед и впоследствии академик Академии наук СССР Константин Дмитриевич Глинка заложил в фундамент будущего здания первый камень и капсулу с посланием потомкам.

Казарское поле, на котором был построен городок СХИ, и памятник первому ректору института К.Д. Глинке

А в декабре того памятного 1913 года в Воронеже открылся третий по счету электротеатр «Ампир», здание которого было построено на том самом месте, где ныне находится современный кинокомплекс «Спартак», являющийся историческим продолжателем изначального кинотеатра.

Зрительный зал и кинопроекционная электротеатра «Ампир» (с 1918 года – кинотеатр «Спартак»)

И в те далекие времена это было самое комфортабельное воронежское заведение нарождающийся киноиндустрии, имевшее зал на 800 зрителей, где были установлены усовершенствованные кинопроекционные аппараты и электровентиляция. Причем сам зрительный зал был сооружен в глубине участка, куда вела узкая и длинная входная часть (фойе), имевшая внешнее парадное оформление со стороны улицы. С отделкой этого парадного входа, равно как и всех интерьеров, сделанной в формах неоклассицизма, связано название электротеатра — «Ампир», предположительно возведенного по проекту городского архитектора М.Н. Замятнина.

Электротеатр «Ампир» при советской власти переименованный в кинотеатр «Спартак»

И в том же стиле неоклассицизма по проекту М.Н. Замятнина на улице Большая Дворянская было построено здание музыкального училища (проспект Революции, 41), которое так же было торжественно открыто в декабре 1913 года.

Здание Воронежского музыкального училища — ныне музыкального коледжа имени Растроповичей (улица Большая Дворянская — проспект Революции, 41)

Новые постройки, возведенные в полном соответствии с архитектурной модой тех лет, заметно выделяли Воронеж из ряда соседствующих с ним провинциальных городов Черноземья и тем самым достойно представляли его в статусе крупного губернского центра. Тому же самому соответствовала и численность городского населения. По этому определяющему показателю Воронеж, где в 1913 году проживало 94800 человек, из которых 15 тысяч жителей работали в промышленном секторе, входил в двадцатку крупнейших городов Российской империи.

Воронеж — один из крупнейших городов Российской империи в начале XX века





Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Все права защищены. Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2021
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75367 от 01 апреля 2019 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологи и массовых коммуникаций.
Учредители: А.И. Никонов и Е.М. Никонова
Главный редактор: А.И. Никонов (автор-исполнитель проекта)
тел.: +7 (473) 255-14-75
e-mail: bravo-voronezh@yandex.ru
12+
Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх