Притяжение земли - самая большая сила нашего мира. Используем её во благо нашего края! Земляки и все, кто ими себя ощущает, присоединяйтесь к нашим сообществам "Браво, Воронеж!" в социальных сетях

Воронежские монументы-недоразумения или О чем напоминают воронежцам памятники Пушкину, Есенину, Высоцкому и Ленину

Являясь самым древним видом изобразительного искусства, монументальное искусство (лат. monumentum, от moneo — напоминаю) во все времена параллельно эстетическим целям выполняло задачи формирования общественного мнения путем воздействия на целевую аудиторию, которой в данном случае является массовый зритель. Посвященные, как правило, значительным историческим событиям или воздвигаемые в честь выдающихся исторических личностей, произведения скульпторов-монументалистов всегда отличало общественно значимое или политическое содержание, воплощённое в масштабной и величественной (или величавой) пластической форме.

При этом особое значение монументальное искусство приобретало в периоды глобальных социально-политических преобразований, во времена общественного подъёма, интеллектуального и культурного расцвета, находящихся в зависимости от стабильности общегосударственного развития, когда творчество призвано выражать наиболее актуальные идеи.

Первый памятник Ленину на площади 20-летия Октября (ныне площадь Ленина)

 В этом смысле, наиболее ярким символом предыдущей эпохи в Воронеже является монумент главному организатору и руководителю Октябрьской революции 1917 года В.И. Ленину, который, как и во всех городах бывшего Советского Союза, традиционно стоит на главной городской площади, в соответствии с общепринятой практикой прошлых лет нареченной именем основателя советского государства.

Современный памятник Ленину перед зданием областной администрации

Встав во весь свой 5-метровый рост перед зданием бывшего обкома КПСС, ныне занятом областным правительством, воронежский памятник Ленину занимает на площади своего имени центральное место, доступное для обозрения со всех сторон. Так, безмолвно напоминая воронежцам о прошлом величии советской державы, бронзовый Ленин продолжает выполнять задачу памятника-пропагандиста, возложенную на него создателем монумента — одним из самых известнейших советских скульпторов-монументалистов, Героем Социалистического Труда, Народным художником СССР, Лауреатом Ленинской, пяти Сталинских и одной Государственной премии СССР, академиком АХ СССР, профессором Н. В. Томским.

Площадь 20-летия Октября в июле 1942 года

Установленная в Воронеже 7 ноября 1940 года, первая 14-тонная бронзовая скульптура Ленина работы Н.В. Томского была в 1942 году вывезена гитлеровскими оккупантами из города (вместе с бронзовым Петром Первым) для переплавки.

Демонтированный памятник Ленину на площади 20-летия Октября (1942 год)

Но после освобождения Воронежа в 1943 году город не остался без Ленина. На сохранившийся постамент была временно поставлена бетонная скульптура вождя, выполненная Народным художником СССР, академиком АХ СССР, Лауреатом двух Сталинских премий первой степени скульптором-монументалистом С. Д. Меркуровым — автором многочисленных монументов И. В. Сталину, в числе которых были два самых крупных на территории СССР — на входе в Канал имени Москвы и на ВДНХ.

Скульптор Н. В. Томский в мастерской

Второй воронежский памятник Ленину, созданный скульптором Н. В. Томским

В 1948 году скульптура «воронежского» Ленина все тем же Н. В. Томским, использовавшим свои старые чертежи и заготовки, была повторно отлита в бронзе, и в 1950 году заняла свое прежнее место на постаменте. Эта статуя несколько отличалась от уничтоженной фашистами скульптуры, но традиционный жест правой руки вождя с прежней силой выражал твердую уверенность и непреклонность вождя мирового пролетариата.

В 1960 году удостоенный статуса памятника федерального значения и взятый под охрану государства, воронежский монумент Ленина стал первым в послевоенной «ленинской серии», выполненной Н. В. Томским. В 1952 году бронзовые отливы оригинальной статуи были установлены как оригинальные монументы в Вильнюсе, Иркутске и Ленинграде, где двойник «воронежского» Ленина располагался в нише центральной части фасада Варшавского вокзала, выходящего на набережную Обводного канала.

Памятник Ленину на Варшавском вокзале в Ленинграде /Санкт-Петербурге

Таким образом, монумент Ленина в Воронеже можно отнести к категории скульптурных произведений являющихся «серийной продукцией». Похожие друг на друга, как братья-близнецы, многочисленные памятники Ленину были неотъемлемой частью советской традиции монументального искусства и одним из символов советской коммунистической идеологии. А она, как известно, в одночасье обрушилась вместе с Советским Союзом.

На свято место пусто не бывает. Чтобы понять ход новейшей истории России, достаточно приглядеться к процессам, происходящим в цехах скульпторов-монументалистов, творчество которых, как было отмечено выше, приобретает особое значение в периоды глобальных социально-политических преобразований.

Являлось концентрированной формой художественного выражения и утверждения идеологии и политики государства, монументальное искусство живо реагирует на изменение идеологических установок, которые спускаются в мастерские скульпторов из поднебесья власти в форме заказа.

Переходный период от XX века к XXI столетию в Воронеже был ознаменован появлением в центральной части города целой серии новых по содержанию памятников, общественное существование которых было невозможно в советское время исключительно по идеологическим соображениям советской эпохи.

Митинг у памятника Бунину в Воронеже

В октябре 1995 года в ознаменование 125-летия со дня рождения первого русского лауреата Нобелевской премии в области литературы И.А. Бунина — в Воронеже, где он родился, и в Орле, где прошли его молодые годы – по решению Правительство Российской Федерации были открыты сразу два первых памятника великому русскому писателю, в советское время окрещенного «белогвардейцем Буниным».

Памятники И.А. Бунину в Воронеже и Орле

В сентября 1999 года в год столетия со дня рождения еще одного уроженца Воронежа А.П. Платонова — русского гения, официально заклейменного при жизни врагом советской власти – в городе был торжественно открыт памятник писателю, творчеством которого восторгались сразу три нобелевских лауреата А. И. Солженицын, И.А. Бродский и Э. М. Хемингуэй . Причем последний называл А.П. Платонова своим учителем в литературе.

Памятник А.П. Платонову

В мае 2003 года в рамках празднования Дня славянской письменности и культуры перед парадным входом в новый воронежский Благовещенский кафедральный собор прошла торжественная церемония открытия памятника в честь выдающегося духовного просветителя России Святителя Митрофана Воронежского, в 1832 году причисленного к лику святых православной церкви и являвшегося одним из самых почитаемых в России святителей.

Памятник святителю Митрофану Воронежскому

И, наконец, в сентябре 2008 года — в канун 70-летия со дня смерти поэта О.Э. Мандельштама – в Воронеже открыли памятник удивительнейшему из поэтов России, прославившего Воронеж циклом стихотворений под общим названием «Воронежские тетради», которые были написаны в нашем городе во время его трехлетней ссылки в 1934—1937 годах.

Памятник О.Э. Мандельштаму

В переходный период между XX столетием и XXI веком Воронеж обрел два новых символа, которыми стали два ныне самых известных воронежских памятников.
В 1998 году на площади перед воронежским театром кукол «Шут», был установлен памятник собаке — литературному героя известнейшей повести воронежского писателя Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное ухо» (скульпторы – Заслуженные художники РФ Э.Н. Пак и И.П. Дикунов).

Памятник Белому Биму Черное ухо

А в конце 2003 года в Воронеже состоялось торжественное открытие одного из самых необычных российских памятников, установленного в честь героя советского мультипликационного фильма «Котенок с улицы Лизюкова», который , материализовавшись на реальной воронежской улице, стал визитной карточкой Воронежа и Воронежского края. Воронежцы так полюбили памятник Василию, что в 2008-м выдвинули его на звание почетного гражданина города, а в 2009-м — на звание неофициального символа Воронежа, которым по итогам голосования стал памятник императору Петру Первому, лишь на 3 десятые процента обогнавший в рейтинге беспородного котенка (24,7% голосов против 23,4%).

Памятник Котенку с улицы Лизюкова

Воздвигнутые в честь выдающихся исторических личностей и культовых персонажей, каждый из которых своею жизнью и делами тесно связан с Воронежем и Воронежским краем, эти памятники органично вписались в городскую среду. При этом все они, как и полагается произведения монументального искусства, служили делу пропаганды важнейших преобразующих общественных идей таких, как любовь к своей Малой Родине, где в разное время рождались, жили и действовали реальные прообразы новых воронежских монументов. Говоря языком маркетологов, эти памятники брендировали город в глазах его жителей и гостей, ненавязчиво напоминая, что Воронеж имеет полное право называться культурной столицы Черноземья.

А потому на фоне этих монументов (лат. monumentum, от moneo — напоминаю), содержание которых понятно каждому человеку, живущему в Воронеже или проездом очутившемуся в нашем городе, представляются недоразумением провинциальной жизни три воронежских памятника, которые были установлены в нашем городе в те же самые переходные годы от XX века в XXI столетие.

Памятник А. С. Пушкину

В 1999 году, накануне тревожно ожидаемого миллениума, Россия с большим размахом отметила юбилей великого русского поэта Александра Пушкина. Обилие воздвигнутых к 200-летию поэта монументов и галерея пушкинских рекламных щитов на улицах российских городов в тот год превысила все возможные значения. Не смогли остаться в стороне от всероссийского ажиотажа и деятели воронежской культуры. 6 июня 1999 года — в день 200-й годовщины его дня Александра Сергеевича — в сквере рядом с Театром оперы и балета, откуда хорошо просматривается памятник «воронежскому» Ленину, был торжественно открыт памятник «воронежскому» Пушкину. который, как и Ленин, никогда в Воронеже бывал. Более того, не в пример Владимиру Ильичу, упоминания которого о Воронеже и воронежцах имеются во всех издания х его полного собрания сочинений, Александр Сергеевич ни словом, ни полсловом о нашем городе нигде не обмолвился. О чем, надо полагать знали установщика воронежского памятника в честь Пушкина А. С. (Авторы — Заслуженные художники России, скульпторы И. П. Дикунов, Э. Н. Пак и архитектор Л. Яновский).

Памятник Сергею Есенину

Никогда не бывал в нашем городе, не посвятив Воронежу ни одной строчки, и «поэт деревни» Сергей Есенин, памятник которому был установлен в октябре 2006 года в начале скверика на пересечении улиц, названных именами двух профессиональных революционеров — К. Маркса и Н. Кардашева — немецкого теоретика и воронежского практика.
Автором бюста «воронежскому» Есенину выступил Народный художник РСФСР, академик и вице-президент Российской академии художеств А.А. Бичуков, а привез его в наш город исполнитель роли Сергея Есенина Народный артист России С. В. Безруков. После чего спонсировать проект взялся почитатель есенинских стихов, известный воронежский предприниматель и меценат В. А. Бубнов.

Памятник Владимиру Высоцкому

При финансовой поддержки того же меценатсвующего предпринимателя В. А. Бубнова в августе 2009 напротив здания Воронежского государственного института физической культуры появился памятник работы воронежского скульптора М.И. Дикунова, который водрузил на пьедестал бронзовый стул с сидящим на нем бронзовым поэтом – неподражаемым актёром и всенародно любимым автором-исполнителем песен В.С. Высоцким. И незадача не в том, что ради нового памятника был снесен старый, посвященный воронежским гимнастам , и даже не в том, что установщики памятника вопреки здравомыслящей логике разместили «воронежского» Высоцкого рядом с институтом физкультуры — как известно, певец не был приверженцем здорового образа жизни. Установка в центре города третьего по счету памятник поэту, который никогда в Воронеже не был и в своем творчестве даже вскользь нашего города ни разу не коснулся, является тенденцией. И как ту не вспомнить старый анекдот про чукчу и его оленей, которые один за другим прыгали с обрыва в пропасть!..

Впрочем, говорят, что дареному коню никто в зубы не смотрит. А все три памятника, если верить устным декларациям, относятся к разряду «безвозмездных даров городу»… Однако, из опыта наших предков мы знаем, что бесплатным бывает лишь сыр в мышеловке. А потому многим поколениям воронежцев придется потрудиться, объясняя воронежским детям и детям воронежских детей, равно как и всем гостям нашего города, что ни «воронежский» Пушкин, ни «воронежский» Есенин, ни «воронежский» Высоцкий, как и «воронежский» Ленин, никакого отношения к Воронежу не имеют. А памятники в Воронеже им поставлены, мягко говоря, по недоразумению.

А потом придется как-то объяснить еще одно недоразумение провинциальной жизни. Как ни печально, воронежские меценаты и установщики вышеперечисленных памятников обошли своим вниманием целый сонм достойнейших людей, заслуживающих чести быть увековеченными воронежцами в произведениях монументального искусства. Среди них — два лауреата Нобелевской премии — физики Н.И.Басов и П.А.Черенков, прославленные русские художники Н.И.Ге и И.Н.Крамской, создатель знаменитой русской винтовки-«трехлинейки», конструктор-оружейник О.И.Мосин, первый олимпийский чемпион в истории России Н.А. Панин-Коломенкин, всемирно известные ученый-почвовед В.В.Докучаева и ученый-лесовод Г.Ф.Морозов, один из известнейших российских историков Н.И. Костомарова, этнограф и фольклорист, издатель и собиратель народных сказок А.Н.Афанасьев, прославленные российские академики Н.Н.Бурденко и А.Л.Мазлумов , первый в мире ученый-космонавт К.П.Феоктистов, писатель Г.Н. Троепольского, и многие другие исторические личности, своей жизнью и делами связанные с Воронежем и Воронежским краем.

Первый воронежский памятник императору Петру Первому (торжественно открыт 30 августа 1860 года)

Рожденные в СССР, мы по общему воспитанию своему и образованию принципиально не можем иметь ничего против памятников Пушкину, Есенину, Высоцкому и даже Ленину, которые давно уже перешли из нашего общественного бытия в наш быт. Но, рожденные в Воронеже, мы должны понимать, что ни один из этих монументов не может сделать главное, ради чего существует монументальное искусство (лат. monumentum, от moneo — напоминаю) – своим бессловесным бытием напоминать воронежцам о реальных людях и культовых персонажах, чьи имена, золотом вписанные в историю отечества, помогают жителям одного города и одного края осознать себя сообществом близких людей – воронежским землячеством.

Ночной Воронеж из космоса





Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Copyright © Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2018. Все права защищены. bravovoronezh@gmail.com
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх