Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже
Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»

Сделано в Воронеже: впервые в стране и в мире

 

 

• 20 октября 1696 года, когда Боярская Дума постановила начать в Воронеже строительство первого в истории России регулярного (государственного) военно-морского флота, считается днем рождения ВМФ. По указу царя Петра I в городе было образовано первое в России Воронежское адмиралтейство, к которому были приписаны города на реках Воронеж и Дон.

 

 

 

Местом торжественных церемоний при спуске на воду первых кораблей регулярного военного флота России  была сохранившаяся до наших дней Успенская Адмиралтейская церковь, в которой на богослужениях часто бывал сам царь Петр, по преданию, даже певший на клиросе.

Отсюда, после торжественного богослужения  утром 3 мая 1696 года отплыла в поход Азовская флотилия. И первый епископ Воронежский святитель Митрофан под звон колоколов Успенского храма благословил Петра I на ратные подвиги и пожелал ему возвратиться с победой

Под сводами Успенской Адмиралтейской церкви был освящен и первый Андреевский флаг, 1 (11) декабря 1699 года учрежденный в качестве официального флага Российского военно-морского флота.


• Всего на воронежских верфях с 1695-го по 1712 год были построены почти тысяча кораблей и более десяти тысяч мелких судов. 27 апреля (8 мая) 1700 года в Воронеже был спущен на воду первый линейный корабль России «Гото Предестинация», построенный по русскому чертежу отечественными корабельными мастерами под руководством самого Петра I.

• В процессе строительства русского военного флота Воронеж стал первой в России военно-морской базой, а на реке Воронеж впервые в мире были разработаны и внедрены шлюзовые системы и «сухая гавань» для сохранности судов флота.

• Воронеж является родиной российской археологии. В 1696 году по приказу Петра I солдаты Преображенского полка под командой Филимона Катасонова предприняли экспедицию в окрестности Воронежа для поиски «больших костей», которые, по мнению царя, могли быть останками боевых слонов Александра Македонского «ходившего воевать скифов». Так было положено начало российской археологии и изучению знаменитой палеолитической стоянки древнего человека у села Костёнки — первого протогорода планеты, на территории которого впоследствии было найдено древнейшее скульптурное изображение человека.

• В первой трети XIX века на территории Воронежской губернии был открыт способ получения подсолнечного масла. Вообще-то первыми в мире это делать научились англичане. В Россию же подсолнечник завезли во времена Петра Великого из Голландии. В течение целого века русские люди сажали подсолнухи в декоративных целях, как цветы, а так же кормили семечками подсолнечника домашних птиц или лакомились ими на завалинках. Первым же в России додумался получать из семечек подсолнечное масло крепостной Даниил Сергеевич Бокарев — крестьянин графа Шереметьева родом из села Алексеевка (в прошлом Воронежской губернии, а ныне Белгородской области). Посадив у себя на участке немного подсолнечника и дождавшись, когда тот вызрел, Даниил Бокарев в 1829 году решил пробить семечки на ручной маслобойне. И был удивлен и счастлив, получив совершенно замечательное масло… Через четыре года в селе Алексеевка была построена первая в мире маслобойня. А в 1835 году из Воронежской губернии начался экспорт подсолнечного масла за границу. Позднее Церковь признала его постным продуктом, откуда и появилось его второе название – постное масло.

•Воронеж общепризнанно является родиной отечественного парашютного спорта и воздушно-десантных войск, о чем напоминает мемориальный комплекс на месте бывшего военного аэродрома, где когда-то прыгали первые советские парашютисты и откуда в полет отправлялись первые в СССР воздушные десантники

•26 июля 1930 года на базе 53-й эскадрильи, размещавшейся на военном аэродроме на северной окраине Воронежа, были проведены первые в СССР учебно-тренировочные сборы по прыжкам с парашютом. Этот день считается днем рождения отечественного парашютного спорта.

А позднее 2 августа 1930 года в двух километрах от Воронежа был сброшен первый советский военно-воздушный десант, состоявший из двенадцати человек. С тех пор 2 августа празднуется как день рождения воздушно-десантных войск России. А на месте первого десантирования установлен памятник «Воронеж – родина ВДВ».

 

• В 1934 году на Воронежском авиазаводе № 18 был собран самый большой самолёт своего времени с сухопутным шасси восьмимоторный «Максим Горький», на котором в том же году летчики-испытатели М. М. Громов и Н. С. Журов установили два мировых рекорда, подняв грузы массой 10 и 15 тонн на высоту 5000 метров.
• Начиная с 1934 году на Воронежском авиазаводе собирались одномоторные самолеты АНТ-25 для дальних перелетов, специально предназначенные для установления мировых рекордов. 10-12 сентября 1934 года экипаж под командованием Михаила Громова установил на самолете АНТ-25 мировой рекорд дальности, покрыв за 75 часов непрерывного полета по замкнутому маршруту расстояние в 12411 км.

• В 1937 году на Воронежском авиазаводе был собран модернизированный самолет АНТ-25, на котором экипаж в составе летчиков Героев Советского Союза B. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова и штурман А. В. Белякова в июне того же года совершили свой исторический перелет, впервые в мире без посадки пролетев на самолете через Северный полюс из Москвы в США. Через месяц, 12 июля, на другом экземпляре самолета АНТ-25-1 летчик Герой Советского Союза М. М. Громов, А. Б. Юмашев и штурман С. А. Данилин вторично совершили перелет через Северный полюс в США, установив при этом новый мировой рекорд дальности полета, который не смог быть перекрыт в течение девяти лет и продержался до конца 1946 года!
• Воронеж по праву считается родиной советской штурмовой авиации: в 1940 году на воронежском авиационном заводе № 18 началось серийное производство первых самолетов-штурмовиков Ил-2. До 22 июня 1941 года воронежцы успели сделать 1510 машин, ставшими этапными во время Великой Отечественной войны. Позже самолет окрестили «летающим танком», а фашисты со страхом называли его «черная смерть». После того, как фронт приблизился к Воронежу, воронежский авиазавод №18 был эвакуирован в Куйбышев (Самару). И там, продолжая производство серийных штурмовиков Ил-2, выпустил к концу войны 15099 самолетов этого типа – то есть чуть менее половины от всего количества легендарных штурмовиков (36 163 самолетов), собранных за годы великой Отечественной войны.

• Воронеж может претендовать и на звание «Родины отечественной реактивной артиллерии». Грозное оружие Великой Отечественной войны – реактивные установки, известные под ласковым именем «Катюша», а в официальных документах называемые БМ-13, впервые были изготовлены в Воронеже на заводе №723 Наркомата миномётного вооружения СССР (Воронежский экскаваторный завод им. Коминтерна). Освоение их производства было начато на заводе уже в начале войны: 26 июня 1941 года была завершена сборка первых двух серийных пусковых установок БМ-13 («Катюши») на шасси ЗИС-6, которые в сражении под Оршей впервые участвовали в боевых действиях, обрушив на позиции фашистов удар неведомой ранее силы. И вплоть до перемещения завода на Урал поздней осени 1941 года в цехах завода имени Коминтерна продолжалось производство легендарных «Катюш», отдельные части которых изготавливались и на других предприятиях Воронежа, в том числе на заводах имени М.И. Калинина и имени В.И.Ленина. В декабре 1941 года в контрнаступлении под Москвой участвовали более 300 воронежских артиллерийских установок БМ-13.


• Существует несколько версий, почему реактивные установки БМ-13 стали называться «катюшами». По одной из них, поводом для такого названия послужила буква «К», значившаяся на заводских этикетках, крепившихся на всей продукции завода им. Коминтерна, в том числе и на реактивных установках БМ-13.


• 7 ноября 1941 года, когда бои с немцами завязались на подступах к Москве, по указанию ставки был проведён легендарный парад войск в ознаменование годовщины победы Октябрьской революции. Таких парадов было всего три — в Москве (столице СССР), Куйбышеве, куда временно переместилось советское правительство, и в Воронеже, в 100 километрах от которого тогда проходила линия фронта.

 

 

 

 

• В истории Великой Отечественной войны только два областных центра, частично захваченные врагом, так и не пропустили фашистов через свою территорию. Эти города — Сталинград и Воронеж. 212 суток бился с врагом на своих улицах и площадях Воронеж. По накалу и продолжительности уличные бои за наш город сравнимы только с боями за Сталинград, а по длительности пребывания на переднем крае Воронеж уступает лишь Ленинграду и Севастополю.

• В историю Великой Отечественной войны вписаны всего несколько фронтов, названных по направлению стратегических операций Ставки Верховного Главнокомандующего. Созданный в сражении за Воронеж 6 июня 1942 года, Воронежский фронт был впоследствии 20 октября 1943 года преобразован в Первый Украинский, что соответствовало главному направлению наступления советских войск. Таким образом, в ходе Острогожско-Россошанской и Воронежско-Косторненской наступательных операций зимой 1943 года начав под Воронежем победное шествие на запад, войска бывшего Воронежского фронта закончили войну штурмом Берлина весной 1945 года.

• Послевоенный Воронеж вошел в число 15 старейших русских городов, которые Постановлением правительства СССР подлежали первоочередному восстановлению. Признав, что по масштабу разрушений Воронеж сравним лишь со Сталинградом и Минском, специальная государственная комиссия в своем заключении констатировала, что жилой фонд города уничтожен на 92 процента: из 20 тысяч жилых зданий в Воронеже сохранилось только несколько сотен домов, но и среди них не было ни одного неповрежденного.

• Являющееся «визитной карточкой» послевоенного Воронежа, заново отстроенное в 1952 году и увенчанное монументальной 70-метровой башней с часами, здание Управления ЮВЖД (архитектор восстановления Н. Троицкий) послужило толчком для начала всесоюзной кампании борьбы с «архитектурными излишествами». Посетившему Воронеж в марте 1955 года, новому лидеру Советского Союза Никите Сергеевичу Хрущеву крайне не понравились и непомерно высокая башня, и дорогостоящие колонны на фасадах здания. И по возвращении в Москву он объявил крестовый поход на архитектуру сталинского монументализма, который начался с Постановление № 1871 ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», в котором башня Троицкого была упомянута в отдельном абзаце вместе с именем автором, как «вредоносная».

• В 1958 году в Воронежском научно-исследовательском институте связи была создана первая в мире система автоматической мобильной связи «Алтай» и мобильный телефон «Алтай-АС-1». В 1963 году в Москве систему «Алтай» впервые в мире запустили в опытную эксплуатацию, а в 1967 году она заработала и в Воронеже.

• В конце 1950-х годов на воронежском предприятии КБХА был разработан кислородно-керосиновый жидкостный ракетный двигатель РД-0105 для третьей ступени ракет-носителей «Луна», который позволил в 1959 году впервые в мире достичь второй космической скорости. Затем на основе РД-0105 был создан двигатель для третьей ступени ракеты-носителя космического корабля «Восток» с первым в мире космонавтом Ю. А. Гагариным на борту.

Всему миру известна легендарная фраза первого космонавта человечества «Поехали!..» Однако только участники того исторического запуска слышали, как вслед за этим космонавт №1 произнес еще одну бессмертную фразу: «Козберг сработал!..» Это означало, что отработала третья ступень ракеты-носителя «Восток» с двигателем РД-0105, во главе группы разработчиков которого стоял – в то время засекреченный — главный конструктор воронежского ОКБ-154 (ныне — КБХА) Семен Ариевич Косберг, за заслуги в обеспечении первого в мире полёта человека в космическое пространство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 удостоенный звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот».

 

 

• 30 сентября 1964 года был произведен запуск первого блока Нововоронежской АЭС – расположенной в 50 километрах от Воронежа, первой советской атомной электростанции, направленной на промышленное производство электроэнергии. И с этого дня начался отсчёт в истории эксплуатации и развития не только Нововоронежской АЭС, но и отечественной атомной энергетики в целом.

• В 1965 году Центральное конструкторское бюро при Воронежском заводе полупроводниковых приборов (ныне — НИИЭТ, г. Воронеж) завершило научно-исследовательскую работу «Титан» и предъявило Госкомиссии 10 опытных образцов микросхем 104 серии — первую отечественную интегральную схему.

 

• В 1968 году на Воронежском авиационном заводе было налажено серийное производство первого в мире сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144.

 

 

 

 

 

 

• В октябре 1977 года на Воронежском авиационном заводе был построен первый серийный советский аэробус (широкофюзеляжный самолёт) Ил-86.

• В 1984 на воронежских заводах НПО «Электроника» и «Видеофон» (Воронеж) начато производство первого советского бытового кассетного видеомагнитофона формата VHS «Электроника ВМ-12», отдельные части которого изготовляли в Ленинграде («Позитрон»), Саратове («Тантал») и Новгороде («Спектр»).

 

 

 

• В 1986 году правобережье и левобережье города соединил Северный мост — единственный двухъярусный бетонный мост в СССР и Европе, строительство которого было приурочено к 400-летию Воронежа.

 

 

• В 1993 году на Воронежском авиационном заводе начато серийное производство первого советского дальнемагистрального широкофюзеляжного самолёта Ил-96, который в модификации Ил-96-300 является самолетом президента России.

• В 2009 году в Воронеже закончилось, начатое в 1998-ом, строительство Благовещенского кафедрального собора, который является третьим по величине в России православным храмом и одним из самых высоких православных храмов мира.

Воронеж — единственный в Европе город-миллионник без рельсового городского транспорта. 15 апреля 2009 года в Воронеже была полностью ликвидирована трамвайная система, функционировавшая в столице Черноземья с 16 мая 1926 года. Воронежский трамвай был 39-м в Союзе по общему счёту и третьим, построенным при советской власти. Его открытие описано в романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» (пуск Старгородского трамвая).

 





Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Все права защищены. Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2021
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75367 от 01 апреля 2019 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологи и массовых коммуникаций.
Учредители: А.И. Никонов и Е.М. Никонова
Главный редактор: А.И. Никонов (автор-исполнитель проекта)
тел.: +7 (473) 255-14-75
e-mail: bravo-voronezh@yandex.ru
12+
Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх