Притяжение земли - самая большая сила нашего мира. Используем её во благо Воронежского края!
Земляки и все, кто ими себя ощущает, присоединяйтесь к сообществу «Браво, Воронеж! Виват, Россия!»
С Малой Родины начинается Большая страна...

Воронеж — родина мостов, перекрывающих крупнейшие реки Евразии

Образно именуемые журналистами «воронежскими мостами», они перекрывают крупнейшие реки Евразии — Амур, Ангару, Енисей, Волгу, Даугаву, Днепр и Иртыш, и в течение многих лет работают в странах бывшего СССР – в Армении, Белоруссии, Латвии и на Украине, а так же в странах Африки, во Вьетнаме, Египте, Лаосе, Турции и Финляндии.

Керченский мост с высоты птичьего полета

Однако, разрушая этот сложившийся литературный образ, необходимо уточнить, что «мосты из Воронежа» — это железнодорожные, автодорожные, городские и пешеходные мостовые переходы, которые собраны из стальных мостовых конструкций, изготовленных на Воронежском мостовом заводе – одном из самых известнейших предприятий мостостроительного комплекса России, акционированном в 1992 году и нареченном ЗАО «Воронежстальмост».За всю свою многолетнюю историю выпустившее более 2 миллионов тонн мостовых конструкций, ЗАО «Воронежстальмост» начиналось с решения Государственного Комитета Обороны о создании в Воронеже профильного мостового завода. Создание нового завода было обусловлено тем обстоятельством, что в ходе боев и при отступлении гитлеровских войск с территории СССР почти вся мостовая инфраструктура была повреждена или полностью уничтожена.

В декабре 1948 года воронежскими мостовиками была отгружена первая продукция – пролетные строения для небольшого железнодорожного моста через реку Чир на Сталинградской железной дороге.

 

В конце 1950-х – начале 1960-х годов предприятием были изготовлены пролетные строения для больших железнодорожных мостов через реки Волгу у города Свияжска, Днепр у Черкасс, Енисей у Абакана, Обь у Камня, Южный Буг в Николаеве и крупнейшего для того времени моста через Северную Двину в Архангельске (для стационарных пролетов – 2×176 м, для разводного пролета – 88 м).

Мост через Северную Двину в Архангельске

Первоначально мостовые конструкции, изготавливаемые на заводе, были сделаны по технологии клепки. Но, в середине 1960-х годов перейдя от клепаных соединений к сварным и болтовым конструкциям, Воронежский мостовой завод в 1964—1965 годах изготовил железнодорожные и автодорожные пролетные строения самого северного в стране моста в городе Норильске, а в 1968 году – арочное пролетное строение моста через реку Катунь в Алтайском крае.

Автодорожный мост в Норильске

С 1968 года воронежские мостовики поставляли пролетные строения для мостов через реки Иртыш и Обь на железнодорожной линии Тюмень-Тобольск-Сургут. Важным этапом в освоении сварных конструкций из низколегированных сталей стали мосты через канал им. Москвы у города Химки Московской области и через реку Томь в Томске.

Мост через реку Томь в Томске

Начиная с 1972 года, Воронежский мостовой завод главным направлением работы предприятия стало строительство Байкало-Амурской магистрали. За 10 лет БАМовской эпопеи из Воронежа в Сибирь и на Дальний Восток было отправлено десятки тысяч тонн стальных конструкций, из которых были построены многопролетные мосты, соединивших берега сибирских рек Аргунь, Витим, Кунемра, Селемджа и Зея, а так же перекрывших десятки малых речек и ущелий.

Западные ворота БАМа — железнодорожный мост через реку Лену близ города Усть-Кут

Символично, что из трех воронежских пролетных строений построен один из первых бамовских мостов, так называемые, «западные ворота БАМа» — ныне имеющий статус памятника, железнодорожный мост через реку Лену близ города Усть-Кут.

«Воронежскими» с полным правом можно именовать и восточные ворота легендарной железнодорожной магистрали – совмещённый мостовой переход через реку Амур возле города Комсомольск-на-Амуре. Представляющий технически сложное многопролетное сооружение с раздельным железнодорожным однопутным и двухполосным автомобильным движением, мост входит в число крупнейших мостов России. Его полная длина составляет 1 435 метров.

Восточные ворота БАМа — железнодорожный мост через реку Амур возле Комсомольск-на-Амуре

А всего в Воронеже было изготовлено 80 процентов металлоконструкций, послуживших первоосновой мостам Байкало-Амурской магистрали. Итогом этого трудового подвига воронежских мостовиков стал Орден Трудового Красного Знамени, которым мостовой завод был награжден в 1984 году.

Сборочный цех завода «Воронежстальмост»

Мост «Тханг-Лонг» через реку Красную в городе Ханой (Вьетнам)

В том же году в столице Вьетнама завершилось строительство 1,5-километрового многофункционального моста с громким именем имя «Тханг-Лонг» («Взлетающий дракон») через реку Красная, который был возведен из стальных конструкций, поставленных воронежскими мостовиками и стал символ вьетнамско-советской дружбы.
Мост «Тханг-Лонг» был выстроен в двух уровнях: верхний (длиной более 3.1 км) предназначался для автомобилей, а нижний (длиной более 5 км) — для поездов. Общая протяжённость моста составляла приблизительно 10.7 километров, что сделало его самым длинным в ту пору мостом во Вьетнаме.

 

В 1980-е годы, поставив стальные конструкции для строительства нескольких городских мостов через Волгу в Астрахани и Казани, Ока в Нижнем Новгороде, Ангару в Иркутске, Енисей в Красноярске и еще нескольких мостовых переходов, воронежские мостовики приняли участие в строительстве одних из первых и крупнейших в СССР вантовых мостов.

Московский мост через Днепр в Киеве

В начале декабря 1976 году было открыто движение по уникальному 6-километровому Московском (Северному) автодорожному мосту через Днепр в Киеве, построенного из стальных конструкций, изготовленных Воронежским мостовым заводом. Соединяющий микрорайон Троещина с правым берегом, он и поныне играет важнейшую роль в транспортной инфраструктуре украинской столицы, а потому в народе зовется «дорогой жизни».

Московский мост через Днепр в Киеве

В ноябре 1979 года состоялось открытие Октябрьского автомобильного моста через реку Шексну в Череповце. Собранный из воронежских металлоконструкций, он является первым вантовым мостом, построенным на территории России.

Октябрьский мост через Шексну в Череповце

Третий вантовый мост, построенный из стальных конструкций с маркой «Сделано в Воронеже», был переброшен через реку Даугава в столице Латвии городе Риге. Открытый для автомобильного движения в 1981 году, он в советское время звался Горьковским мостом, а потом, переименованный в национальной манере, стал называться Южным мостом (латыш. Dienvidu tilts)
Vansu tilts. На момент открытия рижский мост обладал самым длинным вантовым пролётом в СССР (312 метров), и был восьмым по длине в Европе.

Южный мост через Даугаву в Риге

Мост через ущелье Раздан в Армении

 

В историю Воронежского мостового завода, как и всей страны, некогда именовавшейся СССР, вписан мост через ущелье Раздан на строящейся в Армении железной дороге, конструкции которого устояли во время сильнейшее землетрясения в Спитаке в 1988 году.

 

 

 

 

 

 

 

Построенный из воронежских стальных мостовых конструкций, Южный мостовой переход через Днепр – самый молодой в Киеве. Имеющий длину 1265 метров с пролетом для речного транспорта составляющим 271 метр, мост является сложным инженерным сооружением, которое совмещает на одном уровне линию метрополитена и автомобильное движение. Открытый для движения в 1990 году, Южный мостовой переход считался самым современным мостом СССР Именно поэтому при открытии моста первый секретарь ЦК КПУ Щербицкий назвал мост «Гордостью Украины и Киева»

Гордость Украины и Киева — Южный мост через Днепр

В полную мощность работая на мостостроительный комплекс СССР, Воронежский мостовой завод в 1962 году впервые вышел на внешние рынки страны. Начав с поставки мостовых конструкций для Афганистана и Асуанской плотины в Египте, воронежские мостовики обеспечили стальными конструкциями строительство мостов в Сирии, Мали, Гвинеи, Вьетнаме, Мадагаскаре, Непале, Сомали, Лаосе и Израиле.

Плотина Асуанской ГЭС в Египте

С распадом СССР и наступившим экономическим спадом заказы на новые мостовые конструкции со стороны внутренних потребителей сильно упали. Руководству предприятия пришлось срочно менять маркетинговую стратегию, искать надежных и платежеспособных заказчиков за рубежом. И таковые были найдены. В 1991—1992 годах в цехах Воронежского мостового завода были изготовлены элементы нескольких мостов в Финляндии, в 1993 году – конструкции большого моста через ущелье Чубук на окружной дороге вокруг Анкары в Турции.

Сборочный цех ЗАО «Воронежстальмост»

В период приватизационной компании изменивший свою организационно-правовую форму и ставший закрытым акционерным обществом, завод «Воронежстальмост» в середине 1990-х годов получил несколько крупных заказов от правительства города Москвы. Для московских мостостроителей, занимавшихся реконструкцией МКАД, воронежские мостовики изготовили пролетные строения 5 больших путепроводов и транспортных развязок, а так же пролетные строения нового моста через реку Москва у села Беседа.

В середине 1994 года в Москве был открыт один из самых известных пешеходных мостов через Водоотводный канал. Не составивший особой сложности для воронежских мостовиков, изготовивших из высокопрочной стали конструкции этого однопролётного строения, он был выстроен как составная часть архитектурно-художественного ансамбля Государственной Третьяковской галереи, а потому официально (в соответствии с титулом ГБУ «Гормост») называется «Третьяковским». Однако москвичи меж собой именуют его Лужковым мостом, отдавая дань памяти бывшему московскому градоначальнику, в бытность которого появился этот пешеходный мостовой переход.

Третьяковский (Лужковский) пешеходный мост

Этапным для завода «Воронежстальмост» стало двухуровневое пролетное строение двухсотметрового торгово-пешеходного комплекса «Москва-Сити», изготовленное в Воронеже по заказу и проекту итальянской компании «Кодест Инжиниринг». Названный именем полководца Багратиона, он был открыт в 1997 году — в год 850-летия Москвы – и сразу же стал одним из узнаваемых символов столицы России.

Торгово-пешеходный мост «Багратион» через реку Москва

В апреле 1998 года воронежские мостовики закончили поставку пролётных строений Бережковского моста, а так же металлоконструкций для мостов третьего кольца в Москве, первым из которых была собрана эстакада через проспект Мира у Рижского вокзала.

Строительство эстакады через проспект Мира у Рижского вокзала (г. Москва)

А осенью 1998 года в Воронеже были изготовлены первые пролёты двухъярусного, совмещенного с автомобильным, Лужниковского метромоста, соединяющего московские Лужники и Воробьёвы горы. Открытый в январе 1959 года, мост быстро пришёл в негодность, и в с 1998 по 2002 год был фактически выстроен заново из новых металлоконструкций с использованием сохранившихся несущих арок и русловых опор.

Лужниковский метромост в Москве

Начало третьего тысячелетия для воронежских мостовиков было связано с выполнением серии заказов для «северной столицы» России – Санкт-Петербурга.
Отправленные в Санкт-Петербург в 2000 году, первые стальные мостовые конструкции из Воронежа были использованы для реконструкции семипролетного моста Александра Невского (Старо-Невского моста). Перекрывающий Неву, он с момента постройки в 1965 году и вплоть до 2004 года (открытие Большого Обуховского моста) являлся самым длинным мостом в городе.

Мост Александра Невского через Неву в Санкт-Петербурге

На следующий год воронежские мостовые конструкции послужили основой для реконструкции проезжей части одного из красивейших петербургских мостов — Троицкого (бывшего Кировского) моста, который открылся 29 мая 2003 года, в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга

Троицкий мост через Неву в Санкт-Петербурге

Самой крупной работой воронежских мостовиков для Санкт-Петербурга стало изготовление металлоконструкций для Большого Обуховского моста — первого неразводного вантового моста через Неву с судоходным пролётом длиной 382 метра.

Большой Обуховский мост через Неву в Санкт-Петербурге

Являющийся одним из самых длинных в России (полная длина мостового перехода 2884 метра), Большой Обуховский мост фактически представляет из себя два одинаковых моста с противоположным направлением движения по ним, объединенных общим названием: расположенный выше по течению Невы (южный) — для езды в восточном направлении, ниже по течению (северный) — для езды в западном направлении.
Открытие первой очереди моста состоялось 15 декабря 2004 года. А 19 октября 2007 года был торжественно открыт мост-«близнец» — вторая очередь Большого Обуховского моста, по которому с января 2008 года было организовано двустороннее четырёхполосное движение.

Большой Обуховский мост через Неву в Санкт-Петербурге

Большую и напряженную работу проделали воронежские мостовики, изготавливая стальные конструкции сразу для двух мостов через реку Дон в южной столице России — Ростове-на-Дону.
В рекордные сроки за три года совместными усилиями воронежских и ростовских мостостроителей был возведен один из самых длинных в России мостов – Темерицкий автодорожный шестиполосный мостовой переход длинной 2255 метров. Носивший проектное наименование «мост в створе проспекта Сиверса», он и после завершения строительства в 2010 году продолжает именоваться вопреки официальному названию – Сиверским. Обеспечивая выезд на трассу «Дон», по которой движение направляется в сторону Ставрополя и Краснодара, мост является важнейшей транспортной артерией столицы Южного федерального округа.

Темерицкий (Сиверский) мостовой переход через Дон в Ростове-на-Дону

К числу стратегически важных мостовых переходов можно отнести и автодорожный Аксайский мост в Ростове-на-Дону, названный по имени реки Аксай, впадающей в Дон правым притоком. По сути, это комплекс из двух отдельных мостовых сооружений с пятью полосами движения: две полосы – на старом и три – на новом мостовом переходе, достроенном в 2014 году из металлоконструкций, поставленных заводом «Воронежстальмост».

Аксайский мост через Дон в Ростове-на-Дону

Еще одним проектом, ставшим визитной карточкой акционерного общества «Воронежстальмост», из металлоконструкций которого в разные годы на Волге было построено 11 мостовых переходов, стал 12 волжский мост – уникальный совмещенный двухъярусный балочный мост через Волгу в районе Куйбышевского водохранилища в Ульяновске. Введенный в эксплуатацию в 2009 году, он с перерывами строился 23 года по уникальной технологии из решетчатых ферм длиной 220 метров и весом более 4 тысяч тонн каждая, которые поставлялись ульяновским мостостроителям из Воронежа. При этом общий вес воронежских металлоконструкций составил 100 тысяч тонн.

Строительство мостового перехода через Волгу в Ульяновске

Соединяющий правобережную и левобережную части города Ульяновска и Ульяновской области, это второй по протяженности мостовой переход в Европе. При длине моста 5 825 метров, общая длина мостового перехода составляет 12 970 метров.
Мост был назван Президентским во ознаменовании того, что в официальной церемонии открытия первой очереди мостового перехода, которая состоялось 24 ноября 2009 года, приняли участие Президент Азербайджана Ильхам Алиев и Президент России Дмитрий Медведев, которым было отмечено, что мост «связывает части нашей огромной страны – Европу с Уралом и Сибирью. Это беспрецедентный мост. Столь длинное сооружение показывает и масштаб нашей страны, и те непростые задачи, которые мы с трудом, но решаем».

Президентский мост через Волгу в Ульяновске

В первом десятилетии XXI века воронежскими мостовиками были изготовлены металлокоснтрукции для двух метромостов.
В 2009 году первые поезда пошли по Митинскому (Мякининскому) метромосту, соединившему два субъекта Российской Федерации – расположенную на Арбатско — Покровской линии в Москве, станцию «Волоколамская» и станцию «Мякининскую», находящуюся на территории Московской области.

Митинский (Мякининский) метромост в Москве

А в 2012 году в эксплуатацию был введен Нижегородский метромост — совмещённый мостовой переход через Оку в черте Нижнего Новгорода, в верхнем ярусе которого находится автодорога с двумя полосами в обоих направлениях, а в нижнем проложены пути для поездов Нижегородского метро перегона «Московская» — «Горьковская».

Совмещённый мостовой переход через Оку в черте Нижнего Новгорода

Не обошлось без воронежских мостовых конструкций и при строительстве олимпийских объектов в Сочи, в числе которых были и несколько железнодорожных мостов на дороге Адлер-Альпика Сервис и автодорожный трехпролетный вантовый мост с центральным пролетом длинной 300 метров.

Вантовый мост на 25 километре дороги Адлер-Альпика Сервис

Одним из крупнейших проектов, реализованных акционерным обществом «Воронежстальмост» за последние годы, можно назвать Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге. Это автодорога протяжённостью 46,6 километром, больше полвины которой составляют искусственные сооружения (эстакады, мосты, путепроводы и тоннели). Трасса проходит вдоль выходящей на Финский залив западной части Санкт-Петербурга, связывая Большой морской порт Санкт-Петербурга и основные транспортные комплексы города с Кольцевой автомобильной дорогой Санкт-Петербурга и выходами в страны Балтии, Скандинавии и регионы России.

Строительство Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге

И, наконец, начиная с мая 2016 года, акционерное общество «Воронежстальмост» приступило к изготовлению и поставке первых 20 тысяч тонн металлоконструкций для строящегося 19-километрового моста через Керченский пролив.

Отправка элементов Керческого моста из Воронежа

Воронежских мостовиков привлекли к участию в одной из самых амбициозных строек XXI века в числе четырёх самых известных российских мостовых заводов.

Установка арки Керченского моста на фарватере

Помимо изготовления стальных элементов мостов, акционерное общество «Воронежстальмост» на протяжении всей истории завода выпускало фермы, перекрытия, колонны и другие строительные металлоконструкции для стадионов, вокзалов, административных зданий, торговых центров и объектов атомной энергетики.

Здание СЭВ в Москве

Воронежскими мостовиками были изготовлены стальные конструкции для каркаса здания СЭВ, ныне занимаемого правительством Москвы, перекрытия внутреннего двора Казанского вокзала московской железной дороги, несущие конструкции нового железнодорожного вокзала в Адлере, а так же стальные элементы ряда других известнейших объектов, среди которых отдельно выделяется не самый большой для завода, но один из самых знаковых — заказ на изготовление стальной эстакады для храма Христа Спасителя в Москве.

Храм Христа Спасителя в Москве

За всю свою многолетнюю историю выпустив около 2 миллионов тонн мостовых конструкций, ЗАО «Воронежстальмост» не осталось в стороне и от строительства мостов на воронежской земле.
Два моста больших автодорожных мостовых переходов через Дон (в окрестностях Верхнего Мамона и в районе Нововоронежа) целиком изготовлены из воронежских стальных конструкций.

Мост через Дон в окрестностях Верхнего Мамона

И так же стальные элементы с маркой «Воронежстальмост» положены на опоры старого Чернавского моста, который был и после реконструкции остался одним из символов Воронежа – строением сугубо функционального назначения, являющимся украшением города и одной из его визитных карточек.

Чернавский мост в Воронеже





Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Все права защищены. Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2021
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75367 от 01 апреля 2019 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологи и массовых коммуникаций.
Учредители: А.И. Никонов и Е.М. Никонова
Главный редактор: А.И. Никонов
тел.: +7 (473) 255-14-75
e-mail: bravovoronezh@gmail.com
12+
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх