Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже
Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»

Воронежский государственный театр кукол «Шут» им. В.А. Вольховского

История Воронежского театра кукол началась с первого представления, которое было дано 8 октября 1925 года в зале Воронежского университета. Создававшийся непрофессиональными актерами и несколько лет проработавший как любительский, 5 ноября 1930 года театр был был передан в подчинение областного отдела народного образования, и включен в состав Молодого театра (позже переименованном в ТЮЗ).

Н. М. Беззубцев

 

 И той же осенью 1930-го новоиспеченный профессиональный коллектив остался без своего художественного руководителя: основатель театра кукол Н. М. Беззубцев (1885–1957),  служивший сотрудником губернского музея и занимавший должность директора музея изящных искусств ВГУ, был арестован по «делу краеведов», а затем сослан на поселение сроком на пять лет. 

Однако, имя его не было вычеркнуто из истории, как то бывало в те смутные времена. В 1935 году, когда праздновалось пятилетие Молодого театра. в программке выпущенной по этому случаю значилось: художественный руководитель театра — Е. Амантов, художественный руководитель театра кукол — Н. М. Беззубцев, художник — Н. Н. Королёв.

Актеры-кукольники 1930-х годов

Выездной спектакль театра кукол

Война застала театр в Борисоглебске на гастролях. На время оккупации Воронежа театр был распущен, но уже в 1944 году показал свой первый послевоенный спектакль «Цветы мести» А. Преображенского, посвященный борьбе с фашизмом.

Воронежский театр кукол был включен в сеть государственных театров страны. Однако, условия работы были по-прежнему сложными. Помещение для театра неприспособленное. И все же спектакли ставились и шли.

О работе Воронежского театра кукол в послевоенные годы вспоминал Заслуженный артист РСФСР Г. Д. Лесных: «Мы много гастролировали. Куклы и декорации делали сами. А весь театральный скарб возили на тележке. После войны у нас появился ишак, позднее — полуторка». 

 

Рожденный как «Театр Петрушки», где ставили на всеобщее обозрение сценки из студенческой жизни, Воронежский театр кукол в своем развитии долгое время шел по пути традиционному для этого вида театрального искусства. Главным зрителем воронежских кукольников были дети, которые вместе с родителями, не вникая в тонкости театрального ремесла, называли театр кукол кукольным театром. Да так он и был по сути — достаточно познакомиться с репертуаром. Например, в театральный сезон 1947- 48 годов воронежские кукольники радовали воронежских детей такими незамысловатыми спектаклями, как «Красная шапочка», «Цветы мести», «Кот в сапогах», «Финист — ясный сокол», «Хрустальный башмачок». В сезон 1951–52 годов в репертуаре театра так же преобладали пьесы-сказки «Иван — крестьянский сын», «Волшебная калоша», «Мистер Твистер», «Медведь и девочка», «Лисичка-сестричка». 

И только в 1960 — 70-е годы в традиционном «кукольном» репертуаре театры появились первые спектакли, поставленные «по-взрослому», по законам серьезного драматического театра.  Событиями в театральной жизни Воронежа стали постановки «Божественной комедии» И. Штока и «Военной тайны» А. Гайдара, которые осуществил актер и режиссер, Заслуженный деятель искусств РСФСР Игорь Николаевич Лукин, с 1969 по 1985 год возглавлявший театр в качестве художественного руководителя.

И.Н. Лукин — режиссёр, актёр, художественный руководитель Воронежского театра кукол (1969—1985),

Впервые остро поставленный в 1975 году — в год пятидесятилетия Воронежского театра кукол — в эпоху И. Н. Лукина был положительно решен вопрос о строительстве собственного здания для труппы театра, которая полвека выступала на чужих сценах.  Современное здание Воронежского театра кукол «Шут» было построено, а, точнее, перестроено из Дома культуры профсоюзов, который, в свою очередь, возник в стенах 2-ой мужской гимназией досоветского времени. 

Здание Воронежского театра кукол до перестройки

Новый театр строился методом народной стройки, общее руководство над которой осуществлял тогдашний первый секретарь воронежского горкома КПСС В. П. Анищев. И в сентябре 1984 года Воронежский театр кукол разместился и начал свои представления в здании, напоминающем и по внутреннему и по внешнему оформлению сказочный дворец. Недаром авторы проекта воронежские архитекторы Н. Топоев и А. Фролов, скульпторы Э. Пак и И. Дикунов были удостоены за свою работу Государственной премии РСФСР.

 

В. А. Вольховский и актеры Челябинского театра кукол

В новом здании началась новая эпоха Воронежского театра кукол, который с 1987 по 2003 год возглавлял в качестве художественного руководителя и основного режиссера-постановщика Народный артист России, Лауреат Государственной премии РФ и Государственной премии им. К. С. Станиславского Валерий Аркадьевич Вольховский. Переехавший в Воронеж из Челябинска, где он так же руководил театром кукол, режиссер начал с того, в 1986 году перенес на воронежскую сцену спектакль «Процесс над Жанной Д’Арк», поставленный им по мотивам произведений Ануя, Панфилова еще в Челябинске.

Театральный Воронеж был потрясен новым художественным явлением — в постановке В. А. Волдьховского все было открытием: актеры не просто вышли из-за ширмы, ни и самой-то ширмы на сцене не стало, и куклы застыли манекенами, а в центре — живая страстная Жанна (Л.Марчук).

Затем открытия следовали одно за другим. Театр кукол из обычного, каких много, превратился в художественное явление мирового уровня. Последовали приглашения на международные фестивали, стали появляться спектакли, каждый из которых потрясал новизной. «Озерный мальчик» П.Вежинова стал визитной карточкой воронежских кукольников во всем мире.

Куклы из спектакля «Озерный мальчик» П.Вежинова (Воронежский музей театральной куклы)

 

Валерий Аркадьевич Вольховский был настоящим человеком театра, его автором и строителем, если под театром понимать систему эстетических и этических ценностей и мастерство их исполнения. Творчество этого большого мастера несомненно продвинуло вперед развитие самого жанра театра кукол.

В эпоху Вольховского театр превратился из детской забавы — кукольного театра — в театр кукол, Театр с большой буквы, где в каждом спектакле выстраивались второй и даже третий план понимания проблемы.

На его подмостках были сыграны такие глубокие произведения как Мертвые души» и «Шинель» Н. Гоголя, «Се человек» В. Короткого и «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта.

 

«Шинедь» Н. В. Гоголя — одна из последних постановок В. А. Вольховского, рассматриваемая как духовное завещание мастера

В. А. Вольховский и актеры Воронежского театра кукол "Шут

"

 

После Вольховского невозможно представить себе театр кукол как легкомысленное детское развлечение, «игру в куклы». Даже в спектаклях для детей он всегда выстраивал второй и третий планы понимания проблемы.

Будучи ярким представителем так называемого «авторского театра», В.Вольховский создал коллектив единомышленников. Это заслуженные художники России Е. Л. Луценко и А. Н. Ечеин, композитор А. Э. Балаян. Но все же, истинный «кукольник», он отводил главную роль актеру, выстраивая его взаимоотношения с куклой по принципу «от образа к себе». И на этом пути сделал много открытий в старейшем жанре — жанре театра кукол.

 

 





Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Все права защищены. Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2021
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75367 от 01 апреля 2019 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологи и массовых коммуникаций.
Учредители: А.И. Никонов и Е.М. Никонова
Главный редактор: А.И. Никонов (автор-исполнитель проекта)
тел.: +7 (473) 255-14-75
e-mail: bravo-voronezh@yandex.ru
12+
Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх