Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже
Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»

Воронеж — родина отечественных аэробусов Ил-86 и Ил-96

Первый советский широкофюзеляжный авиалайнер Ил-86 появился на 10 лет позже американского, в роли которого выступил Boeing-747.

Такое запаздывание возникло отнюдь не из-за слабости отечественной конструкторской мысли и неразвитости авиационной промышленности. Для американских авиаперевозчиков первый широкофюзеляжный самолет был необходим, поскольку американцы к тому времени широко использовали авиатранспорт, как средство передвижения на большие расстояния Советский же Аэрофлот вполне устраивали обычные лайнеры, которые обеспечивали весь диапазон перевозок, как по дальности, так и по пассажиропотокам. Однако вместе с ростом благосостояния советских людей вырос и поток авиапассажиров. Невозможность и далее сжимать интервалы между взлетами (или посадками) в наиболее напряженных аэропортах, потребовали создания в нашей стране, как это ранее произошло в США и Западной Европе, широкофюзеляжных самолетов большей вместимости.

Салон самолета Ил-86

По заказу Аэрофлота в ОКБ им. С.В. Ильюшина был создан проект первого отечественного аэробуса Ил-86 — широкофюзеляжного четырехмоторного двухпалубного самолета с расстановкой кресел на верхней палубе по схеме 3?3-3 с двумя проходами и нижней палубой со стеллажами, предназначавшимися для багажа и грузов. Ил-86 стал первым советским пассажирским лайнером вместимостью до трехсот пятидесяти пассажиров.

В 1974 году началось строительство первых двух опытных самолётов, первый из которых поднялся в воздух 22 декабря 1976 года, а затем в июне 1977 года был продемонстрирован на авиационо-космическом салоне в Париже. К тому времени, принявший участие в создании первых опытных машин, Воронежский авиационный завод приступил к подготовке серийного производства. Созданный совместными усилиями воронежских самолетостроителей и специалистов ОКБ им. С.В. Ильюшина, прототип серийного авиалайнера 25 октября 1977 года поднялся в свой первый пробный полёт.

Первый серийный Ил-86 выходит из ворот сборочного цеха

Шеф-пилот Воронежского авиационного завода, Герой Советского Союза А.И. Вобликов

В апреле 1978 года состоялся первый технический рейс авиалайнера Ил-86 по маршруту Москва-Сочи.

После чего в том же году были выполнены демонстрационные полеты в Ленинград, Ростов-на-Дону, Симферополь и Минеральные воды.

И, наконец, 3 марта 1979 года состоялся испытательный полет первого серийного широкофюзеляжного пассажирского самолета Ил-86, который в небо над Воронежем подняли командир экипажа летчик-испытатель Э. И. Кузнецов и шеф-пилот Воронежского авиационного завода, Герой Советского Союза А.И. Вобликов

В декабре 1980 года получив Сертификат летной годности, самолет Ил-86 26 декабря 1980 года совершил свой первый регулярный рейс по маршруту Москва-Ташкент.

Появление на воздушных трассах 350-местного широкофюзеляжного Ил-86 ознаменовало начало нового этапа в развитии пассажирских перевозок Аэрофлота. Рассчитанный для полетов на наиболее загруженных линиях средней протяженности, самолет выдержал испытание временем и был признан самой надежной машиной среди самолетов отечественной гражданской авиации.

Из 106 эксплуатировавшихся авиалайнеров Ил-86 лишь с четырьмя самолетами произошли аварии. Причем ни в одном из этих случаев техника не была виновата. Три аварийных случая произошли из-за грубейших ошибок экипажа. А четвертая авария и вовсе не имеет никакого отношения к полетно-техническим качествам самолета: стоявший без пассажиров рядом со взлетно-пасадочной полосой, Ил-86 был поврежден крылом падающего Боинга-747.

 

 

Высокую надежность машины и безопасность полета обеспечивала конструкция самолета с многократным резервированием всех его основных систем, а так же самые новейшие на момент создания Ил-86 приборы навигации, которые позволяли самолету выполнять рейсы в любых погодных условиях и в любое время суток. На самой высоте были и летные качества советского аэробуса. В сентябре 1981 года на серийном самолете Ил-86, изготовленном на Воронежском авиационном заводе, экипаж заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Г.Н. Волохова установил 18 мировых рекордов: с коммерческим грузом 35, 40, 50, 60 и 65 тонн самолет развил среднюю скорость 971 км/ч на замкнутом маршруте протяженностью 2000 километров, а с коммерческим грузом от 35 до 80 тонн самолет летел со скоростью около 956 км/ч по замкнутому маршруту протяженностью 1000 километров. Согласно официальному сайту Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО), данные рекорды не были превзойдены в течение 20 лет.

Ил-86 на стапелях Воронежского авиационного завода

Налаженное на Воронежском авиационном заводе, серийное производство первых советских широкофюзеляжных самолётов Ил-86 велось в Воронеже с 1980 по 1997 год (в некоторых источниках вместо 1997-го назван 1993 или 1994 год).

За это время инженерами завода были предложены и внедрены в производство изменения для более 50 элементов конструкции самолета, что позволило снизить его массу на полторы тонны.

Выпуская в среднем 10 самолетов в год, воронежские самолетостроители за все время производства советского аэробуса собрали на заводских стапелях 106 широкофюзеляжных самолетов. При этом четыре машины Ил-86 были в модифицированном виде по специальному заказу министерства обороны.

 

На том и окончилась история первого советского аэробуса, который, помимо признанных достоинств (безопасность, вместимость, оперативность посадки, прекрасное обслуживание и т. п.) имел и определенные недостатки.

 

Двигатель самолета Ил-86

И главным из всех недостатков, безусловно, великолепной машины был двигатель НК-86, выбранный ОКБ им. С.В. Ильюшина для установки на первом советском аэробусе. В конечном счете, они-то и стали главной причиной преждевременного вывода самолета Ил-86 из эксплуатации. Обладая тягой всего в 13 000 кгс, авиадвигатели НК-86 не могли обеспечить огромному самолету достаточную тяговооруженность — из-за вялого разбега и отрыва советского аэробуса от взлетной полосы даже ходила шутка, что Ил-86 взлетает, благодаря кривизне планеты.

Ко всему НК-86 оказались и слишком шумными. Справедливости ради стоит отметить, что в салоне самолета звукоизоляция была хорошей и пассажиры не особенно ощущали на себе шум работающих двигателей. Однако ужесточение международных норм для полетов гражданской авиации по уровню шума автоматически закрыло для Ил-86 большинство аэропортов Европы.

В довершение ко всем неприятностям размеры двигателей НК-86, под которые был произведен расчет планера и шасси Ил-86, сделали невозможной дальнейшую ремоторизациию авиалайнера, что, в конце концов, и повлекло за собой создание нового самолета — Ил-96, которому предстояло стать первым советским дальнемагистральным широкофюзеляжным самолётом.

Дальнемагистральный широкофюзеляжный самолёт Ил-96 взлетает с аэродрома

Будучи авиалайнером экстра-класса, Ил-86 оставался среднемагистральной машиной, и летать на дальние расстояния советским людям приходилось на морально устаревшем Ил-62. А потому появление дальнемагистрального самолета Ил-96 везде – и в первую очередь в «Аэрофлоте» — ожидалось с нетерпением. Эта модификация советского аэробуса превзошла все предыдущие показатели Ил-86 — способный с максимальным комфортом перевозить 430 пассажиров на расстояния до 12 тысяч километров, Ил-96 стал «самолетом-мечтой» авиапрома.

Пассажирский салон самолёта Ил-96

Сборка самолетов Ил-96 на стапелях завода ВАСО

Серийное производство отечественного аэробуса второго поколения так же началось на Воронежском авиационном заводе.

Созданный в ОКБ им. С.В. Ильюшина при непосредственном участии воронежских самолетостроителей, опытный образец самолета Ил-96 впервые поднялся в небо 28 сентября 1988 года.

А в 1993 году (одновременно с началом эксплуатации) серийные самолеты Ил-96 начали сходить со стапелей Воронежского авиазавода, который в том же году, пройдя через процесс акционирования, получил наименование ОАО «Воронежское акционерное самолётостроительное общество» или короче — ВАСО.

Однако серийное производство отечественных дальнемагистральных широкофюзеляжных самолётов Ил-96 пришлось на драматическое для авиапрома время. Новый аэробус так и не стал массовым отечественным самолетом, а эту нишу на российском рынке в начале 2000-х годов окончательно заняли бывшие в употребление авиалайнеры Airbus А310, Boeing 747, Boeing 767, возраст которых на момент покупки часто составлял 10-20 лет. Поэтому за все время производства самолета Ил-96 в Воронеже было построено всего лишь 28 машин, из общего числа которых 1 января 2017 года в эксплуатации находилось лишь 15 самолётов. Из них — 4 лайнера в версии Ил-96-300 эксплуатирует кубинская национальная авиакомпания Cubana de Aviacion (один из них находится на хранении).

Ил-96 авиакомпания Cubana de Aviacion приземляется на аэродром ВАСО

Самое большое количество машин, изготовленных на стапелях ВАСО, находятся в составе Специального летного отряда «Россия», подчиненного Управлению делами президента РФ — четыре самолеты Ил-96-300 и четыре Ил-96-300ПУ — значительно модифицированный вариант пассажирского Ил-96, в названии которого буквы «ПУ» означают «пункт управления».

«Летающий Кремль» — президентский самолет Ил-96-300ПУ

В новейшей истории России президенты использовали четыре таких самолёта. Числящиеся как «Борт №?1» и представляет собой модифицированный вариант пассажирского Ил-96 со значительными изменениями для повышения комфорта и безопасности, президентские самолеты по лётно-техническим характеристикам ничем не отличаются от базовой версии Ил-96, кроме увеличенной дальности за счёт некоторых доработок. Внешне самолёт также не имеет отличий от базового варианта, за исключением характерного жёлоба в верхней части фюзеляжа.

Салон президентского самолета Ил-96-300ПУ

Первый такой Ил-96-300ПУ (RA-96012) с установленной на нем спецаппаратурой связи, позволяющей вести конфиденциальные переговоры и управлять ядерными силами страны, и оснащенный противоракетными лазерными системами, был собран в Воронеже в 1995 году для президента РФ Б.Н. Ельцина

Президент РФ Б.Н. Ельцин на борту самолета Ил-96-300ПУ

Второй Ил-96-300ПУ (б/н 96016), изготовленный специально для президента РФ В. В. Путина, поднялся в воздух с аэродрома ВАСО 21 апреля 2003 года.

Президент РФ В. В. Путин на трапе самолета Ил-96-300ПУ

В 2010 году президент РФ Д.А. Медведев заявил, что хочет расширить авиапарк президентских самолётов за счёт ещё двух таких моделей, построенных на Воронежском авиастроительном объединении. Первый из них (RA-96020) был передан спецавиаотряду в декабре 2012 года, а второй (RA-96021) СЛО «Россия» получила от воронежский самолетостроителей 30 января 2014 года.


25 апреля 2013 года был заключён госконтракт с ВАСО на поставку ещё одного, пятого президентского самолёта Ил-96-300ПУ(М1), который впервые взлетел в небо над Воронежем в ноябре 2015 года.
И той же осенью 2015 года согласно тендеру Объединенной авиастроительной корпораций (ОАК), входящее в него ВАСО получило заказ на два Ил-96-300 ПУ (М1), с поставкой самолётов в 2017—2018 году.

Ил-96-300 на летно-испытательной станции ВАСО

Герой России летчик-испытатель А. Н. Кнышов

Тот факт, что Ил-96 является президентским самолетом лишь подтверждает истину, известную всем российским летчикам: Ил-96 – лучшая в мире машина своего класса: «Если сравнить два магистральных самолета — Боинг-767 и Ил-96?300, то американец при двух двигателях везет 200 пассажиров и расходует 6 тонн топлива. Ил-96 берет на борт 300 пассажиров и 15 тонн груза при расходе всего 7 тонн. Поделите тонны на километры — и вам все станет ясно…- так оценивает самолет Герой России летчик-испытатель А. Н. Кнышов, которому в качестве командира экипажа пришлось испытывать самолеты Ил-96 различных модификаций, а потом пройти и стажировку в США на американских аэробусах подобного типа. — Когда в 1990-х годах я прилетел на Ил-96 в Штаты и у меня в баках осталось топлива еще на три часа полета, американцы страшно удивились. Представитель их авиавластей тогда прямо заявил: по некоторым позициям данный тип самолета является для нас недостижимым…»

Причины тому, почему лучший в мире российский дальнемагистральный самолет Ил-96 проиграл в конкурентной борьбе, посвященные люди видят в большой политике и в еще больших деньгах, которые вложены в зарубежное производство аэробусов. В мире сейчас имеются только три производителя, способных выпускать широкофюзеляжные лайнеры — американский Boeing, европейский Airbus и российский Ил. И евроатлантической дуополии совсем ни к чему конкурент в лице нашей страны. Вот что писала в начале 1992 года газета «The New York Times»: «…политика администрации США направлена на то, чтобы довести русскую аэрокосмическую и военную промышленность до столь низкого уровня, находясь на котором, она уже никогда в будущем не могла бы представлять угрозы США!».

Дальнемагистральные широкофюзеляжные самолёты Ил-96 и В-747 на стоянке

В 2010 году опытнейший пилот «Аэрофлота», налетавший свыше 20 тысяч часов, командир экипажа Ил-96 Владимир Сальников рассказывал, что компания «Эрбас» в контракте на продажу самолётов прямо указывает: посредник получает 10 процентов от суммы сделки. Корпорация «Боинг», ничуть не стесняясь, сообщает, что в 2009 году потратила 72 миллиона долларов на подкуп чиновников в СНГ. И если, например, «Аэрофлот» вместо Ил-96 приобретает несколько «Боингов» или «Эрбасов» на миллиард долларов, 100 миллионов из них сразу разойдутся по карманам нужных людей.

 

Воронежский Самолетостроительный Завод

Казалось бы на этом можно было бы поставить жирную точку в истории отечественного аэробуса. Однако, не желая признать поражение, ОКБ им. С.В. Ильюшина выпустила самолет Ил-96-400 — новую модификацию пассажирского лайнера, вмещающего уже не 300, а 435 пассажиров. И ко всему та машина имела двойное назначение — возможность эксплуатироваться как в гражданской авиации, так и в военной.

Ил-96 400Т на летно-испытательной станции ВАСО

В 2007 году на заводе ВАСО был собран первый из четырех самолётов новый серии Ил-96 – его грузовой вариант Ил-96-400. В этом виде машиной заинтересовалось Министерство обороны РФ, заказавшего на ее основе изготовление пробной партии из двух первых» Ил-96-400Т, способных перевозить свыше 65 тонн топлива на удалении до 3,5 тысяч километров. Далее, в случае успешной эксплуатации, рассматривается возможность закупки около 30 самолётов данной модификации. В течение 10 лет это новый «стратегический топливозаправщик» должен будет заменить устаревшие топливозаправщики Ил-78М. В Минобороны России также имеются планы на приобретения до 2024 года еще и 14 пассажирских Ил-96?300.

Ил-96-400Т в полете

Таким образом, у этого прекрасного, но невостребованного отечественными авиаперевозчиками авиалайнера появился шанс на возрождение. И он, судя по всему, будет реализован. Однако «возрожденный» Ил-96 окажется уже не гражданской, а военной машиной.

Дозаправка ракетоносца Ту-160 в воздухе





Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Все права защищены. Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2021
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75367 от 01 апреля 2019 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологи и массовых коммуникаций.
Учредители: А.И. Никонов и Е.М. Никонова
Главный редактор: А.И. Никонов (автор-исполнитель проекта)
тел.: +7 (473) 255-14-75
e-mail: bravo-voronezh@yandex.ru
12+
Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх