Притяжение земли - самая большая сила нашего мира. Используем её во благо нашего края! Земляки и все, кто ими себя ощущает, присоединяйтесь к нашим сообществам "Браво, Воронеж!" в социальных сетях

Гербы и флаги Воронежа и Воронежской области

Как в представительстве любого государства, самыми существенными и популярными официальными символами которых выступают герб, флаг и гимн, так и в коммуникациях городов и регионов России почетное место в официальной символике принадлежит флагам и гербам, которые, появившись в разные исторические периоды, языком символов и аллегорий отражают исторические, природные и экономические особенности российских регионов и их административных центров.

Воронеж и флаг города

Причем создание гербов – это целая наука, гербоведение или геральдика (позднелатинское heraldica, от heraldus — глашатай), которая возникла в Средние века из обычая оглашать перед началом турнира изображение герба рыцаря в доказательство его прав на участие в состязании. Эти глашатаи-герольды были одновременно и создателями первых гербов, которые появились во 2-й половине XIII века. А к первой половине XIV века относятся древнейший гербовник «Цюрихский» («Zuricher Wappenrolle», 1320) и первое изложение правил геральдики, сделанное итальянским юристом Бартоло да Сассоферрато.

Бартоло да Сассоферрато

С образованием сословных монархий практическая геральдики принимает государственный характер: право пожалования и утверждения гербов становится исключительной привилегией королей. В XV веке в Германии впервые была введена в обиход гербовая грамота — официальное свидетельство на право употребления изображенного и описанного в нём герба. Вместе с тем появляются учёные-геральдисты, которые начинают разрабатывать теорию геральдики, а при королевских дворах учреждаются специальные ведомства во главе с герольдмейстером: в 1696 году — во Франция, в 1706 года — в Пруссии. При этом за утверждение герба устанавливается определённая такса — «розыск прав на герб» (droit de recherche), а за пользование неутверждённым гербом взыскивается штраф.

Ученый-геральдист XVI века

Первым своим официальным символом Воронеж обязан основателю города-крепости, воеводе С.Ф. Сабурову, который все свои документы, приказы и распоряжения скреплял своей личной печатью с изображением герба рода Сабуровых, представлявшего из себя изображение пятиугольного щита, разделенного на три части. В верхней трети, в красном поле была отображена серебристая стрела, в нижней левой части, на голубом поле изображена золотая пика, обращенная вверх остриём, в правой же части, на серебряном поле была изображена орлиная лапа, держащая саблю. Со временем, личный символ воеводы стал ассоциироваться с городом, и некоторые исследователи представляли его в качестве первого герба древнего Воронежа.

Родовой герб основателя города-крепости Воронеж, воеводы С.Ф. Сабурова

 

Однако, заимствованная с Запада, как наука, геральдика в России приобрела официальное, государственное значение лишь во второй половине XVII века. В то время в нашей стране появились первые геральдические сочинения, которые носили характер гербовников и имели своей целью обосновать высокое положение русского царя среди европейских монархов: «Титулярник» (1672), сочинение Л. Курелича о родстве русского царя с европейскими монархами (1673), «Книга в десть о родословии и гербах Российских разных знатных шляхецких фамилий» (1686—87, рукопись не сохранилась).

«Титулярник» (1672 год)

 

Впервые в России термин «городской герб» официально появился в начале правления Петра I в царском указе 1692 года, предписывавшем изготовить для города Ярославля печать с изображением ярославского герба и надписью: «Печать града Ярославля». Указ царя исполнили, поместив на печати эмблему Ярославского княжества: стоящий на задних лапах медведь держит в правой лапе положенную на плечо алебарду. И, кстати, эта эмблема используется до сих пор.

Герб Ярославля и печать губернатора Ярославской области

В 1722 году по указу Петра I была создана герольдмейстерская контора при Сенате — Герольдия, куда для создания гербов собирались со всей страны по специальным анкетам сведения о городах, рассказывающие о том, «сколь давно и от какого случая или причины и от кого те города построены, каменные, или деревянные, или земляные, и от каких причин какими именами названы...» А за разработку символов городской власти взялся граф Франциск де Санти — известный специалист в области геральдики, приглашенный из Амстердама в качестве товарища (помощника) герольдмейстера на должность составителя гербов.

Герольдмейстер граф Франциск де Санти и страница герольдмейстерской книги эпохи Петра I

За годы своей деятельности в России Франциск де Санти сочинил, исправил и нарисовал по правилам геральдики около сотни гербов. Среди них был и первый символ города Воронежа, в основу которого была положена эмблема, изображенная на знамени Воронежского пехотного полка. Ее описание приведено в знаменном гербовнике 1730 года: «В золотом щите на червленом поле две медные пушки на стенках, из которых на одной сидит белый одноглавый орел. Под пушками земля зеленая». Герб точно передавал особое значение города Воронежа в петровскую эпоху. Серебряный орел, сидящий на пушке, окруженной стрелами молний, символизировал победу, одержанную в Азовских походах Петра I. А зеленое поле говорило о плодородных черноземных почвах Воронежского края.

Вид на Воронеж (гравюра де Бруина, 1703 год) и воронежский герб 1730 года

 

В эпоху правления Екатерины II в 1775 году в России начались реформы местного управления. Города были выделены в самостоятельную административную единицу, и городской герб стал обязательным для каждого городского поселения. Новое административное деление России – объединение губерний в наместничества – привело так же к изменению формы городского герба: герб наместничества стал размещаться в верхней, главной части щита, городская эмблема — в нижней, второстепенной.

Гербы воронежской губернии и уездных центров

В ходе составления гербов для всех городов Воронежской губернии, эмблема Воронежа была изменена герольдмейстером Александром Андреевичем Волковым. Предположительной причиной коренных изменений послужило сходство Воронежского и Смоленского гербов, на обоих символах которых была изображена птица, сидящая на пушке. При нечетком или мелком изображении, это могло привести к путанице.

Сходство Воронежского и Смоленского гербов в начале правления Екатерины II

Предложенный герольдмейстером А.А. Волковым, проект воронежского герба был высочайше утверждён императрицей Екатериной II 2 октября (21 сентября по старому стилю) 1781 года. В издании «Изображение губернских, наместнических, коллежских и всех штатских мундиров» (1794) дано такое описание герба Воронежского наместничества: «Щит разделенный на двое, в верхней части онаго в золотом поле двуглавый чёрный орёл, а в нижней части в красном поле опрокинутый на косогоре сосуд, из которого истекает река Воронеж».

Пожалованный Екатериной II в 1781 году, герб Воронежа и его автор герольдмейстер А.А. Волков

Так в гербе 1781 года впервые появился опрокинутый кувшин с изливающейся из него рекой, который можно считать уникальным историческим символом Воронежа. В геральдике такой образ служит традиционным знаком источника, начала, бесконечного плодородия и неисчерпаемой природной силы. При этом геральдисты эпохи Екатерины II посчитали необходимым уточнить аллегорическую символику истока и в своем описание герба назвали изливающуюся из кувшина воду «рекой» с ее реальным именем «Воронеж». И в этом смысле появление реки Воронеж на гербе города не случайно, ибо является прямым напоминанием о воронежских верфях, на которых при Петре I было положено начало регулярному военному российскому флоту, а в годы царствования Екатерины II — Черноморскому флоту России...

Строительство кораблей Азовской флотилии в Воронеже

Для Воронежа, как города-крепости, воздвигнутого на холмах, важным и бесспорно узнаваемым элементом герба 1781 года являлся правобережный холм, по которому стекала река, изливаясь из символического кувшина. Причем этот элемент изначально был представлен геральдистами в в двух равнозначных образах: в виде покрытого травой косогора и черноземного склона, что недвусмысленно символизировало плодородные черноземные почвы Воронежского края, которые и по сей день являются одним из главных богатств региона.

Пожалованный Екатериной II в 1781 году, первый герб Воронежа в двух равнозначных вариантах

Особо надо подчеркнуть, что включение в эмблему города двуглавого орла, как геральдического знака общегосударственного значения, было делом необычным, и герб Воронежа 1781 года стал исключением из практики того времени, пожалованный нашему городу императрицей Екатериной II в знак особых заслуг Воронежа и воронежцев в становлении и развитии государства российского, а так же охране его южных рубежей и строительство военно-морских сил России. Если оперировать понятиями россиян второй половины XX и начала XXI веков, то двуглавый орёл в золотом поле воронежского герба 1871 года равнозначен присвоению звания «город-герой» в эпоху СССР. Такой чести в Российской империи наряду с Воронежем были удостоены меньше десятка городов.

Пожалованный Екатериной II, герб Воронежа и Воронежского наместничества в верхней части уездных гербов (1781 год)

Пожалованный Екатериной II в 1781 году, герб Воронежа оставался в своем первозданном виде более ста лет, присутствуя на пуговицах губернских чиновников согласно указам 1809 и 1824 годов. Но после восшествия в 1855 году на престол императора Александра II, помимо всего прочего решившего упорядочить герботворчество в империи, в российском гербоведении произошли изменения.

Император Александра II

Навести новый порядок в российской государственной символике было доверено барону Бернгард-Карлу Кёне — немцу по рождению, получившему российское гражданство и назначенному летом 1857 года управляющим Гербовым отделением при департаменте Герольдии Правительствующего Сената.

Имперский герб России, созданный в 1856 году Бернгардом Карлом Кёне

Личность и труды барона Кёне, именовавшегося в России Борисом Васильевичем, получили в геральдической историографии крайне резкую отрицательную оценку в качестве геральдиста-носителя совершенно не русского духа и нарушающего правила геральдики России. Даже имперский герб России, созданный в 1856 году трудами Бернгарда Карла Кёне, имел очень критические отклики. А его деятельность на посту главного герольдмейстера Российской империи привела к ужасной путанице в российской геральдике. В течении 30 лет проводя в России масштабную геральдическую реформу, барон Кёне унифицировал и придал системность корпусу российских родовых и территориальных гербов путём приведения их в соответствие с правилами европейской геральдики. Под его началом были созданы и высочайше утверждены «Правила украшений гербов губерний, областей, градоначальств, городов и посадов», согласно которым стали вновь утверждаться территориальные гербы, а параллельно исправляться «ошибки» и убираться элементы, «недопустимые» в геральдике, по мнению, заграничного специалиста.

Барон Бернгард-Карл Кёне и созданные им российские гербы

Так после столетнего существования воронежского герба, пожалованного Воронежу императрицей Екатериной II в 1781 году, в ряду «исправленных» бароном Кёне российских гербов появился новый герб Воронежской губернии. Высочайше утверждённый 17 июля (5 июля по ст. ст.) 1878 года (закон № 58684), он получил следующее описание: «В червлёном щите, золотая гора, исходящая с правого бока щита, на которой серебряный кувшин, изливающий такую же воду. Щит увенчан Императорскою короною и окружён золотыми дубовыми листьями, соединёнными Андреевскою лентою».

Карта с гербом Воронежской губернии, «исправленным» бароном Кёне и утверждённым императором Александром II в 1878 году

В результате реформы русской геральдики со щита воронежского герба 1781 года были удалены практически все символы местного значения: название реки Воронеж в описании было заменено общим словом «вода», а черноземный косогор, являвшийся самой значимой аллегорией черноземного края, был заменен на золотую гору, даже отдаленно не напоминающую воронежские холмы, ибо она была сложена геральдистами времен Александра II из огромных валунов, которые для воронежцев являются ничем иным, как диковинкой.

Два воронежских герба с разницей в столетие: созданный бароном Кёне и утвержденный Александром II в 1878 году и пожалованный Воронежу императрицей Екатериной II в 1781 году

Почему герольдмейстер Кёне отказался от чернозема в пользу валунов? Лидер движения «Наследие предков» Виктор Глущенко считает, что вероятнее всего здесь прослеживается масонское влияние. Строгий запрет тайных обществ после 1825 года не остановил тайной масонской деятельности, а с воцарением Александра II их положение изменилось к лучшему хотя бы по тому, что министром внутренних дел был назначен глава петербургской масонской ложи граф С.С. Ланской (1855—1861).

Министр внутренних дел Российской империи и глава петербургской масонской ложи граф С.С. Ланской

Камни – это главный символ масонов, именовавших себя «вольными каменщиками», работа которых символически состоит в том, чтобы, отесывая грубый камень, улучшать непосредственное творение природы, дабы удалить с него шероховатости и неровности и приблизить его к форме, соответствующей его назначению. И в любом случае, реформирующему герб Воронежской губернии, немецкому барону Кёне, как выходцу из «каменной» Европы, золотые валуны, были ближе и понятнее, чем чернозем, являющийся природным символом черноземной России.

Камни на воронежском гербе и на тайном знаке масонов

Позднее, при восшествии на престол императора Александра III, образ воронежского герба претерпел изменения. В новой редакции от 1881 года на воронежском гербе вместо императорской короны появилась золотая башенная корона о трех зубцах, а щит предстал в обрамлении колосьев, как символа хлебного края России. Однако, косогор, сложенный  из золотых камней герольдмейстером Кёне при императоре Александре II, остался без существенных изменений. Разве что камни были несколько уменьшены в размерах.

Воронежский герб с изменениями 1881 года, сделанными при императоре Александре III

После революции 1917 года многие гербы, отражающие монархическую или религиозную символику, были практически упразднены. Но тяга к гербам, этим красочным знакам, олицетворяющим сплав минувшего и настоящего, оказалась сильнее бюрократических запретов. Геральдическая традиция доказала свою жизненность. С 1960-х годов в разных городах – больших и малых, древних и юных – стали создаваться новые административные символы. При этом советская символика в корне отличалась от существовавших геральдических традиций. На смену пушкам, коронам, орлам и мечам пришли сельскохозяйственные и промышленные символы, призванные отразить успехи народного хозяйства. Процесс создания новой городской символики пошел очень быстро и стихийно: на волне первого «геральдического бума» в 1967—1975 годах было утверждено около 250 гербов советских городов.

Значки с гербами городов СССР

Среди них был и Воронеж. 24 марта 1969 года I сессия XII созыва Воронежского городского Совета депутатов трудящихся утвердила герб города, автором которого выступил В.П.Диденко. В его основу была взята форма щита, что соответствует традициям русской геральдики. В верхней части щита, в его «шапке», помещен государственный флаг РСФСР. В центре на золотисто-желтом поле символично изображены основные направления воронежской промышленности: полушестерня, как символ машиностроения и знак полупроводникового транзистора — символ радиоэлектроники, а также колосья пшеницы символизирующие сельскохозяйственное производство. Зубцы крепостной стены в нижней части герба напоминают о городе-крепости, стоявшей на страже южных границ во времена набегов кочевников, а также о тяжелом ратном труде в годы гражданской и Великой Отечественной войн. В эту стену коричневого цвета вписан красный квадрат с белым трехмачтовым парусником, напоминания о городе, как колыбели русского регулярного военного флота. В нижней части щита голубое поле с волнистыми линиями, символизирующими реку Воронеж и водохранилище — «Воронежское море».

В 1990-х годах, вместе с коренными реформами в общественно-политической жизни страны, пришли изменения и в городскую символику. На волне отрицания всего советского, 19 июля 1994 года постановлением главы Администрации Воронежа №550 от 19 июля 1994 года был утвержден новый герб Воронежа. В качестве нового символа города был восстановлен старинный образ, в котором слились сразу три герба – изначальный образ 1781 года, утвержденный Екатериной II, «исправленный» герольдмейстером Кёне при Александре II, образчик 1878 года, и версия 1881 года, принадлежащая периоду царствования Александра III. Причем, внеся путаницу в местное гербоведение, авторы-разработчики воронежского герба 1994 года объявили его основой исторический герб 1781 года, как бы не заметив их основополагающих и принципиальных отличий — черноземного косогора и двуглавого орла (на гербе 1781 года) и отсутствия оных (на гербах 1878 и 1881 годов), где черноземный воронежский холм был заменен горой, сложенной из крупных золотых валунов. Ничтоже сумняшеся разработчики нового герба Воронежа вслед за бароном Кёне представили ту каменную возвышенность общественности в качестве ассоциативного образа крутого воронежского правобережья. При этом уже тогда в описаниях этого неясного для воронежцев символа города его толкователи старались избегать слова «валуны», предпочитая говорить вообще о некой «золотой горе».

Золотая гора воронежской геральдики новейшего времени

Восстановленный герб описан в Уставе города: «Герб города Воронежа представляет собой французский щит, на червленом поле которого изображена золотая гора, исходящая с правой стороны (для наблюдателя с левой). На горе изображен серебряный кувшин, изливающий таковую же воду. Щит увенчан золотой башенной короной с тремя зубцами и окружен двумя золотыми колосьями, соединенными Александровской лентой». Так, вопреки исторической логике геральдистов эпохи Екатерины II, установивших на первом воронежском гербе 1781 года черноземный косогор, по которому изливалась река Воронеж, за основу нового герба Воронежа был принят более поздний вариант, а, точнее, даже два варианта. Из эпохи Александра III  (герб образца 1881 года) было извлечено внешнее оформление шита — трехбашенная корона и колосья, символизирующие хлебное богатство черноземного края. А из времени правления Александра II (герб образца 1878 года) позаимствовали главный образ   герольдмейстера Бернгард-Карла Кёне с возвышенностью, сложенной из необработанных камней, являющихся символом «вольных каменщиков» — масонов. И при этом геральдисты новой России каким-то непостижимым образом не удосужились или «забыли» включить в восстановленный воронежский герб двуглавого российского орла, пожалованного Воронежу Екатериной II в 1781 году за особые заслуги города в деле становления российской государственности.

Воронежский герб 1994 года

Однако спустя несколько лет воронежским властям вновь пришлось вернуться к вопросу об официальной символике города. Герб, утвержденный администрацией города в 1994 году оказался не легитимным, так как не проходил через регистрацию в Геральдическом совете при Президенте России. В дополнении к этому, оказалось, что эмблема города не соответствует геральдическим нормам и правилам.

Воронежский герб образца 1994 года на здании железнодорожного вокзала Воронеж-I

Разработка нового проекта главного символа и представление его в Геральдическом совете было поручено в 2004 году общественной общероссийской организации «Союз геральдистов России». Причем разработанные варианты вызвали жаркие и продолжительные споры среди депутатов и общественности Воронежа. Обходя вниманием несуразную «золотую гору», сложенную из камней масонского толка и выдаваемую разработчиками герба за образ крутого правобережья столицы Черноземья, основные претензии предъявлялись к появлению щитодержателей — Пигмалиона и Галатеи и к серфингу, олицетворяющих Петра Первого и Россию. При этом в образе «мужчины с молотом» и «женщины-скалы» многие находили элементы эклектики и даже масонскую символику.

Варианты воронежского герба 2004 года

Нескончаемые прения сторон прекратила прокуратура — не имея утвержденного символа, городская Дума использовала государственный герб РФ на бланках своих документов и печатях, о недопустимости чего и было вынесено постановление суда. Городские власти были вынуждены поторопиться с выбором и на ближайшем заседание гордумы 26 сентября 2008 года депутаты определились на варианте с былинными богатырями-витязями, символизирующими воинские заслуги Воронежа: «В червленом (красном) поле с золотой главой, обремененной черным двуглавым орлом с золотыми клювами, лапами и глазами, с червлеными языками, увенчанным тремя золотыми императорскими коронами и держащим в правой лапе золотой скипетр, а в левой – золотую державу, выходящая справа золотая сложенная из валунов гора, на склоне которой – опрокинутый серебряный кувшин, изливающий серебряную воду. Щит увенчан золотой башенной короной о пяти видимых зубцах, окруженной по обручу золотым лавровым венком. Щитодержатели – витязи на зеленой земле в серебряных кольчугах, зерцальных доспехах, шлемах со стрелками и несомкнутыми спереди бармицами, в червленых плащах, заколотых на правом плече серебром, в рубахах и сапогах той же финифти и портах того же металла; правый – держит в правой руке золотой меч, направленный книзу, а на поясе его – золотые ножны; левый – держит в левой руке перед собой золотой старинный (миндалевидный) щит, на котором размещена эмблема с полкового знамени пехотного полка, утвержденная 8 марта 1730 года, на поясе его – меч в ножнах того же металла. Щит обрамлен орденскими лентами: справа – ордена Ленина, а слева – ордена Отечественной войны I степени».


Полный герб Воронежа, принятый Городской Думой 26 сентября 2008 года и внесенный в Государственный геральдический регистр Российской Федерации на основании решения Геральдического совета при Президенте Российской Федерации от 30 октября 2008 года

Таким образом, в окончательном варианте воронежского герба, принятого Городской Думой 26 сентября 2008 года и внесенного в Государственный геральдический регистр Российской Федерации на основании решения Геральдического совета при Президенте Российской Федерации от 30 октября 2008 года, вместе изначального темного черноземного косогора (протогерб 1781 года), на гербовом щите красуется гора, сложенная из золотых валунов «вольным каменщиком» бароном Кёне в 1878 году, а щит украшает трехбашенная корона, заимствованная из воронежского герба образца 1881 года. И вопрос, почему авторская группа, работавшая над воронежской символикой ( К. Моченов (Химки), М. Медведев (С. — Петербург), Ю. Коржик (Воронеж), О. Афанасьева (Москва)), не пожелала вернуться к исторической основе первого воронежского герба, пожалованного Воронежу Екатериной II в 1781 году, а воспользовалась более поздними вариациями 1878 и 1881 годов, зависает в воздухе. И хотелось бы верить, что авторы — профессиональные геральдисты! — не задумывались о символическом значении золотых валунов, в реальности никогда не существовавших на земле Воронежского края, главным богатством и символом которого были и остаются черноземные почвы.

Воронеж — исторический центр Черноземья

Как бы то ни было, этот вариант воронежского герба ныне является официальным символом Воронежа. В конце января 2009 года глава города подписал распоряжение об использовании изображения нового герба на печатях и бланках городской администрации. При этом устанавливались три равнодопустимых версии герба города Воронежа: полный герб города, средний герб (коронованный щит) и малый герб (гербовый щит без золотой короны и украшений).

Три равнодопустимых версии герба города Воронежа: полный герб города, средний герб (коронованный щит) и малый герб (гербовый щит без золотой короны и украшений)

Составленный на основании герба и языком символов и аллегорий отражающий исторические и природные особенности города, 26 сентября 2008 года был утверждён флаг Воронежа, который внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 4447.  Его описание гласит: «Прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, состоящее из двух горизонтальных полос: жёлтого (вверху, шириной 1/3 ширины полотнища) и красного цветов. В центре верхней полосы — двуглавый орёл чёрного цвета с клювами, лапами и глазами жёлтого цвета, с языками красного цвета, увенчанный тремя императорскими коронами жёлтого цвета и держащий в правой лапе скипетр жёлтого цвета, в левой лапе — державу жёлтого цвета. В части красной полосы у древка — выходящая наполовину от древка сложенная из валунов гора жёлтого цвета, на склоне которой — опрокинутый кувшин белого цвета, изливающий воду белого цвета».

Флаг городского округа город Воронеж

Заведомую путаницу в понимание проблемы так же вносит описание современного флага и герба Воронежской области, основную композицию которых якобы представляет исторический герб Воронежа, пожалованный городу императрицей Екатериной II 2 октября (по старому стилю — 21 сентября) 1781 года. В реальности композиция герба и флага Воронежской области соответствует более позднему воронежскому гербу, утверждённому императором Александром II 17 июля (по старому стилю — 5 июля) 1878 года, подлинное описание которого гласит «В червлёном щите, золотая гора, исходящая с правого бока щита, на которой серебряный кувшин, изливающий такую же воду».

Два воронежских герба (1781 и 1878 годов), взятых за основу композиции современных гербов и флагов Воронежа и Воронежской области

Следовательно, основой композиций современного Герба Воронежской области является исторический образ воронежского герба, «исправленного» герольдмейстером Кёне и утвержденного Александром II  в 1878 году.  Принятый 5 июля 2005 года, он и ныне является официальным символом Воронежской области. Его описание гласит: «В червлёном поле выходящая справа сложенная из золотых крупных камней гора, на склоне которой – опрокинутый серебряный кувшин, изливающий серебряную воду. Щит увенчан императорской короной. Щитодержатели – серебряные воздевшие крылья и простирающие их от щита орлы с червлёными языками, золотыми лапами и клювами. Подножие – положенные накрест два золотых пушечных ствола, из жерл которых исходит червлёное, окружённое серебряным дымом пламя. Снизу и по сторонам пушечные стволы окружены двумя золотыми дубовыми ветвями, соединёнными черенками накрест под центром щита и расходящимися вниз и в стороны, и обвиты двумя лентами ордена Ленина». Одним словом, авторы постарались старательно уместить в гербе всё, что только возможно. Здесь существуют вместе и императорская корона, и две ленты ордена Ленина, но по необъяснимой причине отсутствует два главнейших геральдических символа Воронежского края — двуглавый орел, пожалованный административному центру Воронежской губернии и Воронежского наместничества в знак особых заслуг Воронежа и воронежцев в становлении и развитии государства российского, а так же, подмененный пресловутой золотой горой, черноземный косогор, который является уникальной и понятной всему миру аллегорией черноземного края.

Герб и флаг Воронежской области новейшего времени

30 мая 2005 года Воронежской областной думой был утверждён и 5 июля 2005 года подписан главой администрации области проект флага Воронежской области, который представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета отношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее композицию герба Воронежской области: выходящую от древка жёлтую гору, сложенную из крупных камней, на склоне которой — белый опрокинутый кувшин, изливающий белую воду. Заслуженный воронежцами и в течение целого столетия украшавший герб Воронежской губернии, двуглавый орел  здесь так же отсутствует по непонятным причинам.

Флаг Воронежской Области

Таким образом, вопрос о том, почему из официальной символики Воронежской области  убрали два самых важных исторических символа Воронежского края – двуглавого орла и черноземный косогор, появившиеся на первом воронежском гербе 1781 года, остается открытым. И, глядя на геральдическую гору, сложенную из золотых камней в 1878 году и последовательно повторенную в 1994, 2004, 2005 и 2008 году, остается лишь напомнить геральдистами новейшего времени старую русскую пословицу «Не все то — золото, что блестит!» Ибо не позолоченные булыжники, а плодородные черноземные почвы были и остаются главным богатством Воронежской области, исторически позиционирующей себя основным регионом Центрального Черноземья России.

Памятник русскому чернозему в поселке Панино (Воронежской области)





Понравилось? Поделись с друзьями!
Подпишись на новости!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl-Enter


Интересные и полезные интернет-ресурсы Воронежского региона:
Достопримечательности Воронежского края
Памятные места Воронежа
Воронежские музеи
Воронежские театры
Масс-медиа Воронежа
Воронежские органы власти

Все права защищены. Сетевое издание "Браво, Воронеж!", 2019
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-75367 от 01 апреля 2019 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологи и массовых коммуникаций.
bravovoronezh@gmail.com
При перепечатке активная ссылка на сайт обязательна.


Вверх