Притяжение земли - самая большая сила нашего мира. Используем её во благо Отечества!
Земляки и все, кто ими себя ощущает, присоединяйтесь к сообществу «Браво, Воронеж! Виват, Россия!»
Большая Страна начинается с Малой Родины... (автор-исполнитель проекта Александр НИКОНОВ)

Воронеж — колыбель дальней бомбардировочной авиации

23 декабря в России отмечается как День дальней авиации Военно-воздушных сил Российской Федерации. У ее истоков стоит ближайший сподвижник конструктора И. И. Сикорского по авиастроению Михаил Владимирович Шидловский, который родился 20 июля 1856 года в семье выходцев из шляхетского рода Шидловских, проживавших в своем имении в селе Новохуторное Воронежской губернии (ныне Красногвардейского района Белгородской области).

Генерал-майор М. В. Шидловский

М.В. Шидловский и И.И. Сикорский на испытания самолета «Илья Муромец»

Начав свою карьеру в качестве морского офицера, М.В. Шидловский был избран председателем Правления Акционерного общества Русско-Балтийского вагонного завода и какое-то время руководил производством первых русских автомобилей, известных под названием «Руссо-Балт».

В 1912 году открыл отделение завода в Петербурге. В августе 1913 года на отделении завода, открытом в Петербурге, начались работы по созданию тяжёлого четырёхмоторного самолёта «С-22» конструкции И. И. Сикорского с символическим названием «Илья Муромец».

И в декабре 1913 года первый в мире тяжелый бомбардировщик впервые поднялся в воздух.

Воздушный корабль С-22 «Илья Муромец»

В процессе летных испытаний поняв неэффективность одиночного использования воздушных кораблей в военных действиях, М.В. Шидловский обратился с рапортом к императору Николаю II, предложив собрать самолеты в одно подразделение по примеру эскадры морских кораблей. В результате этого рапорта 23 декабря 1914 году было сформировано первое в мире соединение дальней авиации — эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец» в составе 10 боевых и 2 учебных машин, командовать которым был назначен М.В. Шидловский с присвоением ему звания генерал-майора. А с 1999 года этот исторический день 23 декабря отмечается как День дальней авиации Военно-воздушных сил Российской Федерации.

Погрузка бекомлпекта на воздушный корабль «Илья Муромец»

Впервые эскадра под командованием первого русского генерала от авиации была использована в бою 15 февраля 1915 года, когда воздушные корабли поднялись с базы в Jablonna (Польша) и нанесли бомбовый удар по германской военной базе в Восточной Пруссии. С этого времени и до революции ноября 1917 года, эскадра М.В. Шидловского нанесла более 400 ударов по Германии и региону Балтики.

Воздушный корабль С-22 «Илья Муромец»

К 1917 году И. И. Сикорский создал проект нового, еще более мощного самолет «типа Ж». Планировалось построить до 120 таких тяжелых бомбардировщиков. Но произошла Февральская революция, и начался постепенный развал уникальной структуры эскадры. М.В. Шидловский был объявлен монархистом и снят с должности. Эскадру сначала лишили исключительности, а через некоторое время вообще предложили расформировать.

В сентябре 1917 года германские войска вплотную подошли к Виннице, где в то время дислоцировалась эскадра воздушных кораблей. При отступлении все самолеты были сожжены, дабы они не достались врагу.

Советский плакат начала 1920 годов

По окончании Гражданской войны победившие большевики, которые имели планы «разжечь всемирный пожар революции», взялись за восстановление дальнебомбардировочной авиации, как одного из инструментов планируемого экспорта революции. Одновременно с закупкой самолетов за границей, большевистские лидеры Советской России нацелили советских авиаконструкторов на создание собственного дальнего бомбардировщика, разработка которого началась в ноябре 1924 года. И уже осенью следующего года первый в мире цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик ТБ-1, имевший заводскую маркировку «АНТ-4», впервые поднялся в подмосковное небо.

ТБ-1 в полете

 

 

 

 

 

Летом 1928 года бомбардировщик ТБ-1 был официально принят на вооружение, причем уже стартовый заказ составлял несколько сотен машин. Однако из-за технических проблем серийное производство началось только летом следующего года.
А осенью того же 1929 года, перейдя на новый уровень организации подразделений, командование ВВС РККА приступило в Воронеже к формированию первой авиабригады нового типа с присвоением ей номера 11 и имени Промкооперации, первым командиром которой стал участник бывший капитан царской армии, а затем начальник 41-й стрелковой дивизии РККА Александр Маркович Осадчий. Выбор места базирования 11-ой авиабригады был не случаен: бомбардировщик ТБ-1 планировали производить на местном авиазаводе, решение об организации которого было принято в апреле 1929 года на XVI партийной конференции, утвердившей первый пятилетний план развития СССР.

Звено из двух самолетов-истребителей в составе ТБ-1 на стоянке

К тому времени Воронеж уже был административным центром огромной Центрально-Чернозёмной области, куда вместе с Воронежской вошли Курская, Орловская и Тамбовская губернии. И, начавшемуся в 1930 году, строительству Воронежского авиационного завода, приказом Наркомвоенпрома впредь именуемого «Авиационным заводом №18», сопутствовали новостройки еще нескольких воронежских предприятий стратегического значения — завода «Синтез-каучук 2», «Электросигнала» и шинного завода, которым было суждено напрямую или косвенно работать на военную авиацию страны.

На стройке Первой пятилетки

Одновременно с тем строился крупный даже по нынешним меркам Воронежский авиационный узел, состоявший из двух больших («А» и «Б») и малого («Пятачок») военных аэродромов, размещавшихся соответственно на перекрестке нынешних улиц Космонавтов и Ворошилова, а так же на юго-западной окраине города в районе современной улицы Хользунова, где впоследствии находился воронежский аэропорт. Помимо этого под Воронежем были размещены полигон для бомбометания и стрельб, запасные площадки и летное поле ОСОАВИАХИМа. И, наконец, несколько позже к Воронежскому авиаузлу добавился аэродром завода № 18, оборудованный бетонной взлетно-посадочной полосой.

Военный аэродром в 1930-е годы

Чтобы понять масштабы авиационного оборонного строительства в наших краях, достаточно просто перечислить авиационные воинские части и подразделения, которые, относясь к Московскому Военному округу, в 1930-х годах базировались на аэродромах Воронежа и других городов Центрально-Черноземной области: 11-я тяжелобомбардировочная бригада, 35-я разведывательная эскадрилья, 54-я штурмовая эскадрилья, 28-й авиаотряд, 29-й отдельный авиаотряд, 98-ой авиаотряд, 30-й авиапарк, 40-й авиапарк, 2-я военная школа летчиков (г. Борисоглебск), 2-я авиашкола (г. Тамбов), 10-я авиашкола и «секретная» авиашкола в Липецке.

Тяжелые бомбардировщики ТБ-1 на стоянке

В марте 1930 года председатель ВЦИК М.И.Калинин торжественно передал военным летчикам Воронежской 11-ой авиабригады имени Промкооперации первые советские тяжёлые бомбардировщики ТБ-1, которые первыми приняли участие в первомайском параде в Москве, 1 мая 1930 года пролетев над Красной площадью в парадном строю.

Тяжелый бомбардировщик ТБ-1 (АНТ-4) буксирует планеры

Созданная первой в СССР, 11-я авиабригада стала школой практического обучения и совершенствования мастерства летного и технического состава. В начале тридцатых годов в ней проходил службу один из первых Героев Советского Союза, командир эскадрильи бомбардировщиков в войсках республиканской Испании, а впоследствии командующий Первой авиационной армией Особого назначения генерал В.С. Хользунов. В те же самые годы в бригаде начинали свой боевой путь будущий командир 8-го авиационного корпуса дальнего действия, генерал-лейтенант авиации Н.Н. Буянский и будущий командир 18-ой гвардейской бомбардировочной авиационной Орловско-Будапештской дивизии, генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза В.Г. Тихонов.

Катастрофа самолета ТБ-1

С историей воронежской 11-ой авиабригады имени Промкооперации связан первый в СССР групповой прыжок с парашютами и высадка с парашютами первого в нашей стране военно-воздушного десанта. Чему, к сожалению, предшествовали трагические события.

 

В июле 1930 года в районе Саратова разбился совершенно новый самолёт ТБ-1, на борту которого вместе с экипажем находились комбриг А. М. Осадчий, командир авиаотряда С. М. Сивоглазов и командир эскадрильи П. В. Столяров. Все они имели с собой парашюты, но не воспользовались ими.

 

 

Захоронения в парке «Орленок»

Выброска первого воздушного десанта 2 августа 1930 года

 

После похорон погибших, которых с воинскими почестями предали земле на бывшем кадетском плацу, где ныне разместился парк «Орлёнок», у военных лётчиков, и не только воронежских, начали рождаться мысли о роковой неизбежности аварий.

И дабы преодолеть эти упаднические настроения, было решено с целью демонстрации высокой надежности парашютов провести в Воронеже на базе 53-й эскадрильи 11-й авиабригады первый учебно-тренировочный сбор по прыжкам с парашютом.

В ходе тех сборов летчиками 11-й авиабригады с 26 по 29 июля было выполнено 59 учебно-тренировочных прыжков с парашютом.

 

А затем 2 августа 12 добровольцев во главе с инструктором Л. Г. Миновым впервые в истории страны с помощью парашютов произвели групповое десантирование с оружием. И тот исторический день отныне празднуется как День рождения воздушно-десантных войск России.

Воздушный десант загружается в самолет

 

В августе-сентябре 1931 года воздушно-десантная операция намного большего масштаба повторилась на маневрах Красной армии на Украине, в которых опять же приняли участие военлеты 11-й авиабригады.

При этом самолеты ТБ-1 применялись как в качестве дневных и ночных бомбардировщиков, так и дальних разведчиков и военно-транспортных самолетов.

15 августа десант парашютистов «захватил» аэродром условного противника, на который после этого начали приземляться самолеты с пехотой на борту.

 

Меж тем, строительство завода № 18 в Воронеже закончилось в рекордно короткие сроки. И в марте 1932 предприятие было введено в строй, однажды и навсегда став крупной частью авиационно-промышленного комплекса страны, ориентированного на создание тяжёлобомбардировочной авиации.

Сталин лично осматривает бомбардировщик ТБ-3

Уже в апреле этого года, как только был сдан в эксплуатацию первый производственный корпус, на заводе началось производство первых деталей для нового тяжелого бомбардировщика ТБ-3 конструктора Туполева, известного по заводской маркировке как АНТ-6.

К тому времени в составе ВВС РККА находились уже 155 бомбардировщиков ТБ-1. И эту мощь советской тяжелобомбардировочной авиации была продемонстрирована всему миру во время традиционного первомайского парада 1932 года.

Парадным строем над Красной площадью пролетели 61 бомбардировщик ТБ-1, часть из которых пилотировали летчики «придворной» 17-й авиабригады, размещавшейся в подмосковном Монино, а за штурвалами остальных находились военлеты прославленной 11-й авиабригады, по-прежнему базировавшейся в Воронеже – городе, изначально ставшим для дальней авиации колыбелью.

Бомбардировщики  ТБ-3 на авиапараде в Москве

В том майском авиапараде 1932 года приняли участие первая десятка четырехмоторных гигантов ТБ-3 (АНТ-6), которые спешно собрали на московском заводе в Филях специально для представления на Красной площади, дабы удивить военных атташе и иностранных журналистов. И цель была достигнута: «Пятьсот русских бомбовозов могут раздавить Европу, как тухлое яйцо…» — нагоняя на европейцев ужас, заявил на страницах французской «Пти Паризьен» один из очевидцев того исторического авиапарада.

ТБ-3 (АНТ-6) на стоянке

Лётчик-испытатель М.М. Громов

Осенью того же года первые 6 самолетов-гигантов ТБ-3 поступили на вооружение воронежской 11-ой авиабригады. А затем началось всеобщее перевооружение тяжелобомбардировочной авиации – замена устаревших ТБ-1 на новые ТБ-3, которые поначалу выпускали только два завода – № 22 и № 39. Однако вскоре к ним присоединился и новый воронежский авиазавод, что, в конечно счете, позволило за короткий срок создать в СССР по-настоящему мощную стратегическую авиацию.
В сентябре 1934 года в Воронеже состоялся испытательный полёт первого серийного самолёта ТБ-3, собранного прямо на заводском аэродроме. Самолёт поднял в небо легендарный лётчик-испытатель М.М. Громов, который в том же сентябре 1934 года был удостоен звания Героя Советского Союза за мужество и героизм, проявленные при выполнении рекордного по дальности и продолжительности перелёта по замкнутому маршруту «Москва—Рязань—Харьков» на самолёте АНТ-25 РД, который так же был собран воронежцами.

ТБ-3 (АНТ-6) и военлеты

Таким образом, к середине 1930-х годов в ЦЧО и ее столице — городе Воронеже — был сформирован крупнейший авиационный комплекс, сыгравший огромную роль в укреплении обороноспособности СССР. Эта огромная по масштабам и значимости работа была по достоинству оценена руководством страны: в 1935 году Воронежская область была удостоена высшей в СССР награды – ордена Ленина.

Бомбардировщик ДБ-1 (АНТ-36)

Принимая участие в следующей стадии перевооружения ВВС РККА, в 1936 году на воронежском авиазаводе приступили к производству дальнего бомбардировщика ДБ-1 (АНТ-36) — разработанного в КБ А.Н. Туполева, большого одномоторного моноплана с огромным размахом крыла, вдвое уступавшему ТБ-3 по бомбовой нагрузке, но впятеро превосходящего его по радиусу действии.

Дальний бомбардировщик ДБ-3

Затем завод № 18 в Воронеже подключили к серийному выпуску ДБ-3 – так же разработанному в КБ А.Н.Туполева, дальнему бомбардировщику, который по своим летно-тактическим характеристикам значительно превосходил аналогичные зарубежные бомбардировочные самолеты, и, прежде всего, самолеты военно-воздушных сил фашистской Германии.

Бомбардировщик ТБ-3 готовится к полету

Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации И.И. Проскуров

В январе 1936 года на базе частей дальнебомбардировочной авиации, базировавшейся в городах Монино, Калинин и Воронеж, была сформирована 1-я армия особого назначения (АОН-1) со штабом в Москве. А затем весной 1938 года были созданы еще две отдельные авиационные армий с дислокацией в городах Воронеж (2-я АОН) и Ростов (3-я АОН). При этом каждая армия включала 250–260 самолетов, в том числе 150–170 ТБ-3.

Воронежская 11-я тяжелобомбардировочная авиационная бригада вошла в состав Второй Воздушной армии Особого назначения, которой в разное время командовали прославленные герои боев в Республиканской Испании — Герой Советского Союза и будущий командующий ВВС 7-й армии, генерал-лейтенант авиации И.И. Проскуров и наш земляк, уроженец Воронежской области, дважды Герой Советского Союза и будущий командующий ВВС Закавказского военного округа, генерал-лейтенант авиации С.П. Денисов.

Дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации С. П. Денисов

Около 1 тысячи самолётов ДБ-3 разных модификаций сошло с воронежских стапелей к тому времени, как приказом наркома А.И. Шахурина за номером 330 от 12 апреля 1941 года о производства самолётов ДБ-3 на заводе №18 было прекращено. На этом и заканчивается довоенная история Воронежа, как города-колыбели дальней авиации. Переориентированный на производство самолетов-штурмовиков Ил-2, воронежский авиационный завод успел до начала Великой Отечественной войны сделать 1510 машин, названных конструкторами «летающим танком», а немцами «черной смертью».

Самолет Ил-2 на сборке в цехе завода № 18

Впоследствии эвакуированный в Куйбышев (Самару), не меняя своего имени, воронежский завод № 18 выпустил к концу войны 15099 самолетов этого типа – то есть чуть менее половины от всего количества легендарных штурмовиков (36 163 самолетов), собранных за годы великой Отечественной войны.

Первый реактивный фронтовой бомбардировщик «ИЛ-28»

В послевоенные годы развитие дальней авиации вышло на новый этап. И, вернувшийся из эвакуации, воронежский авиационный завод взялся осваивать технологии производства принципиально новых самолётов, приводимых в движение не воздушными винтами, а воздушно-реактивным двигателем.

Первый отечественный реактивный тяжелый бомбардировщик «Ту-16»

В 1949 году наладив серийное производство первого реактивного фронтового бомбардировщика «ИЛ-28», воронежские авиастроители с 1954 года приступили к серийному изготовлению изделия «Н» — первого отечественного двухмоторного тяжелого бомбардировщика «Ту-16», имеющего реактивный двигатель. Новый самолет дальней авиации предназначался для решения различных стратегических задач, но главной их них была доставка к цели изделия РДС, а, проще говоря, атомной бомбы, вес которой доходил до семи тонн.

Сборка бомбардировщика «Ту-16»

В СССР этот самолёт стал первым по-настоящему массовым носителем ядерного оружия и первым дальним и скоростным самолётом-ракетоносцем. Серийно выпускавшийся с 1954 по 1963 год, бомбардировщик «Ту-16» принял участие во всех испытаниях изделий РДС, включая последний сброс атомной бомбы в СССР в конце 1962 года накануне вступления в силу Договора о запрещении ядерных испытаний в трёх средах. В России он был окончательно снят с вооружения лишь в начале 1990-х годов, став одним из самых долгоживущих боевых самолётов в истории.

Стратегический ракетоносец «ТУ-160» («Белый лебедь»)

Но на том работа воронежского авиационного завода в области дальней авиации не закончилась. С 1982 года — в кооперации с Казанским производственным объединением им. С.П.Горбунова, — освоив сложные технологические объемы, воронежские авиастроители участвует в производстве стратегического ракетоносца «ТУ-160», имеющего заводское обозначение «изделие 70». Более известный под именем «Белый лебедь», он является самым крупным и самым мощным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу.

Цифра «100», сложенная в небе из самолетов ВВС России

Закончить же эту страницу воронежской истории можно приказом Главнокомандующего ВВС России генерала армии А. М. Корнукова, которым в 1999 году был определён День дальней авиации России – им стало 23 декабря. Именно в этот день в 1914 году была сформирована первая воздушная эскадрилья «Илья Муромец» под командованием нашего земляка, первого генерал-майора авиации Михаила Владимировича Шидловского, имя которого в 2014 году в честь 100-летия дальней авиации было присвоено дальнему сверхзвуковому ракетоносцу-бомбардировщику Ту-22М3 (RF-94154).

Ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 «Михаил Шидловский»





Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Все права защищены. Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2021
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75367 от 01 апреля 2019 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологи и массовых коммуникаций.
Учредители: А.И. Никонов и Е.М. Никонова
Главный редактор: А.И. Никонов (автор-исполнитель проекта)
тел.: +7 (473) 255-14-75
e-mail: bravo-voronezh@yandex.ru
12+
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх