Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже
Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»

Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, разработчик космических кораблей и орбитальных станций Константин Петрович Феоктистов (1926—2009)

Почётный гражданин города Воронеж, член первого в истории освоения космоса экипажа из трёх человек (вместе с В. Комаровым и Б. Егоровым), именем которого назван кратер на обратной стороне Луны, первый гражданский человек в космосе и единственный советский космонавт, не являвшийся членом КПСС, Герой Советского Союза, Лауреат Ленинской и Государственной премий, член-корреспондент Международной академии астронавтики, доктор технических наук К. П. Феоктистов родился 7 февраля 1926 года в Воронеже.

Воронеж:,вид с крыши «Утюжка» (1930-е гг)

Здесь прошло его детство и юность. И здесь же, в Воронеже, будущий космонавт и конструктор космических кораблей впервые задумался о полете в космос: «Мне было лет девять, когда старший брат Борис притащил домой книжку Я. Перельмана „Межпланетные путешествия“, — вспоминал в зрелые годы К. П. Феоктистов в своей автобиографической повести «Траектория жизни». — Многое в ней теперь выглядело бы наивным. Но читалась она с интересом, и мне в ней показалось понятным почти все: и схема двигателя, и схема ракеты. Все было изложено четко и доступно для мальчишки. И в результате на десятом году жизни я принял «твердое решение»: вырасту — займусь космическими кораблями. Я не сомневался, что так и будет...»

Костя Феоктистов с братом Борисом

Когда в июне 1941 года началась Великая Отечественная война, Константину Феоктистову было всего 15 лет. По его воспоминаниям в словах «наши отступают» сосредоточивался, казалось, весь смысл жизни тех дней. И, когда в Воронеже объявили набор в истребительные батальоны, бойцы которых должны были бороться с парашютистами-диверсантами, они с приятелями сразу же пошли записываться в «истребители»...

Средняя школа №5: Костя Феоктистов среди одноклассников (Воронеж, 1941 год)

 В начале июля 1942-го немцы оккупировали правобережную часть Воронежа. Вслед за созданным 7 июля 1942 года Воронежским фронтом при областном Управлении НКВД была образована Центральная оперативная группа для ведения разведки и контрразведки на всей территории области, получившая условное наименование «войсковая часть № 3051». Включенный добровольцем в состав одной из ее разведгрупп, свое первое боевое задание получил недоучившийся воронежский школьник Костя Феоктистов, которому было приказано перебраться на Правый берег Воронежа и выяснить, каким количеством живой силы и техники располагают гитлеровцы.

Захваченное немецко-фашистскими оккупантами, правобережье Воронежа (лето 1942 года)

Скрытно пересекая по ночам ставшую рубежом боевых действий реку Воронеж, юные воронежские разведчики под видом бездомных детей, потерявших родителей, сутками прочесывали родной город, отмечая любые подробности дислокации и деятельности оккупантов. Четырежды ходил за линию фронта и Константин Феоктистов, благополучно возвращаясь обратно. На пятый раз ему не повезло.

Немцы в Воронеже (лето 1942 года)

В своей автобиографической повести «Траектория жизни» К. П. Феоктистов вспоминал: «Мой следующий, пятый, поход оказался последним. На этот раз мы с мальчишкой лет четырнадцати шли по улице, один за другим, на расстоянии метров сто. Я шёл впереди. Выхожу на перекрёсток и вижу, что по поперечной улице с двух сторон подходят патрули. Пока они меня останавливали, мой напарник успел юркнуть в подворотню. Я бежать не мог — пристрелят, как миленького. Подошли. Один из них, высокий, с эсэсовскими молниями в петлицах, схватил меня за руку, что-то крича, и повёл через арку во двор. Притащил к глубокой яме, поставил к ней спиной, достал пистолет… Внезапно в глазах немца что-то изменилось. Я не успел испугаться, увидел только мушку на стволе пистолета, когда немец вытянул руку и выстрелил мне в лицо. Я почувствовал будто удар в челюсть и полетел в яму. Упал удачно. Падая, перевернулся на живот и не разбился: грунт был твёрдый, и на дне ямы валялись осколки кирпичей. На какой-то момент я, наверное, потерял сознание, но тут же очнулся и сообразил: не шевелиться, ни звука!..» Притворившись мёртвым, Феоктистов дождался, когда немцы ушли, а потом выбрался из несостоявшейся могилы, и ночью переплыл к своим – на правобережье Воронежа.

Гитлеровцы на улицах Воронежа (лето 1942 года)

О подвиге юного разведчика вспомнили в канун 20-летия Победы. В 1965 году космонавту К. П. Феоктистову, в 1946 году награжденному медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», была вручена еще одна заслуженная боевая награда — орден Отечественной войны I степени...

Разведчик Константин Феоктистов и его боевая награда

А тогда – летом 1942 года — раненого юношу, чудом избежавшего смерти,  поместили в медсанбат. Пуля навылет прошла через подбородок и шею, которая так воспалилась, что только через трое суток Костя Феоктистов смог выпить первый глоток воды… В медсанбате его и нашла мать. А после того, как сын встал на ноги, забрала с собой в эвакуацию — в Туркменскую ССР, город Коканд. Здесь в библиотеке на глаза Константину Феоктистову попалась книга Макса Валье «Полёт в мировое пространство», прочитав которую, юноша вновь вернулся к детской мечте о космических полетах.

В 1943 году окончив среднюю школу в Коканде, Константин Феоктистов отправился в Москву — поступать в авиационный институт, как наиболее близкий к его заветной цели.Однако, опоздав с подачей документов в МАИ, Феоктистов поступил в Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана - на факультет тепловых и гидравлических машин, что по его тогдашнему разумению так же давало надежду стать ракетчиком. Будущему космонавту повезло: в МВТУ курс лекций читал недавний выпускник училища С. В. Королёв – к тому времени один из самых главных в СССР специалистов по ракетостроению.

Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана

В 1949 году К. П. Феоктистов окончил МВТУ. Защитившего дипломный проект воздушно-реактивного двигателя и получившего квалификацию «инженер-механик», молодого специалиста направили на работу в Министерство вооружения — в конструкторское бюро под городом Новый Златоуст (Челябинская обл.). Там, в качестве инженера, он принял участие в запуске линии сборки хвостового отсека ракеты Р-1. И в январе 1950 года К. П. Феоктистова, показавшего себя талантливым специалистом, послали на стажировку в Подлипки — в «Особое конструкторское бюро № 1» (ОКБ-1, ныне – Ракетно-космическая корпорация «Энергия»), которое возглавлял С. П. Королев.

Проходная ОКБ-1 (ныне РКК «Энергия» им. С.П. Королева)

Следующим местом службы К. П. Феоктистова был НИИ-4 Минобороны СССР, занимавшийся созданием реактивного вооружения, где, начиная с 1953 года, К. П. Феоктистов совмещал адъюнктуру, работу старшего инженера и младшего научного сотрудника. В тот период жизни ему были поручены разработки темы по теории движения ракет — сначала крылатых, а потом баллистических, типа Р-7.

4-й Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны СССР

Его научным руководителем стал сподвижник С. П. Королёва, один из основоположников ракетостроения в СССР, выдающийся конструктор космической и ракетной техники М. К. Тихонравов. Впоследствии, работая в ОКБ-1 С. П. Королева, они вместе занимались всеми основными космическими проектами советского времени от первого искусственного спутника Земли до кораблей серии «Прогресс» и орбитальной станции «Салют».

Конструкторы космической и ракетной техники М. К. Тихонравов и К.П. Феоктистов

В 1955 году закончив обучение в адъюнктуре и защитив кандидатскую диссертацию, в конце декабря 1957 года К. П. Феоктистов навсегда перешел на работу в  ОКБ-1. Там молодой конструктор занялся разработками пилотируемых аппаратов, которых на тот момент ещё не существовало в природе.

Конструкторы космической и ракетной техники С.П. Королев и К.П. Феоктистов

Одной из его важнейших задач было найти оптимальный метод спуска с орбиты, а также наиболее подходящую форму для спускаемой части космического аппарата. В конечном итоге К. П. Феоктистовым были выбраны баллистический спуск с орбиты, посадка на парашютах и форма спускаемого аппарата в виде шара.

Спускаемый аппарат «Восток-1» на месте приземления

Принимая участие в таких разработках как «Спутник-1» (первый спутник Земли), а затем руководя проектированием кораблей «Восток», К. П. Феоктистов преподавал первой шестёрке советских космонавтов и принимал у них выпускные экзамены.

К.П. Феоктистов и его ученики

Затем наступила очередь нового корабля «Восход», разработанного группой К. П. Феоктистова на базе «Востока», в котором помещался уже не один космонавт, а сразу три — командир корабля, учёный и врач. Командиром корабля должен был быть лётчик, а вот учёным мог впервые полететь в космос гражданский специалист.

Разработчик космического корабля «Восход» К.П. Феоктистов

Среди других кандидатур подал заявление и К. П. Феоктистов. В середине 1964-го года он отправился на медицинское обследование для участия в космической программе «Восход». Но на медкомиссии внезапно оказалось, что его из-за близорукости (при остроте зрения только 0,3) нельзя допускать не то что в космос, а даже к парашютным прыжкам и полётам на самолётах. Дальнейшие обследования выявили дефекты позвоночника и двенадцатиперстной кишки.

К.П. Феоктистов в период подготовки к космическому полету

Заинтересованный в том, чтобы его инженеры получили опыт космических полётов, С. П. Королёв, лично просил не отчислять Феоктистова. Однако все врачи единогласно решили, что допускать человека с таким состоянием здоровья в космический полёт нельзя. Споры о том, кто же всё-таки полетит, приобретали эпический размах. В итоге военные капитулировали перед энергией Главного конструктора. В течение следующих четырех месяцев К.П. Феоктистов проводил подготовку с группой космонавтов для формирования экипажа, который был окончательно сформирован 9 октября 1964 года.

 

Старт РН "Восход-1

"

Свой единственный полёт в околоземном космическом пространстве К. П. Феоктистов совершил 12—13 октября 1964 года на многоместном корабле «Восход», в разработке которого сам принимал участие. Вместе с ним тот исторический полёт совершили командир корабля лётчик-космонавт Владимир Комаров и врач-космонавт Борис Егоров.
На борту все три участника полёта сидели, в общем-то, неподвижно, ибо теснота не позволяла производить вообще какие-либо действия. Впервые в истории исследования космического пространства космический полет был совершен без скафандров, так как иначе не удалось бы разместить трех космонавтов в кабине корабля. По той же причине отсутствовала система катапультирования, которая в случае аварийной ситуации при взлете могла бы спасти жизнь экипажу.
В полёте К. П. Феоктистов наблюдал Землю, сделал несколько сотен фотоснимков, изучал поведение жидкости в условиях невесомости, снимал характеристики ионных датчиков ориентации корабля.
В космосе «Восход-1» находился сутки и, облетев за это время земной шар 16 раз. 16 раз облетев вокруг Земли, после 24 часов и 17 минут космический корабль благополучно приземлился. При этом впервые была отработана система мягкой посадки — её двигатель включался от выдвигающегося полутораметрового щупа.
Благодаря сильному ветру, который протащил спускаемый аппарат более 150 метров, космонавты аккуратно «вспахали» землю рядом с Целиноградом (современная Астана) и получили за то (то ли в шутку, то ли всерьез) медали «За освоение целинных земель».

Встреча экипажа космического корабля «Восход-1» на космодроме Байконур

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечательно, что, несмотря на небольшую продолжительность полёта, он пришелся сразу на две исторические эпохи: стартовавшие при правлении Н. С. Хрущёва, космонавты докладывали о результатах полёта уже новому лидеру СССР Л. И. Брежневу, поскольку на следующий день после их посадки Н. С. Хрущёв был смещён со всех своих государственных постов на Октябрьском пленуме ЦК КПСС. По этому поводу в отряде космонавтов ходил анекдот, что якобы командир корабля «Восход-1» Комаров при докладе новому главе партии и правительства Брежневу вместо традиционной фразы «Готовы выполнить любое задание правительства!» оговорился и отрапортовал: «Готовы выполнить задание любого правительства!».

Встреча экипажа космического корабля «Восход-1» в Москве

Космонавт К. П. Феоктистов

После полёта К.П. Феоктистову, как и всем членам экипажа «Восход-1», было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

Продолжая службу в отряде космонавтов, К.П. Феоктистов не прерывал и инженерно-конструкторскую деятельность в ОКБ-1. Он участвовал в разработке лунных кораблей и орбитальных станций «Салют» и «Мир», а также проектировал различные беспилотные космические аппараты. Помимо этого, занимаясь научной работой, в 1967-м году защитил диссертацию доктора технических наук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Меж тем, сменивший С. П. Королева на посту Главного конструктора В. П. Мишин, неоднократно и настойчиво предлагал кандидатуру К. Пю Феоктистова для повторного космического полета. Однако военные (главным образом, отвечавший со стороны ВВС за подготовку космонавтов и проведение пилотируемых космических полётов Н. П. Каманин) противились этому — и не в последнюю очередь из-за противопоказаний по здоровью.

К.П. Феоктистов — один из разработчиков орбитальной станции «Салют-6»

С мая по октябрь 1980 года К. П. Феоктистов проходил подготовку в качестве космонавта-исследователя основного экипажа корабля «Союз Т-3» совместно с Леонидом Кизимом и Олегом Макаровым. Задачей экипажа был ремонт системы терморегулирования станции «Салют-6», одним из разработчиков которой был К. П. Феоктистов. Однако в октябре 1980 года решением главной медицинской комиссии он был отстранён от подготовки к полёту по состоянию здоровья и заменён Геннадием Стрекаловым.

Летчики-космонавты СССР (в первом ряду слева направо): Павел Попович, Борис Егоров, Валентина Николаева-Терешкова, Владимир Комаров, Константин Феоктистов. Во втором ряду (слева направо): Герман Титов, Юрий Гагарин, Валерий Быковский, Андриян Николаев. Александр Моклецов

К.П. Феоктистов ушёл из отряда космонавтов в 1987 году, до 1990 года продолжив работать заместителем генерального конструктора НПО «Энергия». За время работы в НПО «Энергия» он играл важную роль в создании новых космических аппаратов, в том числе — орбитальной космической станции «Мир».

К.П. Феоктистов с экипажем советско-российской пилотируемой научно-исследовательской орбитальной станции «Мир»

К тому времени из всех советских космонавтов старше К.П. Феоктистова были лишь трое — Георгий Береговой (1921—1995), Павел Беляев (1925—1970) и Лев Дёмин (1926 — 1998). Таким образом, последние 11 лет жизни К. П. Феоктистов был старейшим из живущих советских космонавтов.

Советские космонавта Константин Феоктистов, Георгий Береговой и астронавт НАСА Фрэнк Борман

В 1990 году член-корреспондент Международной академии астронавтики, доктор технических наук К. П. Феоктистов завершил свою деятельность в конструкторском бюро «Энергия», после чего без малого 20 лет преподавал в МГТУ имени Баумана – бывшем Московском высшем техническом училище, где начинал учиться основам ракетостроения.

МГТУ им. Н. Э. Баумана

Советский космонавт и инженер-разработчик космических кораблей Константин Петрович Феоктистов умер в возрасте 83 лет 21 ноября 2009 года и был похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. После себя он оставил не только значительный вклад в отечественную космонавтику, но и более 150 научных трудов, около 20 изобретений и шесть книг.

Могила К.П. Феоктистова на Троекуровском кладбище в Москве

В память о К. П. Феоктистове его именем был названо кратер на обратной стороне Луны, несколько улиц в Советском Союзе, а также воронежская школа № 5, в которой учился земным наукам, мечтая о полетах к звездам.

Школа и улица имени К.П. Феоктистова в Воронеже

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Все права защищены. Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2021
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75367 от 01 апреля 2019 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологи и массовых коммуникаций.
Учредители: А.И. Никонов и Е.М. Никонова
Главный редактор: А.И. Никонов (автор-исполнитель проекта)
тел.: +7 (473) 255-14-75
e-mail: bravo-voronezh@yandex.ru
12+
Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх