Притяжение земли - самая большая сила нашего мира. Используем её во благо Воронежского края!
Земляки и все, кто ими себя ощущает, присоединяйтесь к сообществу «Браво, Воронеж! Виват, Россия!»
С Малой Родины начинается Большая страна... (автор-исполнитель проекта Александр НИКОНОВ)

Город-фронт Воронеж: жизнь и работа на обороноспособность страны

На протяжении всего времени своего более чем четырехсотлетнего существования Воронеж приумножал воинскую славу России. Изначально возникший в XVI веке, как город-крепость на южных рубежах Русского царства и вписанный в историю России колыбелью российского военно-морского флота, Воронеж является одним из немногих русских городов, гербы которых украшает двуглавый орёл. Этот знак высочайшего отличия был пожалован Воронежу 21 сентября (2 октября) 1781 года в ознаменование особых заслуг города в становлении и развитии российского государства. И орденские ленты, выходящие из-за щита, который держат древнерусские витязи, символизируют заслуги воронежцев при обороне русских земель на протяжении нескольких веков.

Продолжая жить и трудиться ради обороны русской земли, Воронеж вошел в историю советского государства, основанного на территории бывшей Российской империи, как колыбель дальней бомбардировочной авиации. Осенью 1929 года в нашем городе началось формирование первой в СССР авиабригады под номером 11, укомплектованной первыми советскими тяжелыми бомбардировщиками ТБ-1. И выбор места базирования новой авиабригады был не случаен: тяжелые бомбардировщики планировалось производить на воронежском авиазаводе, решение об организации которого было принято в весной 1929 года.

Тяжелые бомбардировщики ТБ-1 на стоянке

К тому времени Воронеж уже был административным центром огромной Центрально-Чернозёмной области, куда вместе с Воронежской вошли Курская, Орловская и Тамбовская губернии. И, начавшемуся в 1930 году, строительству Воронежского авиационного завода, приказом Наркомвоенпрома впредь именуемого «Авиационным заводом №18», сопутствовали новостройки еще нескольких воронежских предприятий стратегического значения – завода синтетического каучука «СК-2», «Электросигнала» и других предприятий, которым было суждено напрямую или косвенно работать на оборону страны.

Тяжелый бомбардировщик ТБ-1 (АНТ-4) буксирует планеры

Первая в Советском Союзе воронежская авиабригада дальней авиации стала школой практического обучения и совершенствования мастерства летного и технического состава. С ее историей связан первый в СССР групповой прыжок с парашютами и высадка первого в нашей стране военно-воздушного десанта, которая произошла 2 августа 1930 года. И тот исторический для Воронежа день отныне празднуется как День рождения воздушно-десантных войск России.

В предвоенном Воронеже также родилась советская штурмовая авиация: в 1940 году на воронежском авиационном заводе № 18 началось серийное производство первых самолетов-штурмовиков Ил-2, нареченных «летающими танками». Ко дню начала Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года воронежцы успели собрать более 200 этих машин, ставших этапными во время войны.

Ил-2 на сборке

Эта работа продолжалась и после того, как фронт приблизился к Воронежу, а воронежский авиазавод №18 был эвакуирован в Куйбышев – нынешнюю Самару. Там, на новой производственной площадке, где разместилось оборудование, привезенное из Воронежа, производство серийных штурмовиков Ил-2 возобновилось. И таким образом, на воронежских станках и преимущественно руками воронежских инженеров и рабочих к концу войны было выпущено более 15 тысяч самолетов этого типа – то есть чуть менее половины от всего количества легендарных штурмовиков, собранных за годы войны.

Памятник самолету-штурмовику Ил-2 в Воронеже у завода ВАСО

Воронежу по праву принадлежит и звание «Родины реактивной артиллерии». Грозное оружие Великой Отечественной войны – реактивные установки, известные под ласковым именем «Катюша», а в официальных документах называемые БМ-13, в серийном варианте впервые были изготовлены в Воронеже на машиностроительном заводе имени Коминтерна. Освоение производства было начато в цехах воронежского завода уже в начале войны. И 26 июня 1941 года была завершена сборка первых двух серийных пусковых установок БМ-13  на шасси грузовика ЗИС, которые в сражении под Оршей впервые участвовали в боевых действиях в составе легендарной батареи Флерова, обрушившей на позиции гитлеровцев удар невиданной ранее силы.

Памятник «Катюше» в городе Орша

Начатое в первый день войны, производство самого грозного оружия Великой Отечественной войны продолжалось в Воронеже до осени 1941 года. И в знаменитом контрнаступлении под Москвой в декабре 1941 года приняли участие 300 пусковых установок БМ-13, собранных в Воронеже.

Кстати, по одной из самых правдоподобных и наиболее вероятных версий происхождения названия «Катюша», родилась от буквы «К» — таинственного символа военных лет, являвшегося обычной заводской маркой, которой обозначались все секретные изделия воронежского завода имени Коминтерна.

Памятник «Катюше» на территории завода имени Коминтерна





Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Все права защищены. Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2021
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75367 от 01 апреля 2019 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологи и массовых коммуникаций.
Учредители: А.И. Никонов и Е.М. Никонова
Главный редактор: А.И. Никонов
тел.: +7 (473) 255-14-75
e-mail: bravovoronezh@gmail.com
12+
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх