Притяжение земли - самая большая сила нашего мира. Используем её во благо нашего края! Земляки и все, кто ими себя ощущает, присоединяйтесь к нашим сообществам "Браво, Воронеж!" в социальных сетях

Почему Воронеж и край Воронежский являются родиной регулярного русского военного флота

 Какой российский регион считать родиной русского флота? Право на это почетное звание оспаривают сразу несколько городов России. А в Архангельске, например, в Арктическом морском институте имени Воронина даже прошла научно-историческая конференция «Архангельск – колыбель государственного судостроения России», по итогам которой принято обращение к органам государственной власти о закреплении на государственном уровне статуса Архангельска как города — родоначальника флота России.

Памятник Петру I в Архангельске

Хотя по справедливости таких городов в Российской Федерации несколько. Вместе с Архангельском родоначальниками флота можно назвать Санкт-Петербург, Воронеж, Переславль-Залесский и даже подмосковное село Измайлово

Основатель русского военного флота император Петр I

Как известно, эра кораблестроения в Санкт-Петербурге началась в ноябре 1704 года, когда на левом берегу Большой Невы возникли знаменитые Адмиралтейские верфи. И 29 апреля 1706 года с их стапелей на воду был спущен 18-пушечный прам (крупное плоскодонное судно в виде короба, применявшееся в качестве плавучей батареи), который стал первым кораблем, построенным корабелами Санкт-Петербурга.

Памятник Петру I (Царь-плотник) на Адмиралтейской набережной в Санкт-Петербурге

За десять лет до Санкт-Петербурга, основанного лишь в мае 1703 года, эпоха кораблестроения началась в Воронеже, где связи с подготовкой первого азовского похода Петра I зимой и весной 1695 года начали строиться корабли первой Азовской флотилии.

Воронежская верфь в эпоху Петра I

А затем именно Воронеж и край Воронежский был «указан» Петром I в качестве основной базы для дальнейшего строительства кораблей русского военного флота, что подтвердил «приговор» Думы: «Морским судам быть!» — официально положивший начало созданию в России регулярного военного флота, государственный акт от 30 октября (20 октября по старому стилю) 1696 года, день принятия которого ныне отмечается как День рождения Военно-морского флота Российской Федерации.

Памятник Петру I в Воронеже

А всего с 1695 по 1711 год в Воронеже и еще на нескольких верфях Воронежского края, относящихся к Воронежскому адмиралтейству, было построено 215 военных кораблей. И стоит обратить особое внимание, что именно в Воронеже был впервые пошит и освящен Андреевский флаг, который был поднят на 58-пушечном военном корабле «Гото Предестинация» — первом линейном корабле Российского военно-морского флота, созданном в России по проекту Петра I без участия иностранных специалистов и спущенном на воду 27 апреля 1700 года.

«Гото Предестинация» на рисунке Питера Бергмана (1700 г.)

Двумя годами раньше Воронежской судостроительной эпопеи в 1693 году Петром I на Соломбальской судоверфи в Архангельске был заложен трехпалубный торговый корабль «Святой Павел» (полное название «Святой апостол Павел», также известен как «Апостол Павел»), который по обычаю того неспокойного времени имел на вооружении 24 пушки. Спущенный на воду 20 мая 1694 года, он был первым из шести подобных трёхпалубных торговых судов, построенных на Соломбальской верфи в период с 1694 по 1701 год и получивших «проездную грамоту» на право заграничной торговли. В этом смысле Архангельск — единственный в то время торговый порт страны – имеет неоспоримое право именоваться колыбелью российского коммерческого флота.

Петр I в Архангельске

Родоначальником русского флота иногда называют город Переславль-Залесский, где в 1692 году юный Петр заложил на горе Гремяч у села Веськово верфь, на которой были построены около сотни небольших кораблей, предназначенных для плавания по Плещееву озеру. Об историческом значении тех кораблей красноречиво говорит их собирательное название — «потешная флотилия».

Памятник Петру I и «потешная флотилия» молодого царя на Плещеевом озере

На первенство в отеческом кораблестроении претендует и подмосковное село Измайлово, где совсем молодым Петром был обнаружен знаменитый ботик, который был привезен англичанами в подарок еще царю Алексею Михайловичу в 1688 году, а после плавания на нем будущего императора Петра Алексеевича стал именоваться летописцами «дедушкой русского флота».

Памятник Петру I в селе Измайлово и ботик юного царя ("дедушка русского флота)

Можно и дальше продолжить список претендентов на почетное звание родоначальника флота России, вспомнив, что еще до славных дел крестного отца русского флота, коим принято считать Петра I, в числе приказов (министерств) его кровного отца – царя Алексея Михайловича существовал Корабельный приказ, то есть, «морское министерство» Московской Руси XVII века. И первенец военного кораблестроения в России, большой боевой корабль «Орел», был построен еще в 1668 году при царе Алексее Михайловиче под Коломной — в селе Дединове на реке Ока.

Первенец русского военного флота, корабль «Орел» и стела в его честь в селе Дединове

И, вообще, если кто-то серьезно хочет почивать на лаврах под пальмой первенства российского судостроения, то, ради исторической объективности, надо говорить не только о XVI и XVI I веках корабельной истории России, но и о более ранних временах.

Задолго до Азовских походов Петра I за выход в Черное море с турками воевали донские казаки. Закрепившись на древнем пути «из варяг в греки», они жили по рекам и близ морей, а потому не могли без существовать без флота. На легендарных казачьих стругах, именуемых «чайками» и выстроенных донскими корабелами, казаки совершали дальние набеги на берега Турции, Крыма, Каспия (Хвалынского моря) и Средиземноморья. Так в 1350 году казачье войско, приплывшее под Очаков на своих «чайках», с боем захватило крепость.

Казачий флот в XIV веке

А до казаков судостроением занимались славяне. В 882 году новгородский князь Олег овладел Киевом, куда перенес столицу своего княжества, отныне именуемого Киевской Русью. Здесь на берегах Днепра он приступил к строительству первого в истории России государственного флота, который был создан к лету 906 года в составе двух тысяч морских ладей. Тем же летом со своей армией и флотом двинувшись на Царьград, князь Олег взял город и, таким образом, доказал силу нового русского государства, как сражении, так и в морском походе.

Поход князя Олега на Царьград (миниатюра из древнерусской летописи)

И уж совсем к далекому прошлому относятся два долблёных дубовых челна эпохи неолита, которые были найдены в середине 1950-х годов на донских берегах близ воронежского села Щучье. Один из них ныне хранится в Воронежском областном краеведческом музее, а другой является экспонатом Государственного Исторического музея.

Дубовый чёлн эпохи неолита, найденный на территории Воронежского края

Таким образом, однозначно ответить на вопрос о том, где находится родина русского флота, не представляется возможным. И точно так же нельзя на государственном уровне закрепить за каким-нибудь одним городом или регионом официальный статус родоначальника флота России.

Памятник Петру I в Москве

Однако, можно с полным на то основанием говорить о Воронеже и Воронежском крае, как родине и колыбели регулярного русского военного флота – Азовской флотилии Петра Великого, как первом в России крупном объединении военных кораблей, построенных на воронежских верфях. И так же неоспоримо, что построенный на воронежских верфях флот обладал всеми его атрибутами регулярной военной силы, главным из которых был Андреевский флаг, впервые освященный и поднятый на одном из первых кораблей регулярного военного флота России «Гото Предестинация» или, говоря по-русски, «Божественное Предвидение».

Андреевские флаги над кораблем-музеем «Гото Предестинация»





Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Все права защищены. Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2019
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75367 от 01 апреля 2019 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологи и массовых коммуникаций.
bravovoronezh@gmail.com
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх