Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже
Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»

Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский (1878 – 1929)

Прославленный в лике Новомучеников Российских Архиерейским собором в августе 2000 года, Воронежский архиепископ Пётр (в миру Василий Зверев, родился 2 марта (18 февраля по старому стилю) 1878 года в Москве в семье священника — известного московского протоиерея Константина Зверева, уважаемого самой великой княгиней Елизаветой Романовой.

Священномученик Пётр (Зверев) и Москва XIX века

Окончив курс московской классической гимназии, Василий Зверев в 1895 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета, по окончанию которого в 1899 году продолжил обучение в Казанской духовной академии. Там он принял постриг в монашество с именем Пётр и был рукоположен сначала в сан иеродиакона, а потом – иеромонаха.

Казанская духовная академия

Иеромонах Пётр (Зверев)

В 1902 году удостоенный степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии (кандидатская работа: «Экзегетический анализ первых двух глав послания апостола Павла к Евреям»), иеромонах Пётр (Зверев) в том же году был сначала назначен преподавателем Священного Писания в Орловскую Духовную семинарию, а затем перемещен на должность московского епархиального миссионера. При этом основным местом его служения стал Князь-Владимирский храм при Московском епархиальном доме, где проповедовали лучшие пастыри Москвы, среди которых иеромонах Пётр занял достойное место.
Видя ревностное служение молодого священника, Митрополит Владимир рекомендовал его на вакантное место инспектора Новгородской Духовной семинарии, куда иеромонах Пётр был назначен в конце июня 1906 года. И скоро новый богослов приобрел там репутацию «харизмата». Что не понравилось некоторым завистливым коллегам, принявшихся писать доносы в Синод, обвиняя молодого и активного преподавателя во всех смертных грехах. Как правило, за каждой такой кляузой следовало разбирательство. И, в конце концов, устав оправдываться, иеромонах Пётр через два года после назначения написал прошение об увольнении.
В начале июля 1909 года Синод назначил иеромонаха Петра (Зверева) настоятелем Белевского Спасо-Преображенского монастыря Тульской епархии, который находился недалеко от Оптиной пустыни, и потому новый настоятель монастыря имел постоянную возможность общаться с оптинскими старцами. Старцы в свою очередь высоко оценили духовную настроенность иеромонаха Петра и стали направлять к нему людей для духовного руководства.

Белевский Спасо-Преображенский монастырь

Таким образом, о настоятеле Спасо-Преображенского монастыря пошла добрая слава. И в августе 1910 года он был возведен в сан архимандрита.
В октябре 1916 года Синод распорядился направить архимандрита Петра в распоряжение епископа Алеутского Евдокима (Мещерского) для миссионерской службы в Северо-Американской епархии. Однако поездка не состоялась. И с осени 1916 года вплоть до февральского государственного переворота 1917-го архимандрит Пётр служил фронтовым священником, бывая в окопах на передовой и в лазаретах среди умирающих воинов.

Богослужение во время I Мировой войны

После Февральской революции архимадрит Пётр был назначен настоятелем Тверского Свято-Успенского Желтикова монастыря. Здесь будущему священномученику впервые пришлось испытать тяготу неволи: в 1918 году по решению новой власти Советов он был заключен в тюрьму в качестве заложника. По счастью ненадолго, и скоро был выпущен на свободу.

Арестованные заложнки (1918 год)

15 февраля 1919 года архимандрит Пётр был возведен Патриархом Тихоном Тихоном в сан епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. После хиротонии он сразу же уехал в Нижний Новгород, где поселился на берегу Волги в Печёрском монастыре. Монастырь к приезду нового епископа находился в упадке, братия была малочисленна, а Успенский храм монастыря пришел в запустение. Увидев черные от копоти церковные стены и потолок, епископ Пётр взялся за тряпку и полез по лестнице вверх к вящему удивлению прихожане, глаза которых увидели нечто небывалое – новоназначенного епископа, отмывающего потолок храма.

Епископ Пётр (Зверев) и Печёрский монастырь в наши дни

Введя строгую уставную службу в Печёрском монастыре, епископ Пётр так же служил в Нижнем Новгороде и в храме Александра Невского в Сормове. Причем прихожане из числа рабочих настолько полюбили архипастыря, что устроили трехдневную забастовку, когда епископа Петра вторично арестовали весной 1921 года. В ходе переговоров местные власти дали обещание рабочим, что освободят их архиерея, но слово свое не сдержали и тайно отправили епископа Петра на Лубянку.

Внутренняя тюрьма на Лубянке

Обвиненный в «разжигании религиозного фанатизма», епископ Пётр (Зверев) с мая по июнь 1921 года находился в заточении в московских тюрьмах: сначала на Лубянке, а затем — в Бутырской и Таганской. И везде он не прекращал проповедь: с воли едва успевали передавать нательные кресты, ибо каждый раз, когда святитель кого-то втайне крестил, то снимал свой крест и одевал на обращенного христианина.

Епископ Пётр (Зверев)

Вследствие истощения тяжело заболевший в Таганской тюрьме, епископ Пётр был помещен в больницу, а затем в конце июля 1921 года отправлен по этапу в Петроград, где оставался в заключении до января 1922 года, когда архипастыря освободили в результате заступничества верующих.
В том же январе 1922 года назначенный епископом Старицким, викарием Тверской епархии, святитель Пётр (Зверев) управлял епархией во время частых отъездов правящего архиерея Серафима (Александрова), являвшегося членом Синода. И вскоре епископа Петра вновь арестовали за выпущенное им обращение к тверской пастве, в котором он популярно объяснял сущность так называемого движения обновленчества, как попытку модернизации русского православия в русле большевистских идей.
В ноябре 1922 года доставленный в Москву, епископ Пётр на допросах он показал, что признает Патриарха Тихона единственным законным главой Русской Православной Церкви, а решениям самозванного жульнического обновленческого совета «Высшего церковного управления» не подчиняется. В итоге непокорного архиерея отправили в ссылку в Туркестан, где поселили в поселке Кызыл-Орда. Там ссыльный епископ в тяжелых бытовых условиях прожил два года и переболел цингой, в результате которой лишился зубов.

Кызыл-Орда: место ссылки епископа Петра (Зверева)

Летом 1923 года освобожденный из заключения, Патриарх Тихон подал властям списки архиереев, без которых он не мог управлять «патриаршей» Церковью. В их число был включен и епископ Пётр (Зверев), который в следующем году вернулся из ссылки в Москву, а после ареста епископа Бутурлиновского Митрофана (Поликарпова) в середине июля 1925 года был послан в Воронеж в помощь престарелому архиепископу Воронежскому Владимиру (Шимковичу).

Воронеж при епископе Петре (Звереве)

В Воронеже епископ Пётр служил в огромном (ныне утраченном) пятипрестольном храме во имя Сошествия Святого Духа на Терновой поляне. Но чаще его службы проходили в Покровско-Преображенском храме бывшего Девичьего монастыря, на территории которого жил и сам архипастырь. При этом его богослужения неизменно собирали большое число верующих воронежцев из самых разных слоев общества, которые с любовью и почитанием относились к своему настоятелю.

Ныне утраченные: Троицкая церковь на Терновой поляне и Преображенская церковь Покровского Девичьего монастыря

6 января 1926 года, в канун Рождества Христова, скончался престарелый митрополит Воронежский Владимир (Шимкович). И его похороны, собравшие огромное количество верующих, неожиданно переросли в народное собрание, которое выразило единодушное пожелание воронежцев, чтобы святитель Пётр (Зверев) занял место Воронежского епископа.

Похороны митрополита Воронежского Владимира (Шимковича)

Архиепископ Воронежский Пётр (Зверев)

И 12 января уполномоченные православных приходов Воронежской епархии направили епископу Петру заявление, на которое он дал свой ответ: «От всего сердца благодарю православно верующих Воронежской епархии за оказанную мне большую честь – приглашение меня на их славную архиепископскую кафедру и за выраженное мне доверие. Видя в единодушном избрании меня трудящимися глас Божий, не дерзаю отказываться и изъявляю свое полное согласие на занятие Воронежской кафедры…»

После народного избрания на Воронежскую кафедру епископ Пётр получил подтверждение народного выбора от священноначалия в Москве. Причем, заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский), признав это избрание и назначив епископа Петра на Воронежскую кафедру с возведением его в сан архиепископа, отметил, что посылает в Воронеж лучшего проповедника Московской Патриархии.

Архиепископ Петр в историю Воронежа вошел, как прекрасный оратор и проповедник, поощрявший общенародное пение. Его высокий авторитет привел к тому, что в том же 1926 году начался массовый отход верующих от «обновленчества» и возврат приходов в лоно Патриаршей Церкви. Причем обряд этот совершался с большой торжественностью. Правящий архиерей стоял на кафедре, а кающиеся священники с амвона приносили архиепископу и всему народу покаяние. При этом все возвращенные обновленческие храмы перед началом богослужения заново освящались. И во всех возвращающихся в православие церквях архиепископа Петра встречали крестным ходом, с хоругвями, при огромном стечении народа. Все это вызывало гнев обновленцев, у которых с каждым днем оставалось все меньше церквей. Недаром деятельность архиепископа Петра в Воронеже обновленцы на своем епархиальном съезде назвали «петрозвериадой».

Воронеж в эпоху архиепископа Петра (Зверева)

Новому воронежскому архиепископу пришлось так же столкнуться и с резким неприятием его деятельности местными властями: правящего архиерея неоднократно вызывали в милицию и ГПУ. В ответ на это верующие, создав группу из 10-12 человек для охраны архиерея, несколько раз пытались устроить манифестацию в его защиту от административного произвола. Так в августе 1926 года при очередной попытке допросить архиепископа Петра за ним следом пришло около трёхсот верующих, которые были рассеяны конной милицией.

Конная милиция (1926 год)

В защиту архипастыря даже была послана телеграмма от имени рабочих в адрес XV конференции ВКП(б). Она и послужила причиной для очередного ареста архиепископа Петра (Зверева) в конце ноября 1926 года. После чего архиерея немедленно вывезли из Воронежа, судили Коллегией ОГПУ и приговорили «за контрреволюционную деятельность против советской власти» к 10 годам заключения с отбытием наказания в Соловецком лагере особого назначения.

Архиепископ Воронежский Пётр (Зверев) и Соловецкий монастырь, превращенный в концентрационный лагерь ОГПУ

Прибывший в Соловецкий концлагерь весной 1927 года, архиепископ Воронежский Пётр (Зверев) был определен в 6-ю рабочую роту 4-го отделения, располагавшуюся в стенах Соловецкого кремля, а затем переведен в 4-ю роту 1-го отделения, располагавшуюся там же. Здесь он работал сначала сторожем, а затем счетоводом на продовольственном складе, где ради пресечения воровства весь обслуживающий персонал состоял исключительного из духовенства. Тут же он и жил — в маленькой комнатке рядом со складом, вместе с епископом Печерским Григорием (Козловым).

Архиепископ Воронежский Пётр (лагерное фото)

В то время на Соловках еще действовала церковь преподобного Онуфрия Великого, оставленная для вольнонаемных соловецких монахов. И молитва за службами в храме стала огромным утешением для воронежского архиепископа, своим церковным служением заслужившим уважение соловецких узников. И тому пример избрание его ссыльными архиереями на место главы соловецкого православного духовенства, которое освободилось в связи с отбытием из лагеря с очередным этапом предыдущего наставника — архиепископа Илариона (Троицкого). С того времени святитель Пётр возглавлял все тайные богослужения, а после того как у духовенства был отобран антиминс, службы совершались на груди воронежского архиерея.

Кладбищенская церковь Преподобного Онуфрия, в которой до концы 1920 годов разрешалось проведение богослужений

В своей маленькой комнатке архиепископ Пётр принимал всех, кто желал его видеть и с ним побеседовать, поил чаем и кормил. Вскоре лагерной администрации было доносено, что в комнате ссыльного воронежского архиерея собирается духовенство, и, хотя разговоры здесь велись исключительно на религиозные темы, лагерное начальство решило наказать архиепископа Петра – зимой 1928 года он был отправлен на Троицкую штрафную командировку 6-го отделения, находившуюся на острове Анзер.

Поклонный крест на острове Анзер и Анзерский скит

Но святитель Пётр и там не склонил своей головы. В штрафной командировке на остров Анзер им был написан акафист святому Герману Соловецкому, отдельные части которого на открытках отправлялись на волю, и в итоге текст был собран полностью.

Церковь во имя Преподобного Германа Соловецкого в Соловецком монастыре

Бывший соловецкий узник, писатель Олег Волков в своей автобиографический повести «Погружение во тьму» описывает епископа Воронежского в таких возвышенных словах: «Неуязвимый из-за высоты нравственного своего облика, он и с метлой в руках, в роли дворника или сторожа, внушал благоговейное уважение. Перед ним тушевались сами вохровцы, натасканные на грубую наглость и издевку над заключенными. При встрече они не только уступали ему дорогу, но и не удерживались от приветствия. На что он отвечал как всегда: поднимал руку и осенял еле очерченным крестным знамением. Если ему случалось проходить мимо большого начальства, оно, завидев его издали, отворачивалось, будто не замечая православного епископа — ничтожного „зека“… Начальники в зеркально начищенных сапогах и ловко сидящих френчах принимали независимые позы: они пасовали перед достойным спокойствием архиепископа. Оно их принижало. И брала досада на собственное малодушие, заставлявшее отводить глаза… Преосвященный Пётр медленно шествовал мимо, легко опираясь на посох и не склоняя головы. И на фоне древних монастырских стен это выглядело пророческим видением: уходящая фигура пастыря, словно покидающего землю, на которой утвердилось торжествующее насилие…»

Последняя фотография архиепископа Воронежского Петра (о. Азер, Голгофо-Распятский скит, зима 1928 года)

В 1928 году на Анзере началась эпидемия тифа: из тысячи заключенных, находившихся в то время на острове, за зиму 1928—1929 года умерло пятьсот человек. Всех их погребли в братских могилах – больших ямах, вырытых вблизи храма Воскресения Господня, сразу за монастырским кладбищем, куда всю зиму складывали трупы умерших, закрывая их лапником.

Кресты на братских могилах возле храма Воскресения Господня

В такой яме поначалу и был похоронен архиепископ Воронежский Пётр (Зверев), заболевший тифом в январе 1929 года и скончавшийся 7 февраля в тифозном изоляторе, который размещался в помещении церкви Распятия Господня на Голгофе. Однако на пятый день заключенные тайно открыли общую могилу и, по рассказу присутствовавшей там монахини Арсении: «Все умершие лежали черные, а Владыка лежал... в рубашечке, со сложенными на груди руками, белый как кипельный». После облачения в архиерейские одежды, духовенством лагеря было совершено отпевание, и святителя Петра погребли в отдельной могиле у подножия Анзерской горы Голгофы, напротив алтаря храма в честь Воскресения Христова. А над могилой был поставлен деревянный крест.

Справка о смерти заключенного Зверева Петра-Василия Константиновича и Могила священномученика Петра (Зверева) архиепископа Воронежского

В 1981 году решением Архиерейского Собора Русской православной церкви заграницей архиепископ Воронежский Петр (Зверев) канонизирован в лике священномученика со включением Собор новомучеников и исповедников Российских с установлением памяти 26 января (по старому стилю).

Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский, включенный в Собор новомучеников и исповедников Российских

А в июне 1999 года Патриарх Алексий II благословил рабочую группу при Синодальной комиссии по канонизации святых отыскать место захоронения священномученика Петра Воронежского, мощи которого были обретены во время раскопок 17 июня 1999 года и положены в Соловецком монастыре, где они хранились в течение последующих 10 лет.

Панихида у могилы священномученика Петра (Зверева) и часовня на месте его погребения

В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви архиепископ Воронежский Петр (Зверев) был причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания.

Образы святого Петра Воронежского на фресках храма

И, наконец, 9 августа 2009 года мощи православного святого Петра Воронежского, за исключением честной главы, которая по резолюции Патриарха Кирилла осталась на Соловках, были доставлены из Соловецкого монастыря в город Воронеж. Здесь Ковчег с мощами для поклонения верующих был сначала поставлен в часовне Алексиево-Акатова женского монастыря, а затем в декабре 2009 года перемещен в Благовещенский кафедральный собор, где находится и по сей день.

Рака с мощами святого Петра Воронежского в Благовещенском кафедральном соборе города Воронежа





Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Все права защищены. Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2021
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75367 от 01 апреля 2019 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологи и массовых коммуникаций.
Учредители: А.И. Никонов и Е.М. Никонова
Главный редактор: А.И. Никонов (автор-исполнитель проекта)
тел.: +7 (473) 255-14-75
e-mail: bravo-voronezh@yandex.ru
12+
Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх