Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже
Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»

Новохоперск — исторический город России

Администрация Новохоперского муниципального района
Адрес: г. Новохоперск, ул. Советская, 14
Телефон: (47353) 3-15-98
Электронная почта: novohoper@govvrn.ru
Сайт: http://nhoper.ru/

Расположенный в 223 километрах (по шоссе) восточнее Воронежа на высоком правом берегу реки Хопер и являющийся административным центром одноименного муниципального района и городского поселения, город Новоховерск в числе 7 городов Воронежской области (Бобров, Богучар, Борисоглебск, Воронеж, Новохоперск, Острогожск, Павловск) был включен в 1990 году в перечень исторических населённых пунктов России, утверждённый постановлениями коллегии Министерства культуры РСФСР, коллегии Госстроя РСФСР и президиума Центрального совета ВООПИиК.

Деревянная скульптурная группа в честь Петра Первого в центре Новохоперска

Однако в июле 2010 года совместным приказом Министерства культуры РФ и Министерства регионального развития РФ тот перечень был сокращён более чем в 11 раз — с 478 до 41. Причем чиновниками, управляющими культурой и развитием регионов России по своим понятиям, из федерального списка вместе со всеми воронежскими историческими городами были вымараны такие значимые в плане истории населенные пункты, как Великий Новгород, Переславль-Залесский, Псков, Углич и даже Москва.

Памятник Петру Первому в Москве

При этом, как понимаете, все эти города не стали от этого менее значимыми и продолжают в глазах россиян оставаться большими и малыми историческими центрами России. А потому, оставив за чиновниками право решать на бумаге вопросы принадлежности того или иного поселения к историческим ценностям России, обратимся к реальной жизни, в которой Новохоперск был, есть и останется, пусть малым, но, безусловно, историческим городом нашей области и нашей страны.
Изначально находившиеся на окраине Русского государства, земли современного Прихоперья лишь в начале ХVII века стали заселяться всяким пришлым людом (бортниками, звероловами, рыболовами) и казачьей вольницей. Но уже во второй половине XVII века на берегах Хопра казаками было основано несколько поселений — верховые казачьи городки Беляевский, Григорьевский и Пристанский, входившие в состав земель Войска Донского.

Сторожевой казачий городок

Размещавшийся на берегу Хопра, к югу от холма, на котором сейчас расположен исторический центр города Новохоперск, Пристанский городок являлся важным торговым пунктом на так называемой «Ордобозарной дороге», связывавший Москву (через Рязань и Касимов) с Астраханью, которая позднее стала именоваться «Хопёрской», а в XVIII веке получила название «Астраханский тракт».

Бывший Астраханский тракт

В 1696 году в Прихоперье начались лесозаготовительные работы с целью обеспечить материалом судостроительные верфи, созданные на Хопре для строительства кораблей Азовской флотилии, которой суждено было стать прообразом регулярного российского военного флота.

Строительство кораблей Азовской флотилии

Три боевых корабля — «Безбоязнь», «Благое Начало» и «Соединение» — были построены и спущены на воду в 1698—1699 годах на верфи Пристанского городка.

Взятие Азова. Первое участие русского флота в военных действиях

Отдельной страницей в историю России вписано участие хопёрских казаков в Азовских походах Петра Первого. После долгой осады Азова в 1696 году захватившие крепость вместе с донцами в составе войска боярина А. С. Шеина, хопёрцы проявили необычайную удаль и отвагу. И это стало началом создания Хопёрского казачьего полка.

Участие казаков в штурме крепости Азов

По завершении Азовского похода отпущенные по домам, хопёрцы продолжили государеву службу в составе Хопёрской команды, сформированной в 1996 году из казаков Хопёрского казачьего полка, разместившихся по слободам Алфёровка, Красная, Пыховка и Градская.

Казачья сторожевая застава

Меж тем, в 1670—1671 годы уже прославившийся участием своих жителей — хопёрских казаков — в крестьянской войне под предводительством Степана Разина, городок Пристанский в 1708 году снова оказался в центре восстания казаков во главе с Кондратием Булавиным, которое отсюда переметнулось в воронежские и тамбовские села.
На этом могла бы и закончиться его история, ибо после подавления булавинского восстания, закончившегося казнью 7 тысяч казаков, Пристанский казачий городок, как прежний центр вольности и бунтарства, по приказу царя Петра Первого был сожжен… Однако вскоре, опять же по приказу царя и по его плану, на пепелище Пристанского была основана новая Хопёрская земляная крепость, с верфью при ней. Ибо на Хопре начиналось строительство судов для первой Азовской флотилии.
В 1710 году на месте Пристанского городка на высоком береговом холме по чертежу, составленному самим Петром I, была заложена земляная крепость, сооружение которой завершилось в 1716 году. Возведенную из расчёта на полторы тысячи служивых людей, крепость окружал земляной вал и деревянные башни с 26 пушками. Впоследствии названная Новой Хоперской, она в 1719 году была приписана к Воронежской провинции Азовской губернии, а слободы, возникавшие около крепости, положили начало формированию будущего Новохопёрска.

Макет Ново-Хопёрской крепости (Новохопёрский краеведческий музей)

Во воле Петра I на Новой Хоперской верфи были заложены и спущены на воду 6 боевых судов Азовской военной флотилии. Однако, всероссийское значение новый город-крепость приобрел лишь в эпоху Екатерины, указом которой в 1768 году для оказания содействия сухопутным войскам в борьбе с турецким флотом и недопущения высадки десантов на Чёрном и Азовском морях была создана «Донская экспедиция» во главе с контр-адмиралом Д. Н. Сенявиным.

Контр-адмирал Д.Н. Сенявин и начало строительства кораблей Донской флотилии в Новохоперске

В 1770 году избрав Новохоперск местом для строительства будущих кораблей Черноморского флота, А. Н. Сенявин лично руководил постройкой нового русского флота. В 1769—1870 годах со стапелей Новохопёрской верфи были спущены на воду две эскадры: первая — состоящая из кораблей «Таганрог», «Корона», бота «Курьер» и фрегата «Второй», и вторая эскадра всоставе 16-пушечного двухмачтового «Хотина», кораблей «Азов», «Новопавловск», «Морея» и фрегата «Первый».

Строительства кораблей Донской флотилии в Новохоперске

В те самые годы в Новохоперске проходил службу будущий флотоводец Ф.Ф. Ушаков, карьера которого начиналась здесь в 1766—1771 годах мичманом, а затем лейтенантом Донской флотилии. Совершил несколько военных переходов на кораблях по воронежским рекам, он в 1771 году участвовал в проводке к Азовскому морю фрегата «Первый», построенного на Новохоперской верфи.

Лейтенант Донской флотилии Ф.Ф. Ушаков

А всего за время войны с Турцией с 1768 по 1774 год на Новохопёрской верфи было построено более 30 кораблей Донской флотилии — транспортных судов, галиотов, ботов и фрегатов, частично вошедших в состав первой Черноморской флотилии, которая послужила основой Черноморскому флоту России.

Черноморская флотилия

Материальным свидетельством той эпохи служат две дороги, булыжное покрытие которых частично сохранилось и поныне: «старый козацкий тракт», извилисто спускающийся к Хопру от того места, где ранее были восточные ворота крепости… и вторая дорога, что шла сначала на север вдоль бровки береговой террасы (ныне ул. Карла Маркса), а затем круто уходила вниз — к корабельной верфи (ул. Въезжая).

Остатки «старого козацкого тракта» в Новохоперске

В эпоху Екатерины II была перевернута очередная страница истории Новохоперского края. 24 апреля 1777 года был подписан Указ императрицы о создании Азово-Моздокской линии укреплений для защиты южных рубежей Российского государства. И, вынужденные покинуть родные края, хопёрские казаки двинулись на Северный Кавказ. Там на Кубани и Куме хопёрцы создали казачьи станицы с укреплёнными пунктами на рубеже новой границы, которую им было суждено защищать от набегов соседей-черкесов. В ходе становления и укрепления рубежей, военных действий и преобразования подразделений образовался Хопёрский полковой округ Баталпашинского отдела Кубанского казачьего войска, а сам старолинейный полк стал уже гордо именоваться Хопёрским Её Императорского Высочества Великой Княгини Анастасии Михайловны конным полком, который по праву считается старейшим и стоит в основе Кубанского казачьего войска.

Переселение хопёрских казаков на Кубань

Век правления Екатерины II остался важнейшей вехой в истории Новохоперска. В документах того времени часто называемый «Новой Хоперской крепостью», город официально получил название «Новохоперск» и в 1779 году стал уездным городом Тамбовского наместничества.

Новохопёрск — уездный город

К той же эпохе Екатерины II относится обретение городом своего герба, высочайше пожалованного 16 августа (по старому стилю) 1781 года Новохоперску, который тогда относился к Тамбовскому наместничеству, а потому в верхней части герба города был изображен герб Тамбовский, а внижней: «…река въ зеленом поле, на которой написано «Новый Хоперъ», означающiй имя своего города», — так гласило подлинное описание, послужившее исторической основой для герба современного Новохоперска.

Гербы Новохопёрска: старый и новый

В 1883 году отчисленный к Саратовским землям, по указу Александра I от 29 марта 1802 года Новохоперск снова и уже окончательно вошел в состав Воронежской губернии. А через четыре года 10 марта 1806 года городу, в котором насчитывалось 171 двор и 1092 жителя, был высочайше утвержден его первый план.

Первый план Новохоперска и вид на город с высоты птичьего полета

Согласно этому плану в 1861 году на месте земляной Хоперской крепости (земляной вал которой был срыт в 1851 году) началось возведение ныне действующего Воскресенского собора, выстроенному в русско-византийском стиле, по образцовому проекту архитектора К.С. Тона и ныне являющемуся визитной карточкой города.

Воскресенский собор и вид на окрестности Новохопёрска с высоты его куполов

Строительство Воскресенского собора совпало по времени с переводом в Новохопёрск из Михайловской станицы Богоявленской ярмарки — одной из самых крупных в России того времени, сыгравшей особую роль в развитии города. Ежегодно проходившая в Новохопёрске на протяжении пяти лет до 1871 года, Богоявленская ярмарка приносила городу доход в размере 50 тысяч рублей в год. По словам современников, за эти годы Новохопёрск «преобразился настолько, что тот, кто был в нём несколько лет тому назад, теперь решительно не узнал бы его».
Последние десятилетия XIX века – это годы интенсивного строительства и обновления города. Развивается судоходство по реке Хопер, увеличивается грузооборот по перевозу пшеницы, спирта, леса, расширяется хлебная торговля, открываются конторы по скупке хлеба.
В 1895 году через Новохоперский уезд были проложены железнодорожные перегоны новой широтной линии Харьков-Балашов-Пенза и образована новая железнодорожная станция — «Новохопёрск».
Появление железнодорожного транспорта дало новый импульс развитию Новохопёрска: к 1916 году в городе, население которого же составляло 9,1 тысяч жителей, действовали 20 заводов (в том числе и паровой маслобойный завод), товарная мельница, а так же 10 учебных заведений (в том числе мужская и женская гимназии, начальное училище, 7 начальных школ).
Около 60 зданий, построенных на рубеже XIX и XX веков, ныне внесены в перечень памятников истории и архитектуры. Наиболее примечательным из них является бывшая мужская гимназия, возведенная в формах позднего модерна в 1907 году и считающаяся самым крупным в городе общественным зданием начала XX века.

Мужская гимназия

После победы вооруженного восстания в Петрограде, Новохопёрск вступил в новейший период своей истории. 2 (15) ноября 1917 года в городе была установлена Советская власть. Причем произошло это мирным путем, а Новохопёрск был вписан в число первых советских городов Воронежской губернии.
В годы Гражданской войны Новохопёрский край стал ареной ожесточенных боев частей Красной Армии с войсками Белой гвардии. В скрижали истории Воронежской области советского периода вошло Краснянское восстание, вспыхнувшее в тылу белых войск, захвативших территорию Новохопёрского уезда.
В июле 1919 года против бесчинствующих белогвардейцев с оружием в руках выступили жители сел Красное, Некрылово, Каменка-Садовка, Пыховка, Бурляевка и Троицкое. Восстание было подавлено частями белогвардейской армии, но отбельные бои продолжались долгое время. И главное – эти вооруженные выступления в тылу белогвардейцев помогли Красной Армии в конце июля 1919 года освободить Новохоперск и большую часть уезда, где была восстановлена советская власть.

Памятник в честь участников Красняского восстания (с. Красное)

В 1920—1921 годах часть территории Новохопёрского уезда была охвачена одним из самых крупных в России крестьянских восстаний против власти Советов времен Гражданской войны.

Восставшие крестьяне и их предводитель Иван Колесников

Называемое иногда «антоновщиной» по фамилии одного из руководителя восстания, оно началось в Тамбовской губернии, откуда перекинулось в западные южные уезды Воронежской губернии, где «антоновцев» поддержали «колесниковцы» — восставшие крестьяне Старой Калитвы во главе с Иваном Колесниковым, которые влились в ряды «антоновской» армии 1-ым Богучарским партизанским полком.

И.С. Колесников — командующий Первой конно-повстанческой армии Объединённой партизанской армии Тамбовской губернии.

Участие в подавление крестьянского восстания приняли будущий маршал Г.К. Жуков и детский писатель А.П. Гайдар. Воевавшие в окрестностях Новохоперска, они впоследствии рассказали об этом: Жуков — в своих мемуарах, Гайдар – в повести «Школа».

Участники боев на новохопёрской земле Г.К. Жуков и А.П. Голиков (Гайдар)

Некоторые эпизоды Гражданской войны на территории Новохоперского уезда так же послужили литературным материалом для А.П. Платонова — одного из наиболее самобытных по стилю русских литераторов первой половины XX века. Летом 1919 года командированный в Новохоперск в качестве корреспондента «Известий» Совета обороны Воронежского укрепрайона, он писал впоследствии: «Июль 1919 года был жарок и тревожен. Я не чувствовал безопасности в маленьких домиках города Новохоперска, боялся уединения в своей комнате и сидел больше во дворе… За короткое время здесь шесть раз успела поменяться власть — то красная, то белая, то снова красная…» Так, благодаря впечатлениям от той командировки, Новохоперский уезд стал местом действия социально-философского романа «Чевенгур» — написанного в 1926—1928 годах, самого пространного и одного из наиболее значительных сочинений мастера.

А. Платонов среди делегатов губернского съезда журналистов (1921 г.)

Уже в мирное время в годы первых пятилеток Новохопёрск был упомянут в романе И.Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»: в записке, адресованной мадам Грицацуевой, Остап Бендер сообщал, что именно в этот город он должен срочно выехать с докладом. Видимо, тогда Новохопёрск воспринимался в Советской России символом новой российской провинции. И по сей день одной из достопримечательностей города является памятник В.И. Ленину, открытый 1 Мая 1924 года чуть ли не самым первым в Воронежской губернии.
В 1928 году по всей территории СССР прошла кампания так называемого районирования, в процессе которого упраздненный вместе Воронежской губернией Новохопёрского уезд был преобразован в один из районов Центрально-Чернозёмной области. Исторической особенностью существования Новохоперского района того периода является факт, что, начиная с момента создания в 1928 году, его территория разделялась на два района — Новохоперский и Елань-Коленовский, которые просуществовали в этом статусе до 1965 года, пока не были объединены в границах современного Новохоперского района. И потому, дабы не запутаться во времени и пространстве историки-краеведы рассматривают этот период истории края как единое целое.
В общую историю Новохоперского края довоенного времени включены два события, каждое из которых достойно именоваться историческим. 10 февраля 1935 года Постановлением ВЦИК и Совнаркома РСФСР был создан Хоперский Государственный заповедник с целью защиты и восстановления численности ценного пушного зверька — русской выхухоли. А 6 ноября 1939 года вступил в строй ныне знаменитый сахарный завод «Елань-Коленовский», в те годы являвшийся одним из крупнейших в Европе предприятием отрасли.
В 1941—1943 годах являвшийся прифронтовым городом, где размещались военные госпитали и формировались воинские подразделения для отправки на фронт, Новохоперск вписан в страницы истории Великой Отечественной войны, как место формирования Первой чехословацкой бригада под командованием будущего президента Чехословакии Людвига Слободы.

Внесение знамени в штаб 1-ой Чехословацкой бригады

Об этом событии напоминает мемориальная доска на здании краеведческого музея, где в мае-сентябре 1943 года находился штаб чехословацкой бригады, а в наше время разместился первый в СССР и единственный в мире музей советско-чехословацкой дружбы.
В годы Великой Отечественной войны на фронт ушли более 14 тысяч жителей Новохоперска и Новохоперского района, и, не вернувшись назад, пали в боях за родину почти 8 тысяч новохоперцев.

Мемориал Великой Отечественной войны в Новохопёрске

Бюсты 12 Героев Советского Союза – жителей Новохопёрского края – установлены в Новохоперске на Аллее славы.

Аллея славы в Новохопёрске

С момента его основания, как города-крепости, одним из символов Новохопёрска является река Хопёр. Протекающая по территории Новохопёрского края, одна из красивейших и самых чистых рек Европы, она передала свое название города и ныне является основным образом его современного герба.

Река Хопёр

В пойме этой удивительной и хрустально чистой реки расположена территория Хопёрского государственного природного заповедника, который, в свою очередь, являясь эталоном природы Центрального Черноземья, во всех путеводителях по Воронежскому краю представляется одной из главных достопримечательностей региона и Новохоперского района, в частности.

Центральная усадьба заповедника в с. Варварино

Это место имеет настолько разнообразную флору и фауну, что является одной из самых известных заповедных территорий в мире. Особую популярность Хопёрский государственный заповедник получил из-за распространения в нем реликтового зверька — русской выхухоли.
На берегу Хопра, неподалеку от Новохоперска, находится еще одна достопримечательность всероссийского значения. Известная, как Новохопёрская аномальная зона, она находится на месте Новохопёрского тектонического разлома земной коры в районе озера Желтояр, где исследователями была выявлена необычайная концентрация аномальных явлений.

Озеро Желтояр и Новохопёрская аномальная зона

Изучать феномен аномальной зоны под Новохопёрском начали ещё в середине 1980-х годов. Выявив активный в тектоническом отношении район, экспедиция во главе с известным воронежским уфологом Генрихом Силановым несколько лет изучала редкие феномены, используя Новохопёрскую аномальную зону как естественный, природный полигон.

Генрих Силанов и его снимки

И, наконец, в 2013 году Новохопёрск в очередной раз привлек к себе внимание всей России в связи с волной протестов, прокатившихся по Воронежской и граничащим с ней на востоке областям, в связи с планируемыми разработками никелевых месторождений на берегу реки Хопер.
Под девизом «В защиту Хопра» протестное движение выступало с требованием не допустить разработки никелевых месторождений, ибо эта деятельность неизбежно повлияет на ухудшение экологической ситуации в регионе. Вместе с тем людей тревожила и судьба расположенного рядом с районом добычи Хопёрского заповедника.
Однако, несмотря на протесты, геологоразведка продолжалась, завершившись в 2017 году. И уже в следующем году стало известно, что строительство горнодобывающего предприятия в Новохопёрском районе может начаться в 2021 году, а на июль 2026 года планируется ввод месторождения в разработку.





Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Все права защищены. Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2021
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75367 от 01 апреля 2019 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологи и массовых коммуникаций.
Учредители: А.И. Никонов и Е.М. Никонова
Главный редактор: А.И. Никонов (автор-исполнитель проекта)
тел.: +7 (473) 255-14-75
e-mail: bravo-voronezh@yandex.ru
12+
Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх