Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже
Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»

Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР А.В. Филипченко

Станция Давыдовка и бюст А.В. Филипченко в Острогожске

Избранный почетным гражданином американского города Хьюстон и российских городов Калуга, Чита и Лиски Воронежской области, дважды Герой Советского Союза, 19-й космонавт СССР и 41-й астронавт мира Анатолий Васильевич Филипченко родился 26 февраля 1928 года в селе Давыдовка Воронежской области. Но его детство, отрочество и юность прошли в городе Острогожск – административном центре одноименного района, где Толя Филипченко учился в средней школе №2, закончив 7 классов во время Великой Отечественной войны и полгода прожив в оккупированном гитлеровцами городе.

Острогожск (лето 1942 года) и космонавт А.В. Филипченко у входа в школу №2 (лето 2013 года)

После освобождения Острогожска в январе 1943 года 15-летний юноша поступил на работу в Острогожский моторемонтный завод учеником токаря, и, за четыре месяца освоив специальность, получил квалификацию токаря четвертого разряда. На этом и закончилась гражданская жизнь будущего космонавта.

Выпускники Воронежской спецшколы ВВС №6 (А. Филипченко – первый слева в третьем ряду)

В 1944 году сдав экзамены в Воронежскую спецшколу ВВС №6, которая, вернувшись из эвакуации, дислоцировалась в поселке Свободный Сокол Липецкой области, курсант Анатолий Филипченко за три года освоил навыки пилотирования, а затем продолжил учебу в Чугуевском военно-авиационном училище летчиков-истребителей.

Курсанты во время учебных полетов на истребителе Ла-9 (1948 год)

В 1950 году окончив Чугуевское военное авиационное училище и получив диплом военного летчика А. В. Филипченко служил в авиационных частях ВВС СССР. Начинал службу старшим лётчиком, потом командиром звена, заместителем командира эскадрильи, получив квалификацию «Военный лётчик 1-го класса». В 1961 закончив заочное отделение командно-штабного факультета Краснознаменной Военно-воздушной академии, А. В. Филипченко продолжил службу в авиации старшим летчиком-инструктором управления 119-й истребительной авиационной дивизии в Одесском военном округе.

Военный лётчик 1-го класса А. В. Филипченко (1960 год)

В 1962 году пройдя медицинское обследование в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале и получив допуск Центральной врачебно-летной комиссии, майор авиации А. В. Филипченко 8 января 1963 года на заседании мандатной комиссии был рекомендован к зачислению в отряд космонавтов, куда был зачислен в качестве слушателя-космонавта.
В течении двух лет — с января 1963 по январь 1965 года — слушатель-космонавт А. В. Филипченко проходил общекосмическую подготовку в Центре подготовки космонавтов, а затем, сдав экзамены и получив квалификацию «космонавт ВВС», 23 января 1965 года был назначен на должность космонавта 2-го отряда, где решались задачи сугубо военных космических программ. И в самом конце января космонавту А. В. Филипченко было присвоено очередное воинское звание подполковника авиации.

Подполковник авиации, космонавт ВВС А. В. Филипченко (1965 год)

В марте 1965 года во время полета космического корабля «Восход-2», с борта которого был совершён первый в мире выход космонавта А.А. Леонова в открытый космос, подполковник А. В. Филипченко был оператором связи с экипажем «Восхода-2» на одном из сибирских наземных пунктов управления.

Экипаж космического корабля «Восход-2» (космонавты П.И. Беляев и А. А. Леонов) и оператор связи космонавт ВВС А. В. Филипченко (1965 год)

В 1966 — 1967 годах подполковник авиации А. В. Филипченко проходил подготовку в группе космонавтов по программе «Спираль», в процессе которой принимал участие в испытаниях самолетов МиГ-21 и Су-7 (всех модификаций), Су-9, Су-11, Як-28, Як-25РВ в городе Ахтубинск Астраханской области.

Участие космонавта ВВС А. В. Филипченко в программе «Спираль» (1966 – 1967 годы)

И, наконец, 30 апреля 1969 года назначенный космонавтом 1-го отдела 1-го управления 1-го НИИ Центра подготовки космонавтов, А. В. Филипченко с февраля по октябрь 1969 года проходил непосредственную подготовку к космическому полету по программе тройного полета кораблей «Союз-6», «Союз-7», «Союз-8» в качестве командира основного экипажа космического корабля «Союз-7», вместе с бортинженером В.В. Волковым и инженером-исследователем подполковником В.В. Горбатко.

Экипаж космического корабля «Союза-7» на Красной площади и на тренировках

Начавшийся 12 октября 1969 года, это был первый групповой полет трех советских космических кораблей «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8». Причем официально было объявлено, что целью полёта является испытание систем космического корабля, проведение маневров на орбите во время группового полёта, а также проведение научных, технических и медико-биологических экспериментов. А на деле целью полета была стыковка кораблей «Союз-7» и «Союз-8» и переход одного космонавта из корабля «Союз-7» в «Союз-8» и одного в обратном направлении.

Изначальный план группового полета космических кораблей «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8»

Однако все пошло вопреки плану полета. Сначала отказала система стыковки, сблизиться с другим космическим кораблем не удалось. Программу полета подкорректировали, и космонавты, пытаясь выполнить поставленную задачу, провели на орбите почти пять суток. И уже во время пуска на землю подвела автоматика: возникла нештатная ситуация, которая могла обернуться гибелью экипажа корабля «Союз-7». На то, чтобы включить прибор вручную, у космонавтов было всего несколько секунд. Положение спас командир корабля А. В. Филипченко, которому за два дня до этого — в полете — было присвоено очередное звание полковника авиации.

«Союз-7»: возвращение на Землю

С того рокового дня представ в глазах коллег-космонавтов, подчиненных и начальства героем этой неудачной космической экспедиции, полковник авиации А. В. Филипченко в течение последующих двух лет быстро продвигался вверх по служебной лестнице. 10 февраля 1970 года назначенный командиром отряда космонавтов, он затем был переведен с повышением на должность заместителя начальника 1-го отдела, после чего последовало назначение на пост начальника 4-го отдела (программа «Спираль») и далее — заместителя начальника 1-го управления по подготовке космонавтов.

Заместитель начальника 1-го управления по подготовке космонавтов полковник авиации А. В. Филипченко и заместитель начальника Центра подготовки космонавтов генерал-майор авиации А.Г. Николаев в Центре управления полетами

Одновременно с тем продолжалась жизнь А. В. Филипченко как космонавта. С января по май 1970 года он проходил непосредственную подготовку по программе автономного длительного полета на корабле «Союз» в качестве командира корабля, вместе с бортинженером Г.М. Гречко… Во время старта «Союза-9» 1 июня 1970 года полковник авиации А. В. Филипченко был дублером командира корабля… С августа 1970 по июль 1971 года он проходил подготовку по программе «Контакт», предусматривавшей испытание новой системы сближения и стыковки для лунного комплекса Л-3, в качестве командира экипажа активного корабля, вместе с бортинженером Г.М. Гречко. Поначалу полет откладывался из-за задержки разработки системы «Контакт», а затем, после того как американские астронавты высадились на Луне, был отменен в связи с закрытием лунной программы.

Космонавты А. В. Филипченко и Г.М. Гречко во время подготовки по программе «Контакт» (1971 год)

В 1972 году приступив в составе группы космонавтов к подготовке совместного советско-американского полета в космос по большой программе ЭПАС, полковник авиации А. В. Филипченко с мая 1973 по ноябрь 1974 года проходил непосредственную подготовку для автономного испытательного полета новой модификации корабля «Союз» (7К-ТМ) в качестве командира основного экипажа, вместе с бортинженером Н.Н. Рукавишниковым.

Космонавты А. В. Филипченко и Н.Н. Рукавишников во время подготовки для автономного испытательного полета новой модификации корабля «Союз» (1973 год)

Продолжавшийся 5 суток 22 часа 23 минуты 35 секунд – со 2 по 8 декабря 1974 года — этот полет космического корабля «Союз» под номером 16 был для обоих членов экипажа вторым в их жизни. Произведя в космосе испытания новой модификации корабля 7К-ТМ для программы ЭПАС в пилотируемом режиме, а так же проверив возможности корабля и работу андрогинно-периферийного стыковочного узла АПАС-75 для будущей стыковки кораблей «Союз» и «Апполон», А. В. Филипченко и Н.Н. Рукавишников благополучно вернулись на землю.

Почтовая марка в честь полета космического корабля «Союз-16»

Награжденный за этот полет второй звездой Героя Советского Союза и вместе с тем повысивший свою профессиональную квалификацию до космонавта 2-го класса, полковник авиации А. В. Филипченко больше в космос не летал. С января по июнь 1975 года он проходил непосредственную подготовку по программе ЭПАС в качестве командира второго (дублирующего) экипажа. В составе группы советских космонавтов А. В. Филипченко провел совместные тренировки с американскими астронавтами на тренажёрах космических кораблей «Союз» и «Аполлон» в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина (СССР), а затем в Центре пилотируемых полётов имени Л. Джонсона (США). А затем космонавт 2-го класса, полковник авиации А. В. Филипченко был дублером полковника авиации А.А. Леонова — командира космического корабля «Союз-19», совершившего первый международный космический полет со стыковкой с американским космическим кораблём «Аполлон», при которой использовался андрогинно-периферийный стыковочный узел АПАС-75, ранее проверенный в космосе при полете «Союза-16».

Экипаж корабля «Союз-16» (Н.Н. Рукавишников и А. В. Филипченко) и картина командира космического корабля «Союз-19» А.А. Леонова «Союз» — «Апполон»

В 1978 году повышенный в звании до генерал-майора авиации и назначенный начальником 1-го управления по подготовке космонавтов, А. В. Филипченко прослужил на этом высоком посту следующие 10 лет. Став первым президентом Федерации космонавтики СССР, он за организацию международных полетов на орбитальной станции «Салют» в 1981 году был награжден Государственной премией СССР, а затем, 26 января 1982 года приказом Главкома ВВС отчисленный из отряда космонавтов по состоянию здоровья (зашкалило давление), до мая 1988 года служил начальником 1-го управления Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.

Начальник 1-го управления Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина генерал-майор авиации А. В. Филипченко

19 мая 1988 года приказом министра обороны СССР №0396 уволенный с действительной военной службы в запас по болезни, и через месяц исключенный из списков части, генерал-майора авиации А. В. Филипченко после увольнения из рядов Вооруженных Сил с 1 сентября 1988 по июнь 1993 года работал заместителем директора, а затем директором Московского филиала Харьковского Опытно-конструкторского бюро технических средств обучения.С июня 1993 года, выйдя на пенсию, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации в отставке, космонавт II класса кандидат военных наук в области навигации Анатолий Васильевич Филипченко живет в Звездном городке.
Фото 5. А. В. Филипченко с космонавтами

Памятник Дважды Герою Советского Союза А. В. Филипченко в городе Острогожск





Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Все права защищены. Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2021
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75367 от 01 апреля 2019 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологи и массовых коммуникаций.
Учредители: А.И. Никонов и Е.М. Никонова
Главный редактор: А.И. Никонов (автор-исполнитель проекта)
тел.: +7 (473) 255-14-75
e-mail: bravo-voronezh@yandex.ru
12+
Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх