Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже
Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»

«Неворонежские» памятники Воронежа

Как правило, первое впечатление о городе, его архитектуре и культуре мы составляем, знакомясь с его центром, который, по определению, является лицом любого населенного пункта, его визитной карточкой. И в этом смысле особое значение для формирования образа города приобретают объекты монументального искусства — памятники и скульптуры, во все времена параллельно эстетическим целям выполнявшие задачи формирования общественного мнения путем воздействия на целевую аудиторию.

Воронежские коммунисты у воронежского памятника Ленину

А ее в данном случае составляет массовый зритель, а, точнее, люди, проходящие мимо объектов монументального искусства, которые специалистами делятся на две категории: увековечивающие память — и элементы городской декоративной скульптуры. Причем важнейшим из этих двух составляющих считается обращение к памяти – категории, являющейся основой монументального искусства, само название которого (monumentum) произошло от латинского слова «moneo» — напоминаю.

Первый в провинциальной России памятник Петру I в Воронеже

Наглядный тому пример первый воронежский памятник, установленный в 1860 году в память о Петре I, имя которого вписано в историю города вместе с эпохой строительства на воронежских верфях первых соединений регулярного военно-морского флота России. Показательно и то, что первый в Воронеже объект монументального искусства был установлен на главной воронежской улице, которая изначально носила название Большая Дворянская, а затем, при советской власти переименованная в проспект Революции, в конце XX века получила двойное название «проспект Революции/Большая Дворянская».

Памятник Петру Первому в Петровском сквере

Вслед за первым воронежским памятником на центральной улице Воронежа появились еще четыре объекта монументального искусства, увековечивших память самых известных воронежцев своим делами прославивших Воронежский край: поэту И. С. Никитину (1911), основателю первого в России народного хора М. Е. Пятницкому (1988), писателю А. П. Платонову (1999) и святителю Митрофану Воронежскому (2003).И так же, установленные в центральной части города, память о знаменитых воронежцах увековечили еще 6 монументов: в честь поэта А. В. Кольцова (1868), поэта и прозаика И. А. Бунина (1995), поэта О. Э. Мандельштама (2008), поэта С. Я. Маршака (2015), партийного и государственного деятеля В.И. Воротникова (2017), предпринимателя-новатора XIX века В.Г. Столля (2019).

Памятники воронежцам: А. В. Кольцову, И. А. Бунину, О. Э. Мандельштаму, С. Я. Маршаку, В.И. Воротникову и В.Г. Столлю (слева направо)

А потому можно понять чувство недоумения, которое испытает гость нашего города, приехавший на родину прославленных воронежцев, а увидевший на перекрестке улиц Кольцовской и Карла Маркса туристический указатель, который направит его к одной из официальных достопримечательностей городского центра — памятнику В.С. Высоцкому, при всем своем огромном таланте и всенародной популярности, никакого отношения (ни прямого, ни косвенного) к достоянию культуры Воронежа не имеющего.

Туристический указатель к памятнику В.С. Высоцкому, никакого отношения к достоянию культуры Воронежа не имеющего

По воспоминания очевидцев, идея установить в историческом центре города объект монументального искусства не связанного с судьбой Воронежа изначально вызвала протест коренных воронежцев. Равно как и место для установки памятника – перед входом в институт физической культуры, где к тому времени находилась скульптурная группа гимнастов, символизирующая собой спортивные достижения Воронежа. Однако вопреки протесту понимающих людей и простому здравому смыслу гимнасты были бездумно свергнуты с пьедестала, на котором в 2009 году утвердилась фигура певца и актера, являющегося воплощением нездорового образа жизни. Так в центре Воронежа появилась эта проблемная достопримечательность, к слову сказать, четвертая по счету скульптурная композиция откровенно «неворонежского» характера.

Установка памятника В.С. Высоцкому перед входом в Воронежский государственный институт физической культуры (2009 год)

Двумя годами ранее в 2007 году в историческом центре Воронежа (на пересечении улицы Кардашова и улицы Карла Маркса), опять же вопреки исторической логике и здравому смыслу, был установлен памятник поэту С. А. Есенину, который, как и поэт В.С. Высоцкий, к Воронежу и Воронежскому краю не имеет ни малейшего отношения.

Открытие памятника С.А. Есенину, никакого отношения к достоянию культуры Воронежа не имеющего (2007 год)

Единственное, что связало третий по счету «неворонежский» памятник с Воронежем – это актер С.В. Безруков, сыгравший Есенина в одноименном телесериале. По словам очевидцев, будучи на гастролях в нашем городе и получив предложение от властей поучаствовать в создании есенинского памятника, С.В. Безруков частично оплатил проект, пожертвовав на бронзовую скульптуру поэта свой гонорар. А средства на постамент и благоустройство выделил воронежский меценат и почитатель есенинских стихов В. А. Бубнов, по прихоти которого, в конечно счете, и появился в Воронеже памятник С. А. Есенину. Не где-нибудь, а в самом центре города, являющемся, как уже говорилось, его визитной карточкой.

Инициаторы установки памятника С.А. Есенину в центре Воронежа В.А. Бубнов и С.В. Безруков на открытие частного музея С.А. Есенина (Воронеж, 2012 год)

А еще раньше — в 1999 году, когда Россия с триумфальным размахом отмечала 200-летие со дня рождения А.С. Пушкина, Воронеж, как и несколько других провинциальных российских городов, обзавелся собственным памятником великому русскому поэту. Причем вся связь его с воронежским краем заключалось лишь в том, что поэт однажды проехал по землям Воронежской губернии на юг и обратно, не удосужившись заглянуть в Воронеж. А потому скульптурная композиция в честь А.С. Пушкина (при всем к нему уважении) относится к категории объектов монументального искусства «неворонежской» тематики.

Воронежский памятник А.С. Пушкину, который в Воронеже не удосужился побывать даже проездом

Как и стоящая на постаменте в шаговой доступности от урезанного по пояс Пушкина, огромная полнофигурная скульптура В.И. Ленина работы одного из самых известнейших советских скульпторов-монументалистов, академика АХ СССР, профессора Н. В. Томского.

Впервые установленная на главной воронежской площади в предвоенном 1940 году, а затем после того, как бронзовая фигура была увезена гитлеровскими оккупантами на переплавку, воссозданная автором и воздвигнутая на прежнее место в 1950 году, скульптура В.И. Ленина была и остается наиболее ярким символом советской эпохи, как в Воронеже, так и во всей стране. Об этом мало кто знает, но бронзовые отливы «воронежской» статуи были установлены как оригинальные монументы в Вильнюсе, Иркутске и Ленинграде, где двойник «воронежского» Ленина поныне располагался в нише центральной части фасада Варшавского вокзала.

Двойник «воронежского» Ленина на Варшавском вокзале в Санкт-Петербурге

Но главное что, по сравнению с другими объектами монументального искусства «неворонежского» характера, при всем своем культовом назначении воронежский ленинский памятник увековечил непосредственную связь В.И. Ленина с Воронежем и воронежцами, о чем имеются упоминания во всех изданиях полного собрания ленинского сочинений. И хотя главный организатор Третьей русской революции 1917 года никогда не бывал в наших краях, в государственных архивах хранятся более трёхсот ленинских документов, в которых затрагиваются вопросы, связанные с Воронежской губернией и деятельностью её партийной организации.

А, значит, памятник Ленину не зря стоит в Воронеже, продолжая вопреки всем переменам политического курса исполнять главное предназначение монументального искусства – своим бессловесным бытием напоминать воронежцам об их общем прошлом, и тем самым помогать жителям одного города осознать себя сообществом близких людей – землячеством. Ради этого и появляются на улицах городов объекты монументального искусства, само название которых происходит от латинского слова «moneo» — напоминаю.

Воронежский памятник Ленину (1942 и 2020 годы)





Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Все права защищены. Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2021
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75367 от 01 апреля 2019 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологи и массовых коммуникаций.
Учредители: А.И. Никонов и Е.М. Никонова
Главный редактор: А.И. Никонов (автор-исполнитель проекта)
тел.: +7 (473) 255-14-75
e-mail: bravo-voronezh@yandex.ru
12+
Проект «Браво, Воронеж! Виват, Россия!» создан и реализуется при патронаже Воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх