Притяжение земли - самая большая сила нашего мира. Используем её во благо нашего края! Земляки и все, кто ими себя ощущает, присоединяйтесь к нашим сообществам "Браво, Воронеж!" в социальных сетях

Воронежский государственный академический театр драмы имени А. В. Кольцова

1802 год официально считается временем основания одного из старейших театров России — Воронежского государственного академического театра драмы имени А.Кольцова.


Впрочем, первый, так называемый, «благородный» театр появился в Воронеже в 1787 году. Его сцена находилась в доме наместника В. А. Черткова, а играли на ней дети губернатора и высших губернских сановников того времени. Однако, начиная с 1799 года, на сцене первого воронежского театра вместе с «благородными» стали выступать и публичные актеры. Это означало, что театр в Воронеже из категории домашнего перешел в разряд общедоступных.

Любовь Ивановна Млотковская

Проезжавший в начале февраля 1802 года через наш город современник известный российский мемуарист и знакомый А. С. Пушкина — Филипп Вигель, в своих «Записках» писал: «В одном только Воронеже была тогда вольная труппа, составившаяся из охотников и отпущенных на волю крепостных актеров».

В современных энциклопедиях начало воронежского театра датируется ноябрем 1802 года. Однако, это не соответствует новым данным. Первая антрепризная труппа появилась в Воронеже при губернаторе Ф. А. Пушкине в 1801 году. Во главе ее стоял московский комический актер Петров, открывший сезон оперой Аблесимова «Мельник, колдун, обманщик и сват».
К тому времени для управления театром была образована дирекция, которую возглавил вице-губернатор Л. С. Кологривов. Более того, Воронеж в то время имел даже своего драматурга, которым был А. М. Эллин. Под руководством сих усердных деятелей воронежский театр процветал в течение нескольких лет. В начале ХIХ века его репертуаре было 37 пьес — в их числе трагедии Сумарокова, а также немецких и французских авторов, «Мещанинво дворянстве» Мольера, «Школа злословия» Шеридана и прочие.

Мы почти ничего не знаем о воронежском театре с 1807 по 1820-е годы. Но уже в конце 1820-х столичная «Северная пчела» выделяла театр в Воронеже среди прочих. Спектакли в нем давались 4 раза в неделю, когда в других 1–2 раза. В это время на воронежской сцене блистала лучшая Офелия ХIХ века — Любовь Ивановна Млотковская, которой посвящали стихи А. В. Кольцов и Н. В. Станкевич.

Первое здание воронежского театра драмы

 

Интерес воронежской публики к театральному искусству был столь велик, что возникла необходимость определить постоянное место для представлений, причём в центре города для удобства зрителей. Такое место с уже существующим зданием, которое можно было приспособить для театра, было найдено. В 1820—1830-х годах в исторических документах фиксируется местоположение театра в здании, расположенном на пересечении улиц Большой Дворянской и Старомосковской, то есть в том самом месте, где театр располагается и сейчас. Это было первое здание театра, на сцене которого в первой половине ХIХ века блистали два великих актера Малого театра — М. С. Щепкина, выступавший в Воронеже в 1837, 1846, 1850 и в 1863 году, и П. С. Мочалова, который гастролировал в нашем городе в 1840, 1846, 1847 и 1848 году.

Новый этап в творческой жизни театра начался в середине 50 -х годов ХIХ века с появлением драматургии А. Н. Островского. Воронежский театр с большим основанием можно назвать «Домом Островского в провинции», так как, начиная с 1856 года, пьесы великого национального драматурга, вслед за Малым и Александринским театрами, одна за другой ставились на воронежской сцене.
С Воронежским театром связаны имена многих деятелей культуры XIX века. Его постоянными зрителями были писатель Н.В. Станкевич, поэты А.В. Кольцов, И.С. Никитин. В 1837 году наш театр посетил В.Г. Белинский, проезжавший через город по пути на Кавказ.

Меж тем в 1886 году здание воронежского театра было перестроено. Проект перестройки, а в современной терминологии – реконструкции и модернизации театра был выполнен московским архитектором М.Н. Чичаговым в свойственном для него «псевдорусском» стиле». В таком виде запечатлённый на открытках с видами Воронежа конца XIX — начала ХХ веков века, как главная городская достопримечательность, новый театр, по сути, стал визитной карточкой нашего города.
Кстати, именно с момента реконструкции воронежский театр получил и наименование – Городской зимний театр, который на долгие годы стал одним из лучших театральных зданий России.

В этот период на воронежской сцене выступали самые прославленные актёры России: в 1887 и 1894 году М. Г. Савина, в 1895, 1897 и 1898-ом — А. И. Южин, в 1895-ом — Г.Н. Федотова, в 1896-ом — В.Н. Давыдов. В 1890 году на сцене Городского зимнего театра играла великая русская актриса Мария Николаевна Ермолова. В 1892 году в воронежском театре на представлении своей пьесы «Медведь» был Антон Павлович Чехов, приехавший в Воронеж по «голодному делу» вместе с журналистом А.С. Сувориным. И, наконец, в 1903 году 6 спектаклей в Воронеже дала еще одна великая русская актриса Вера Фёдоровна Комиссаржевская, выступавшая с труппой С.Ф. Сабурова и М.П. Кручинина.

О. Э. Мандельштам (фотография из уголовного дела)

Получивший в 1919 году наименование Большой Советский, в советское время воронежский театр по-прежнему оставался центром культурной и общественной жизни города. В 1919 году на его сцене с речью выступал Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Михаил Иванович Калинин. 1920-е годы в театре часто бывал писатель А.П. Платонов. 22 ноября 1926 года на сцене Большого Советского театра выступал В.В. Маяковский с лекцией «Моё открытие Америки». В ноябре 1933 года здесь также выступил писатель А.С. Серафимович. А заведующим литературной частью театра с 1935 по 1936 год был поэт О. Э. Мандельштам, находившийся в ссылке в Воронеже.

Народный артист СССР С. И. Папов

Одним из первых в стране Воронежский театр драмы начал стационироваться. В начале 1930-х годов здесь появилась группа молодых талантливых актеров, в течение последующих двух десятилетий составившая его творческую основу. В это время художественное руководство театра осуществлял В. М. Энгелькрон, а славу театра составляли актеры Г. М. Васильев, В. И. Флоринский, А. В. Поляков. И почти четверть века главным героем воронежской сцены был Народный артист СССР С. И. Папов.

Воронежский государственный драматический театр (1937 — 1942)

 

 

 

В 1937 году без каких-либо на то серьёзных оснований руководством города был принято решение о перестройке театра в формах советского классицизма. Выполненный молодым архитектором воронежского «Облпромстройпроекта», а впоследствии известнейшим воронежским архитетром Н.В. Александровым, проект очередной реконструкции в полном соответствии с духом времени полностью изменил и «огрубил» внешний облик театра. В ходе перестройки была утрачена оригинальная форма крыши, открытая кирпичная кладка стен была заменена штукатуркой, а со стороны фасада по улице Карла Маркса был пристроен массивный ордерный портик, сохранившийся до наших дней.  Измененный внешне, в том же 1937-ом театр получил и свое новое название — Воронежский государственный драматический театр.

Восстановительные работы

Трагические события Великой Отечественной войны воронежский театр разделил со всей страной. Многие его актёры в составе фронтовых бригад выезжали на передовую, работали в госпиталях. А в ночь с 27 на 28 июня 1942 года авиабомба попала в здание театра, разрушив сцену и зрительный зал.
В июле 1942 года эвакуированный в Стерлитамак, а затем в Копейск Челябинской области, театр лишь мае 1944 года возвратился в Воронежскую область. Однако, в ожидании восстановления разрушенного здания театра, актеры до конца декабря работали в Борисоглебске.

 

Народный артист СССР Ф. Е. Шишигин

 

Знаменательно, что в Воронеже, почти полностью разрушенном во время войны, драматический театр стал одним из первых капитально отремонтированных зданий. В ходе восстановительного ремонта, произведенного по проекту Н. В. Александрова, были добавлены лепные украшения, а на главном фасаде со стороны улицы К. Маркса была установлена скульптурная группа (скульптор В. Н. Авдеев), которую демонтировали в конце 1980-х годов.

Предновогодним вечером 31 декабря 1944 года вновь распахнувший свои двери перед зрителями и открывшись премьерой спектакля «Горе от ума» А. С. Грибоедова, воронежский театр в середине 1950-х годов вышел на новый виток всесоюзной популярности. Служивший в то время главным режиссёром театра, будущий Народный артист СССР Фирс Ефимович Шишигин в 1958 году он поставил драму «Алексей Кольцов» по повести В. А. Кораблинова – спектакль, имевший большой успех во время декады Воронежского искусства в Москве. И в 1959-ом, в год 150-летия поэта, драматическому театру было присвоено имя А. В. Кольцова.

 

 

Лауреат национальной премии «Золотая маска», Народная артиста России Р. А. Мануковская

В те памятные годы в составе труппы Воронежского государственного драматического театра имени А.В. Кольцова работали такие известные и любимые воронежцами артисты, как С. Папов, А. Поляков, С. Ожигин, В. Рощина, В. Соколов, В. Солопов, А. Ильин, В. Седов, Н. Ефимов, Б. Левицкий, К. Трапезникова, Б. Крачковский, В Шкурский. В 1955 га сцене воронежского театра впервые выступила будущая Народная артистка России и лауреат национальной премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» Римма Афанасьева Мануковская. 

А в конце 1950-х на воронежской сцене играл будущий Народный артист СССР Л. С. Броневой.

Лауреат национальной премии «Золотая маска», Народный артист России А. И. Гладнев

 

 

В 1964 при Воронежском драматическом театре открылся филиал Ленинградского института театра, музыки и кино.

И первыми в 1968 году курс окончили, ныне Народные артисты России, во второй половине 1970-х вошедшие в число ведущих актёров театра Л. А. Кравцова, Т. И. Семёнов и А. И. Гладнев, который стал вторым в истории Воронежского театра драмы актером, удостоенным специальной премии «Золотая маска» в самой престижной номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства».

Народный артист РСФСР Г. Б. Дроздов

 

С 1969 по 1983 год труппу Воронежского драматического театра возглавлял Народный артист РСФСР Г. Дроздов, в творчестве которого, как режиссера-постановщика, значительное место занимала публицистическая драматургия. Созданные им в соавторстве с воронежским писателем Э. И. Пашневым спектакли «Хроника одного дня» (о событиях 1973 года в Чили) и «Посеешь ветер…» (о советских разведчиках в ставке Мао Цзедуна) были отмечены Государственной премией РСФСР.

 

 

 

 

 

В 1978 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Воронежскому драматическому театру за большой вклад в развитие театрального искусства было присвоено почетное звание – академический, и с той поры его полное название пишется как Воронежский Государственный Академический театр драмы имени А. В. Кольцова.

Вечер памяти Народного артиста России А. В. Иванова в Воронежском театре драмы

 

С 1987 по 2009 год главным режиссером Воронежского Государственного Академического театра драмы имени А. В. Кольцова, а с 1991 художественным руководителем театра был режиссер, актер, сценарист, педагог, Заслуженный деятель искусств РСФСР Анатолий Васильевич Иванов. Уже в Воронеже удостоенный звания Народный артист РФ (1994) и награжденный Государственной премией РФ (1996), он поставил на воронежской сцене около пятидесяти спектаклей самого высокого художественного уровня, обогатив репертуар театра пьесами русских классиков от Гоголя до Островского и Чехова, Булгакова и Вампилова, которые имели неизменный успех у зрителей, а так же на международных и всероссийских фестивалях.

 

Здание Воронежского театра драмы с 2001 по 2012 год (ныне Воронежский концертный зал)

В годы художественного руководства А. В. Иванова театром и началась его 12-летняя эпопея с переездом из старого здания в новое с последующим возвращением обратно – в свой изначальный театральный дом.

Сцена Воронежского концертного зала (с 2001 по 2012 год сцена Воронежского театра драмы)

Губернатор А. В. Гордеев в историческом здании Воронежского драматического театра

В 2001 году Воронежский театр драмы выселили из старого исторического здания, находящегося под угрозой обрушения, и переместили со всеми пожитками в новый театральный комплекс на улице Театральной, 17, впоследствии преобразованный в Воронежский концертный зал. Разработанный московскими архитекторами Ф. М. Евсеевым и М. Г. Евсеевой в стиле хай-тек, этот сугубо театральный проект был запущен в работу еще в начале 1970-х годов.

Но строительство растянулось почти на 30 лет, и, пережившее моду на аскетичный дизайн с крупными монолитными формами, здание нового драмтеатра не могло уже соответствовать художественным задачам Воронежского драматического театра, заслуженно носившего название академический. Однако вопрос, о возвращении в старое театрально здание, которое было решено реконструировать и реставрировать еще в начале 1999 года, был отложен из-за отсутствия необходимых средств в областном бюджете. И неизвестно, чем бы все кончилось, если бы не новый губернатор Воронежской области А. В. Гордеев, взявший объект под свой личный контроль и сумевший довести начатое дело до завершения.

Художественный руководитель Воронежского театра драмы В. С. Петров в интерьере реконструированного театра (2012 год)

Глава правительства РФ В. В. Путин и губернатор Воронежской области А. В. Гордеев осматривают Воронежский театр драмы после реконструкции (март 2012 года)

 

 

Тем временем в 2010 году место главного режиссёра, а затем художественного руководителя театра занял Заслуженный деятель искусств России, Лауреат премии «Золотая Маска», профессор Школы-студии МХАТ Владимир Сергеевич Петров.

Назначенный куратором реконструкции исторического здания театра драмы в Воронеже, он совместно с художником и проектировщиков Юрием Леонидовичем Купером разработал дизайн-проект экстерьера и интерьеров театра, в основе концепции которого — стилевое решение интерьера Городского зимнего театра, каким он был в XIX веке.

Таким образом, по мнению авторов, должна была сохранится историческая и художественная ценность здания, как памятника истории и архитектуры.

 

Основные работы по реконструкции исторического здания театра драмы закончились в декабре 2011 года. И в 2012 году после шестнадцатилетнего перерыва Воронежского театра драмы вернулся в своё историческое здание, к открытию были приурочены две премьеры в постановке В. С. Петрова: «Река Потудань» А. П. Платонова на малой сцене и «Приручение строптивой» А. Зыстырца на большой. А первыми зрителями этих спектаклей стали актеры воронежских театров, заслуженные ветераны воронежской сцены, представители творческих Союзов, журналисты и, конечно же, строители.

Здание Воронежского государственного академического театра драмы им. А. В. Кольцова после реконструкции





Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Все права защищены. Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2019
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75367 от 01 апреля 2019 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологи и массовых коммуникаций.
bravovoronezh@gmail.com
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх