Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже
Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»

Создание ракетного двигателя РД-0105 для лунной миссии

2 января 1959 года со стартовой позиции Научно-исследовательского испытательного полигона № 5 Министерства обороны СССР (впоследствии получившего открытое название — Байконур) был впервые в истории человечества осуществлен запуск космического объекта в район Луны. Именуемая в рабочих документах «аппаратом Е-1», в полет отправилась автоматическая лунная станция «Луна-1», которая была представлена в средствах массовой информации, как искусственная планета «Мечта», запущенная к Луне.

Е-1/«Луна-1»/«Мечта»

Следует сказать, что проект Е-1 был уже не первой попыткой выполнения лунной миссии. Две предыдущие, выполнявшиеся в 1958 году, не увенчались успехом. И 2 января 1959 года был совершен первый в мире успешный старт космического аппарата за пределы околоземной орбиты! А произошло это благодаря разгону ракеты-носителя до второй космической скорости (11,2 км/с), чему способствовал успешно сработавший двигатель третей ступени, произведенный совместно двумя воронежскими предприятиями – Воронежским механическом заводе и ОКБ-154, впоследствии получившем известность как Конструкторское Бюро Химавтоматки или, короче, КБХА.

История КБХА началась в июле 1940 года, когда на Московском авиационном карбюраторном заводе № 33 было создано конструкторское бюро (КБ-2), которое начало заниматься разработкой агрегатов непосредственного впрыска (НВ) топлива в цилиндры авиационных моторов. Его начальником был назначен заместитель главного конструктора завода Семён Ариевич Косберг. 13 октября 1941 года преобразованное в самостоятельную организацию, ОКБ С.А. Косберга было и эвакуировано в город Бердск, а оттуда в апреле 1946 году перебазировалось в Воронеж на номерной завод Министерства авиационной промышленности, где согласно номеру завода стало именоваться ОКБ при заводе N154.

Главный конструктор ОКБ-154 С.А. Косберг

Послевоенные годы ознаменовались началом развития реактивной авиации, поэтому ОКБ №154 под руководством С.А. Косберга, наряду с продолжением работ по агрегатам НВ, начало разработку различных агрегатов для турбореактивных и турбовинтовых двигателей. Успешные результаты работы послужили основанием для преобразования ОКБ при заводе N154 в самостоятельное ОКБ-154 с полным наименованием «Государственное Союзное ОКБ по разработке и созданию авиационных ЖРД и совершенствованию поршневых авиационных двигателей», которому так же была поручена и разработка ракетных двигателей. А началом этих работ, связанных с освоением космоса, стала деловая встреча двух главных конструкторов — С.А. Косберга и С.П. Королева, произошедшая 10 февраля 1958 года.

С. А. Косберг (третий от С.П. Королева) и «королевская» МБР Р-1

К тому моменту в космос уже были запущены три первых искусственных спутника Земли, которые вывели на орбиты двухступенчатые ракеты-носители Р-7. Эту модель С.П. Королев и собирался использовать для полета к Луне в качестве базовой.

Ракета-носитель 8К72 или «Луна» (трёхступенчатый вариант МБР Р-7)

Но для достижения Луны требовалось повысить скорость ракеты с первой космической до второй космической (с 8 до 11 км/с). Для этого ракету-носитель Р-7 предполагалось оснастить еще одной разгонной – третью! – ступенью, которую в документах именовали блоком «Е».

Блок «Е» ракеты-носителя 8К72 или «Луна» (Трёхступенчатый вариант ракеты Р-7)

Двигатель для блока «Е» ракеты-носителя 8К72 или «Луна» (трёхступенчатый вариант ракеты Р-7) создавался в кооперации двух организаций – ОКБ-1 (главный конструктор С. П. Королёв) и ОКБ-154 (главный конструктор С. А. Косберг). Камера сгорания с высотным соплом была разработана в отделе главного специалиста по двигателям ОКБ-1 – М.В. Мельникова. Турбонасосный агрегат, газогенератор, регуляторы двигателя и прочие агрегаты разрабатывали в Воронеже (ведущий конструктор – В. П. Кошельников). Получивший внутрифирменное название РО-5 и вписанный в историю освоения космического пространства как РД-0105, новый жидкостный кислородно-керосиновый двигатель был разработан в рекордно короткий срок — 9 месяцев.

Ракета-носитель 8К7/«Луна» и двигатель РО-5/РД-0105

2 января 1959 года двигатель РД-0105 в составе третьей ступени позволил автоматической межпланетной станции «Луна-1» впервые в истории космонавтики достичь второй космической скорости. При этом сам двигатель стал первым в мире двигателем, который запускался в космическом пространстве. 4 января 1959 станция «Луна-1» пролетела на расстоянии 5 — 6 тысяч километров от лунной поверхности и стала первым искусственным спутником Солнца.

Двигатель РД-0105, отправивший к Луне первую межпланетную станцию

Однако, главная задача аппарата Е-1 — прямое попадание в Луну — не была выполнена. 4 января 1959 станция «Луна-1» пролетела на расстоянии 5 — 6 тысяч километров от лунной поверхности и стала первым искусственным спутником Солнца с земным названием «Мечта».Причиной промаха стало запоздавшее отключение двигателя второй ступени ракеты-носителя, управление которым в тот раз осуществлялось с Земли. Но, по вине наземных пунктов управления, радиокоманда опоздала. Соответственно, двигатель третьей ступени также включился и выключился с опозданием.

Искусственная планета Мечта

Ошибка была исправлена уже осенью того же года. 14 сентября 1959 года двигатель РД-0105, успешно отработав в составе третьей ступени ракеты-носителя «Луна», направил лунный аппарат «Луна-2» точно в цель — в лунный кратер Моря Дождей, расположенного в северо-западной части видимой с Земли стороны Луны. Там советская межпланетная станция впервые в мире достигла лунной поверхности, доставив вымпел с изображением Государственного герба СССР в район, впоследствии названный Заливом Лунника

И, наконец, 4 октября 1959 года двигатель РД-0105 сыграл свою решающую роль в составе третьей ступени ракеты-носителя «Луна», которая вывела на орбиту автоматическую межпланетную станцию «Луна-3», облетевшую естественный спутник Земли и сделавшую первые в мире фотографии его обратной стороны...

Полет межпланетной станции «Луна-3» и первая фотография обратной стороны Луны

Впоследствии на базе двигателя РД0105 воронежским ОКБ-154 был разработан ЖРД РД0109 для третьей ступени РН «Восток» (ведущий конструктор В.П. Кошельников). Двигатель имел повышенную надежность и улучшенные технические характеристики за счет создания новой экономичной и легкой камеры сгорания. С помощью двигателя РД0109 произведен вывод на околоземную орбиту космического корабля «Восток» с Ю.А. Гагариным на борту, а затем всех одноместных пилотируемых кораблей, а также различных спутников оборонного и научного назначения.

Воронежский двигатель РД0109 третьей ступени ракеты-носителя «Восток-1»





Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Все права защищены. Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2021
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75367 от 01 апреля 2019 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологи и массовых коммуникаций.
Учредители: А.И. Никонов и Е.М. Никонова
Главный редактор: А.И. Никонов (автор-исполнитель проекта)
тел.: +7 (473) 255-14-75
e-mail: bravo-voronezh@yandex.ru
12+
Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх