Притяжение земли - самая большая сила нашего мира. Используем её во благо Воронежского края!
Земляки и все, кто ими себя ощущает, присоединяйтесь к сообществу «Браво, Воронеж! Виват, Россия!»
С Малой Родины начинается Большая страна...

Воронеж — статья в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Воронеж — губернский город Воронежской губ., под 51° 39' с. ш. и 39° 39' в. д. от Гринвича, от С. -Петербурга в 1102 вер. и от Москвы в 498 вер., на правом берегу р. Воронеж, в 8 вер. от впадения ее в Дон.

Местоположение города возвышенное и ровное, а более древняя часть его тянется по склону высокого и довольно крутого берега.

К городу В. с трех сторон примыкают довольно значительные слободы: с севера Троицкая, запада — Ямская и с юга — Чижовка.

В. основан в 1586 году. В древности здесь жили хазары, последние гробницы которых еще видел де-Бруин в 1702 году. В. был одним из первых укрепленных городов, выдвинутых в конце XVI-го ст. вглубь придонских степей в защиту государства от набегов «изгоном» разных ордывских хищников.

В 1590 г. В. был разрушен каневскими черкассами, но немедленно возобновлен. Находясь на таком бойком торговом пути, как точка слияния Воронежа с Доном, тогда еще вполне судоходных рек, В. не мог надолго оставаться исключительно военным городом.

К середине XVII в. торговля достигла здесь больших размеров. Вскоре, однако, стали возникать новые, более южные укрепленные города, построенные, главным образом, прибывшими в 1652 г. острогожскими черкассами. Последние получили новые права и преимущества, в том числе право беспошлинной торговли и безоброчного шинкования. Это нанесло сильный удар торговле В., лишенного привилегий.

Самая блестящая эпоха города начинается с 1695 г. — с прибытия Петра для построения здесь флота. В. искони служил верфью, где строились «струги, годные к мореходному делу». Но В. суждено было быть колыбелью не только военного, но — как видно из недавно отысканных документов — и торгового флота России. В 1772 г., по инициативе правительства, в В. образовалось первое в России «акционерное торговое общество для мореходства», с высочайше утвержденным уставом и с правом заказывать мореходные суда в военных адмиралтействах. Военная верфь в В. существовала недолго, вследствие постепенного обмеления рек, она сперва была перенесена в Тавров, затем южнее, на устье, и, на конец, за мелководьем, совершенно упразднена.

Частые пожары, бывшие в Воронеже в течении прошлого столетия, уничтожили много памятников Петровского времени, уцелели, однако, 1) дворец Петра с цитаделью, позднее превращенные в шерстомойню и до того забытые, что до последних лет их считали погибшими в пожаре, и 2) цейхгауз на острове, также сперва превращенный в шерстомойню, но по Высочайшему указу купленный из частных рук и подаренный городу, с условием ответственности за целость драгоценного памятника. Ныне в нем помещается петровский яхт-клуб.

В настоящее время В. — один из красивейших губернских городов. Ему принадлежит 38271/3 дес. земли, из коих под городом до 800 дес., а почти все остальное под лесом. Домов свыше 5500, из них более половины каменных. Жителей 61053, в том числе женщ. 28360. Число родившихся в 1890 г. достигло 2281, число умерших — 1998 об. п. Городские доходы составляют 309385 руб., запасный городской капитал — 3175 руб. Городских расходов было в 1890 г. 312627 руб. 28 коп. За В. числится долг государственному банку в сумме 1010831 р.

Некогда обширная и цветущая торговля В., вследствие прекращения судоходства, сильно сократилась, тем не менее, и теперь еще насчитывается в В. 47 фабрик и заводов, ценность производства которых простирается на сумму 1248548 руб. (в 1862 г. торговые обороты В. превышали еще 3500000 р.).

Достопримечательности В.: памятники Петру I, Кольцову и Никитину (последние два — местные уроженцы), Митрофаниевский монастырь, с мощами святителя Митрофана, музей при статистическом комитете и при публичной библиотеке.

В Воронеже издаются епархиальные и губернские ведомости, частные газеты: «Дон» и «Воронежский телеграф», и два специальных журнала: «Филологические записки» и «Медицинская беседа». В городе несколько метеорологических станций, публичных библиотек и клубов с читальнями. Есть водопровод и конно-железная дорога. Духовная семинария, одна мужская и 2 женские гимназии, мужская и женская прогимназии, реальное училище, кадетский корпус и училища: духовное, уездное, железнодорожное, eпархиальное, фельдшерское, учительская семинария, до 40 городских школ и училищ.

Воронеж соединен с Козлово-Воронежско-Ростовской жел. дор. ветвью, протяжением в 15 верст.





Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Все права защищены. Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2020
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75367 от 01 апреля 2019 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологи и массовых коммуникаций.
Учредители: А.И. Никонов и Е.М. Никонова
Главный редактор: А.И. Никонов
тел.: +7 (473) 255-14-75
e-mail: bravovoronezh@gmail.com
12+
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх