Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже
Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»

Глава 29. Воронеж и Воронежская область в годы предвоенных пятилеток (1934 – 1941 гг.)

В конце июня 1934 года в Воронеж, недавно ставший административным центром новообразованной Воронежской области, приехал ссыльный поэт Осип Мандельштам, которого в ссылке сопровождала жена с именем, заставляющим любить жизнь и верить в лучшее — Надежда. Супругам предстояло в полной нищете прожить в Воронеже неполные три года – до середины мая 1937-го, сменив за эти три года шесть адресов.

Осип и Надежда Мандельштамы

Хотел того поэт или нет, но Осип Эмильевич прославил место своей ссылки, создав здесь удивительный по красоте цикл стихотворений. Записанные в нескольких ученических тетрадях, они ныне известны всему читающему миру как книга стихов «Воронежские тетради». И с самого начала, с первых стихов, написанных в 1935 году, наш город, занимает заметное место в этой книге. Взять, к примеру, легендарное четверостишие, навсегда связавшее Воронеж с судьбой опального поэта и ставшие своеобразным знаком города — «воронежским мифом», к созданию которого приложил свою руку один из самых удивительных поэтов России:
Пусти меня, отдай меня, Воронеж:
Уронишь ты меня иль проворонишь,
Ты выронишь меня или вернешь, —
Воронеж — блажь, Воронеж — ворон, нож.
Понять, что из себя представлял Воронеж тех лет, можно из газетной заметки, опубликованной в областной газете «Коммуна» от 22 сентября 1944 года: «По сравнению с прошлым годом в Воронеже сильно увеличилось автомобильное движение. В 1933 году в городе насчитывалось 95 легковых, 268 грузовых автомашин, 3 автобуса, 21 машина специального назначения и 74 мотоцикла. Сейчас в городе 154 легковых машин, 363 грузовых, 15 автобусов, 24 — специального назначения и 70 мотоциклов».

Привокзальная площадь Воронежа 1930-х годов: извозчики и одна из 95 воронежских легковых автомашин

Вместе с тем город, в котором еще витал дух неформальной столицы Центрального Черноземья, продолжал менять свой вид. Начатое на проспекте Революции в 1932 году, в 1934-ом завершилось основное строительство «Дома связи» — возведенного по проекту молодого ленинградского архитектор А. С. Гинцберга, пятиэтажного здания с массивным пилонным портиком, в облике которого угадываются черты конструктивизма.

Здание Дома связи на проспекте Революции было построено в 1934 году

А в 1935 году рядом с Домом связи началось строительство самого высокого на проспекте Революции шестиэтажного здания. Возведенное по проекту выдающегося воронежского архитектора А. В. Миронова в стиле «сталинского классицизма», сооружение получило название Дом книги из-за того, что оно было похоже на огромную книгу, поставленную обрезом вниз.

Здание Дома книги на проспекте Революции строилось с 1935 по 1937/38 годы

И вместе с тем в провинциальном Воронеже к середине 1930-х годов был сформирован крупнейший авиационный комплекс, сыгравший огромную роль в укреплении обороноспособности СССР. В сентябре 1934 года с аэродрома воронежского авиазавода поднялся в испытательный полёт первый серийный самолёт ТБ-3 – тяжелый бомбардировщик, именуемый «летающей крепостью», за штурвалом которого находился легендарный лётчик-испытатель М.М. Громов.

Поднявший самолет ТБ-3 в первый полет над Воронежем, лётчик-испытатель М.М. Громов

Одновременно с тяжелыми бомбардировщиками, начиная с 1934 года, на Воронежском авиазаводе обирались одномоторные самолеты АНТ-25 для дальних перелетов. На одном из таких самолетов в сентябре 1934 года М.М. Громов совершил рекордный по дальности и продолжительности перелёт по замкнутому маршруту «Москва—Рязань—Харьков», за что был удостоен звания Героя Советского Союза.

Самолет АНТ-25 и, совершивший на нем рекордныйполет, Герой Советского Союза лётчик-испытатель М.М. Громов

В 1934 году на Воронежском авиазаводе № 18 был так же собран самый большой самолёт своего времени с сухопутным шасси — восьмимоторный «Максим Горький» (АНТ-20) , на котором в том же году летчики-испытатели М. М. Громов и Н. С. Журов установили два мировых рекорда, подняв грузы массой 10 и 15 тонн на высоту 5 тысяч метров.

Самый большой в мире самолет «Максим Горький» (АНТ-20): на заводской сборке в Воронеже и в небе над Москвой (1934 год)

Меж тем на территории новосозданной Воронежской области продолжалась кампания массовой коллективизация. После очередной голодной зимы 1933—1934 годов вновь началось правительственное наступление на сохранившихся единоличников. Как и раньше, представители советской власти действовали традиционными методами: крестьян силой вовлекали в колхозы, штрафовали, отбирали имущество, выселяли из сел и деревень.При этом сводки ОГПУ сообщали о неопределенных (по всей видимости, мифических) «бандитских группах» и стрельбе по ночам.

Выселение крестьянских семей, признанных кулаками (1934 год)

В конце концов, решительные и беспощадные действия представителей советской власти принесли ожидаемые результаты. К весне 1935 года на территории Воронежской области в колхозы было объединено 81,5 процентов крестьянских хозяйств и 95,2 процентов посевных площадей.

Успешная коллективизация в Воронежской области (1935 год)

Эта огромная по масштабам и значимости работа была по достоинству оценена высшим руководством страны: 15 марта 1935 года Центральный Исполнительный Комитет СССР принял постановление о награждении Воронежской области орденом Ленина с формулировкой «за выдающиеся успехи в течение ряда лет в области сельского хозяйства, равно как в области промышленности».

Орденоносная Воронежская область (1935 год)

И тем же самым постановлением ЦИК СССР орденами Ленина были награждены руководители Воронежской области — первый секретарь Воронежского обкома ВКП (б) И.М. Варейкис и председатель облисполкома Воронежской области Е.И. Рябинин.

Руководители орденоносной Воронежской области: орденоносцы И.М. Варейкис и Е.И. Рябинин (1935 год)

Одновременно с известием о награждении И.М. Варейкис получил назначение на должность секретаря Сталинградского крайкома ВКП(б), а вместо него на состоявшемся 17 марта пленуме Воронежского обкома ВКП(б) первым секретарем был избран Е.И.Рябинин, который, по обыкновению того времени, торжественно заверил товарищей по партии, что продолжит начатое дело: «Если потребуется для нашей социалистической родины, для нашей революции сделать всё, мы всё сделаем. Если только ЦК партии и товарищ Сталин призовут, мы пойдем на какой угодно бой, не пощадим не только своих сил, но и своей жизни». И в тот же день 17 марта 1935 года в честь покидающего Воронеж областного руководителя Центральный район города был переименован в Варейкисовский. И вместе с тем имя Варейкиса получила улица 26 Октября, которая еще в 1918 году была переназвана большевиками из Большой Богоявленской.

В 1935 году на карте Воронежа появились Варекисовский район и улица имени Варейкиса

1935 год в истории Воронежского края был так же ознаменован созданием на территории Новохопёрского, Поворинского и Грибановского районов Хопёрского заповедника, общей площадью 16178 гектаров. Главными направлениями научных исследований в новом резервате были определены: разработка методов охраны, восстановления и рационального использования природных комплексов долины реки Хопёр, а так же изучение биологии русской выхухоли, разработка методов её охраны, восстановления и расселения.

Карта-схема современной территории Хоперского заповедника

А еще через год на окраине города Россошь был организован Плодово-ягодный опорный пункт Всесоюзного научно-исследовательского института садоводства имени И.В.Мичурина, впоследствии получивший всесоюзную известность как Россошанская плодово-ягодная станция. Основой новому селекционному центру послужил небольшой опытный участок, где местным селекционером-энтузиастом М.М. Ульянищевым, преподававшим химию и заведовавшим лабораториями в Россошанском птицетехникуме, были выведены пять новых сортов яблони, три сорта абрикоса и два сорта томатов. Бескорыстно работая в одиночку, россошанский селекционер в течение 12 лет сумел достичь результатов, которыми могло бы гордиться целое научное учреждение.

Памятник М.М. Ульянищеву на территории Россошанской плодово-ягодной опытной станции

Констатировав этот факт, Научный совет НИИ Плодоводства имени Мичурина дал добро на включение трех ульянищевских сортов абрикоса в стандарт южной зоны Воронежской и Курской областей и одного для производственного испытания. Одновременно с тем и было принято решение о создании на базе ульянищевского опытного участка опорного пункта института, возложив научное руководство новым научно-исследовательским центром на селекционера-энтузиаста М.М. Ульянищева — будущего доктора сельскохозяйственных наук, впоследствии прославившегося созданием новых сортов яблони, абрикоса, вишни, сливы, винограда и роз.

Территория Россошанской плодово-ягодной станции с высоты птичьего полета

1937-ой — заключительной год второй пятилетки — отмечен новыми достижениями воронежских самолетостроителей, собравших на стапелях авиазавода №18 модернизированный самолет АНТ-25. На нем экипаж в составе трех Героев Советского Союза — B. П. Чкалова (командир экипажа), Г. Ф. Байдукова (второй пилот) и А. В. Белякова (штурман) — в июне того же года совершили свой исторический перелет, впервые в мире без посадки пролетев на самолете через Северный полюс из Москвы в США.

Слева направо: Герои Советского Союза А. В. Беляков, B. П. Чкалов и Г. Ф. Байдуков — экипаж самолета АНТ-25, на котором был совершен беспосадочный перелет из Москвы в США

В 1937-ом продолжалось деление бывшей огромной территории Центрально-Черноземной области на меньшие административно-территориальные образования. Так из Курской области была выделена Орловская область с центром в городе Орле, а из состава Воронежской области — Тамбовская область, центром которой стал город Тамбов.

Тамбовская область была выделена из Воронежской области в 1937 году

К этому времени Воронеж из тихого губернского городка превратился в крупный областной центр. При этом население города по сравнению с 1913 годом, который воспринимается статистиками как точка отсчета в развитии страны, увеличилось в 3 раза, достигнув к осени 1937 года 330 тысяч жителей.

В 1937 году в население Воронежа составило 330 тысяч жителей

За счет пригородных поселений увеличилась и площадь города, облик которого менялся пропорционально его росту: на левобережье и в северном направлении вдоль Задонского шоссе строились новые и реконструировались старые здания.

Старо-Конная площадь

В 1937 году главной площадью Воронежа стала бывшая Старо-конная площадь, которая в начале 1930-х годов была расширена и благоустроена, а в год двадцатилетия Великой Октябрьской Социалистической революции она была переименована в площадь 20-летия Октября, став местом проведения политических манифестаций.

Бывшая Старо-Конная — площадь 20-летия Октября (конец 1930-х годов)

Главным архитектурно-градостроительным элементом перестроенной площади стало пятиэтажное здание обкома ВКП (б) и облисполкома. Возведенное по проекту выдающегося воронежского архитектора А. И. Попова-Шамана в стиле конструктивизма совмещенного с модернизированным классицизмом, оно было самым большим и самым монументальным сооружением в довоенном Воронеже. Стены первого этажа были облицованы красным гранитом, колонны портика — полированным чёрным лабрадоритом, а остальные поверхности отделаны терразитовой штукатуркой. При этом фриз главного портика и ризалитов украшали барельефы и горельефы.

Здание воронежского обкома ВКП(б)

Находившееся на месте нынешней областной научной библиотеки имени И.С. Никитина, здание воронежского обкома ВКП(б) и воронежского облисполкома, к сожалению, было полностью разрушено во время военных действий на правобережье Воронежа в 1942 — 1943 годах.

Здание воронежского обкома ВКПБ (1937 год)

Пожалуй, нет в истории СССР более одиозной даты, чем «37-ой год», который многие жители постсоветского пространства воспринимают даже не датой, а неким заклятьем, своего рода виртуальной действительностью, где цифры главенствует над явлением.

В современной историографии с этой датой устойчиво связан термин «Большой террор», в просторечии по имени главы НКВД Н. И. Ежова называемый «Ежовщиной» — период советской истории с 1937-го по 1938-ой годы, связанный с наиболее массовыми политическими (сталинскими) репрессиями в СССР. В научных кругах до сих пор нет единого мнения, что было причиной этого террора. Однако практически все историки сходятся во мнении, что Сталин сыграл ключевую роль в организации и проведении репрессий.

Народный комиссар внутренних дел СССР Н.И. Ежов и секретарь ЦК ВКП (б) И.В. Сталин

Воронежцы во всей трагической полноте испытали на себе трагедию сталинизма. Воронежским управлением Министерства безопасности России и Воронежской прокуратурой с 1989 по 1991 год было пересмотрено более 18 000 дел, по которым реабилитировано свыше 22 000 человек, необоснованно репрессированных в 1930-е и в 1940-е, а затем и в начале 1950-х годов. Из них 3 327 человек было приговорено к расстрелу и более 13 000 к различным срокам заключения, так называемым, особыми совещаниями – «тройками» и «двойками».

Пересмотренные дела ГПУ-НКВД

Среди осуждённых в годы «Большого террора» государственные, партийные и комсомольские работники, крестьяне и церковнослужители, ведущие инженеры и конструкторы крупных воронежских предприятий, обыкновенные рабочие и колхозники.

Расстрельный список, как им и положено по должности, возглавляют бывшие руководители Воронежской области. 28 июля 1938 года на подмосковном расстрельном полигоне «Коммунарка» окончилась карьера первого и последнего первого секретаря обкома ВКП(б) ЦЧО «орденоносца» Иосифа Михайловича Варейкиса, которого при жизни называли «лучшим сталинцем» и «лучшим большевиком».

Вход на бывший расстрельный полигон «Коммунарка» (наши дни)

10 августа 1937 года был арестован бывший председатель исполкома Центрально-Черноземной области Федор Павлович Грядинский, который в то время занимал должность председатель Запсибкрайисполкома. Этапированный в Москву и приговоренный Военной коллегией Верховного Суда СССР к высшей мере наказания, он, вероятнее всего, так же был расстрелян на полигоне «Коммунарка».

Место расстрелов (Подмосковный расстрельный полигон «Коммунарка»)

10 июля 1937 году был снят с должности и 14 августа того же года арестован приемник И. М. Варейкиса на посту первого секретаря Воронежского обкома ВКП(б) «орденоносец» Евгений Иванович Рябинин.  21 апреля 1938 года он был приговорен Военной коллегией Верховного суда СССР к высшей мере наказание по обвинению в руководстве право-троцкистской диверсионной вредительской террористической организации в Воронежской области, и в тот же день расстрелян.

Памятный знак на бывшем расстрельном полигоне в Дубовке (Воронеж)

Этот список можно продолжать, но мы никогда не сможем перечислить всех жертв «Большого террора» поименно, как не узнаем точное количество воронежцев репрессированных и расстрелянных в 1937-ом и 1938-ом. В Воронежском архиве хранятся порядка 38 тысяч дел, заведенных следователями НКВД. И в каждом таком деле судьбы от одного до сотни человек.

В Воронежском архиве хранятся порядка 38 тысяч дел, заведенных следователями ГПУ-НКВД

Рассказывают, что в феврале 1938-го замнаркома НКВД Михаил Фриновский провел совещание начальников областных управлений НКВД СССР – по итогам выполнения приказа НКВД № 00447 «Об уничтожении антисоветских элементов». Начальник УНКВД по Воронежской области Петр Коркин отрапортовал: «С 5 августа 1937 по 15 февраля 1938 года репрессировали 15 271 человек. Из них расстреляли 8600».

Памятный знак на месте расстрельного полигона в Дубовке (Воронеж) и останки жертв «Большого террора», извлеченные из расстрельных ям

Период «Большого террора» в Воронеже вызвал изменения в городской топонимии. Одна за другой в годы «ежовщины» были переименованы несколько воронежских улиц, названных в честь советских государственных деятелей, попавших в опалу. Вслед за арестами и расстрелами бывших первых лиц Воронежской области – И.М. Варейкиса и Е.И. Рябинина, были срочно заменены все таблички с названиями улиц, нареченных их именами Без лишнего шума прекратили свое земное существование в Воронеже улицы Н.И. Бухарина и М.П. Томского. Вместе с ними с карты города исчез переулок Г.Е. Зиновьева, как десятилетием ранее была переименована улица, названная в честь его соратника-оппозиционера И.Д. Троцкого – одного из партийных вождей и лидеров советского государства.

Их имена носили воронежские улицы в 1920-30-х годах

В июне 1938 года, когда воронежцы вместе со всеми советскими людьми трудились, выполняя и перевыполняя планы третьей советской пятилетки, Воронежскую область перевели из категории аграрных регионов в промышленные. И тому были основания. К началу третьей пятилетки на воронежских предприятиях только крупной промышленности было занято 46 тысяч рабочих. И будем иметь в виду, что, в основном, это были предприятия военно-промышленного комплекса, на всемерное развитие которого был нацелен третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1938—1942 гг.), принятый в условиях Второй мировой войны, фактически начавшейся после Мюнхенского сговора 1938 года.

Подготовка самолета ТБ-3 к вылету с заводского аэродрома

Тем не менее, страна продолжала жить мирной жизнью, 3 ноября 1938 года газета «Коммуна» познакомила читателей с решением облисполкома о значительном расширении территории города Воронежа. В связи с быстрым ростом промышленности и населения Воронежа городская территория расширялась на 13 тысяч гектаров за счет Новоусманского, Гремяченского, Семилукского и Березовского сельских районов. В пределы города включался правобережный лесной массив к северу от сельскохозяйственного института, земли на левобережье вдоль речки Песчанки, на западной и юго-западной окраинах Воронежа городская земля выдвигалась в сторону Дона. А 27 августа 1939 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР в городскую черту Воронежа был включен рабочий поселок Отрожка. И благодаря этому городская территория Воронежа значительно расширилась в северо-восточном направлении.

Аэрофотосъемка центральной части Воронежа и карта окрестностей города (1939 год)

В 1939 года был принят Первый генеральный план советского Воронежа, в основу которого легла идея преобразования провинциального городка в крупный многоэтажный город. Разумеется, с учетом положений, заложенных в плане генеральной реконструкции города Москвы 1935-го года – основополагающего градостроительного документа тех лет, обязательного для исполнения всеми архитекторами страны Советов.

Первый генеральный план советского Воронежа (1939 год)

По плану Большого Воронежа, утвержденному в 1939-ом году, предусматривались строительные работы на 15-20 лет. Предполагалось, что город будет расти за счет дальнейшего продвижения вглубь Левобережья, а так же в северном направлении — по Задонскому шоссе.

Станция Воронеж-I с высоты птичьего полета (1930-е годы)

Мало кто из воронежцев знает, что в соответствии с первым генеральным планом наш город мог стать «приморским» еще в начале 1940-х годов. В связи с массовым заболеванием малярией, в 1936 году тресту «Облпроект» было поручено разработать проектное задание оздоровления поймы реки Воронеж. Проектом предусматривалось два варианта: осушение поймы или же — затопления… Предпочтительным оказался вариант рукотворного моря. И накануне войны строители намеревались приступить к работам по затоплению поймы, благоустройству набережных в пределах города, сооружению плотин и шлюзов.

Река Воронеж и Чернавский мост довоенного времени

Одной из самых знаковых новостроек третьей пятилетки для воронежцев довоенного и послевоенного времени стал новый терапевтический корпус областной больницы на 350 мест, строительство которого закончилось ровно за год до войны — 22 июня 1940 года.

Новый терапевтический корпус областной больницы (1940 год)

Летом и осенью 1942 года район терапевтического комплекса стал ареной кровопролитных боев с гитлеровцами, пытавшимися захватить Воронеж. А после войны развалины больницы, а, точнее, полуразрушенная округлая часть главного корпуса, нареченная «Ротондой», по решению Воронежского горисполкома была навечно сохранена в виде руин, как памятник сражения за Воронеж.

«Ротонда»: памятник-мемориал Великой Отечественной войны

Накануне войны 7 ноября 1940 года – в ознаменование 23-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции — на главной площади Воронежа, именуемой площадью 20-летия Октября (ныне площадь имени В. И. Ленина), был торжественно открыт памятник В. И. Ленину по проекту известного выдающегося советского скульптора Н. В. Томского.

7 ноября 1940 года на площади 20-летия Октября (ныне площадь имени В. И. Ленина) открыт памятник В. И. Ленину

В середине 1940 года воронежцы, как и все остальные мирные советские люди, явственно ощутили приближение войны. 26 июня был издан указ «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Позднее запрет переходить с места на место распространили на трактористов и комбайнеров, которые работали на МТС (машинно-тракторные станции). В результате за год до начала войны по указу было осуждено более 3 миллионов советских граждан.

Запрет самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений (1940 год)

В условиях начавшейся мировой войны повсеместно принимались меры по укреплению обороноспособности страны. Согласно Постановлению Комитета Обороны СССР от 29 мая 1940 года воронежский завод № 18, на котором в то время собирались дальние бомбардировщики ДБ-ЗФ, приступил к серийной постройке нового дальнего бомбардировщика ЕР-2 (ДБ-240) —двухмоторного моноплана с крылом типа «обратная чайка».

Дальний бомбардировщик ЕР-2 (ДБ-240)

А 14 декабря 1940 года приказом нарком авиационной промышленности СССР А.И. Шахурин воронежский авиационный завод № 18 был назначен головным предприятием по подготовке производства и дальнейшего серийного выпуска самолета-штурмовика Ил-2 – этапного самолета Великой Отечественной войны, названного конструкторами «летающим танком», а гитлеровцами — «чумой» (нем. Schwarzer Tod, дословно: «чёрная смерть».

Ил-2 на сборке в заводском цехе

В крайне напряженной обстановке, не прекращая выпуска бомбардировщиков ЕР-2, воронежские авиастроители в конце февраля 1941 года приступили к сборке первых серийных штурмовиков Ил-2. В результате их героических усилий 1 марта головная машина поступила на заводскую летно-испытательную станцию.

В конце февраля 1941 года на воронежском авиазаводе начата сборка первых серийных штурмовиков Ил-2

До начала Великой Отечественной войны советские ВВС успели получить 174 машин воронежской постройки, из которых к 20 июня 1941 года в боевые части ВВС Красной армии было передано лишь 84 штурмовика. Этим самолетам и пришлось принять участие в испытаниях с целью отработки их боевого применения в дневных и ночных условиях, которые по указанию НИИ ВВС должны были произойти с 20 июня по 1 августа 1941 года.

Памятник самолету-штурмовику Ил-2 в Воронеже у центральной проходной воронежского авиационного завода





Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Все права защищены. Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2021
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75367 от 01 апреля 2019 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологи и массовых коммуникаций.
Учредители: А.И. Никонов и Е.М. Никонова
Главный редактор: А.И. Никонов (автор-исполнитель проекта)
тел.: +7 (473) 255-14-75
e-mail: bravo-voronezh@yandex.ru
12+
Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх